Пора в реанимацию

Спецвыпуск
Москва, 13.10.2008
«Эксперт Северо-Запад» №40 (388)
Депутаты Госдумы в осеннюю сессию 2008 года планируют принять поправки в законодательство о портовых особых экономических зонах. Часть нововведений имеет принципиальное значение

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» будет скорректирован. Как заявил на конференции GlobalPort-2008 председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы России Евгений Федоров, рассмотрение поправок, касающихся развития портовых экономических зон (ПОЭЗ) состоится в текущем месяце в первом чтении, в ноябре – во втором и третьем чтении.

Некоторые из этих изменений крайне важны с точки зрения повышения привлекательности ПОЭЗ для частного капитала. Во-первых, в десять раз снижается объем обязательных капитальных вложений со стороны резидентов зон. Теперь в строительство нового порта или нового объекта в морской гавани требуется вложить не менее 10 млн евро (ранее – 100 млн евро). «Изначально слишком высоко подняли порог вхождения в состав резидентов зоны, за счет этого практически отсекался средний бизнес», – объясняет Евгений Федоров. Во-вторых, в территорию ПОЭЗ включаются акватории порта: зона сможет состоять из нескольких обособленных участков с общей акваторией. В-третьих, расширен перечень разрешенных видов деятельности, без которых работа любого морского или речного порта попросту немыслима (лоцманская проводка, бункеровка судов).

Наконец, предполагается скорректировать норму, требующую от бизнеса, который уже владеет собственностью в порту (а зачастую и правами долгосрочной аренды земельных участков), передать ее в управление государству. Сейчас правила развития ОЭЗ предусматривают, что финансирование со стороны федерации обеспечит Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), а управлять и распоряжаться их земельными участками станет госкомпания «ОЭЗ».

Мимо кассы

Впрочем, в поле зрения думцев попали не все очевидные ляпы закона. К примеру, поправки обходят стороной запрет на переработку сырья (в том числе нефти) на территории зон. «Мы предлагали добавить в список разрешенной деятельности литейное производство, – говорит начальник отдела инвестиций управления внешних связей РосОЭЗ Татьяна Прихожан. – Страна остро нуждается в качественном литье, однако к мнению РосОЭЗ не прислушались». Кроме того, пока сохраняется непродуманный запрет на работу нерезидентов в зоне и, с другой стороны, запрет резидентам ОЭЗ работать за ее пределами. Также закон запрещает распространение режима портовой зоны на пассажирские терминалы. Этот ряд можно продолжить.

За что боролись

ПОЭЗ задумывались как очаги комплексного преодоления крайне неблагоприятного экономического климата для несырьевых отраслей, особенно – сферы логистики. Параллельно за счет роста перевалочных мощностей должен был решаться вопрос привлечения дополнительных грузопотоков, о чем в последнее время без устали твердят чиновники всех рангов.

ПОЭЗ узаконили осенью прошлого года. При этом документ, регламентирующий работу портовых зон, усилиями Минфина был выхолощен до такой степени, что практически потерял привлекательность для бизнеса. По словам вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, руководители регионов не раз обращали внимание на очевидные несуразности еще на стадии подготовки законопроекта. Но они так и не были устранены, в результате закон получился мертворожденным.

Поэтому неудивительно, что государственный конкурс по отбору площадок под размещение ПОЭЗ фактически провалился (см. «Полный пролет», «Эксперт С-З» №23 от 9 июня 2008 года). Было отобрано только три территории – красноярский аэропорт «Емельяново», ульяновский аэропорт «Ульяновск-Восточный» и морской порт Советская Гавань в Хабаровском крае. Этого явно недостаточно для развития рынка грузоперевозок, если учесть, что только в морских портах изначально планировалось открыть не менее пяти ОЭЗ – по одной в каждом из морских бассейнов. Больше того, прошло уже четыре месяца (итоги конкурса подвели в июне), а ни на одной из трех площадок портовая зона юридически не образована. «В ближайшее время постановлением правительства портовая зона может быть создана в Ульяновске, документы по двум другим – на стадии проработки», – пытается обнадежить Татьяна Прихожан.

Санкт-Петербург

Отстали от времени

Первые портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) появились в 1970-х годах в США. К настоящему моменту они получили широкое распространение по всему миру, кроме России. Вместе с тем в развитых странах строят уже не просто ПОЭЗ, а зоны смешанного типа – портово-производственные и портово-торговые. В России создание таких очагов экономического роста пока даже законом не предусмотрено.

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (388) 13 октября 2008
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Реклама