Законы не обманешь

Тема недели
Москва, 13.10.2008
«Эксперт Северо-Запад» №40 (388)

Федеральным и иностранным продовольственным сетевым компаниям уже тесно в Москве и Санкт-Петербурге. Они все активнее устремляют свои взоры вглубь страны. Но региональная экспансия ритейлеров все больше напоминает венчур – невозможно не только просчитать рентабельность или срок окупаемости проекта, но даже прогнозировать сроки ввода торгового комплекса в эксплуатацию. Достаточно мэру повздорить с губернатором, и сетевая компания становится заложником этой политической игры. А уж если у мэра или губернатора имеются собственные бизнес-интересы в ритейле, то такой регион вообще лучше обходить стороной. Каждый из этапов проекта – покупка земельного участка, согласование проекта строительства, приемка объекта и даже получение лицензии на торговлю алкоголем – может длиться годами и при этом сопровождаться судебными тяжбами.

Случай в Петрозаводске, где «Лента» и «Ташир» сталкиваются с сильным противодействием со стороны чиновничества, не единичен. Скорее напротив – единичны случаи спокойного вхождения ритейлеров в новый для себя регион. И это является самой настоящей дикостью. Страна словно поделена на 80 с лишним (по числу субъектов РФ) удельных княжеств, в каждом из которых действуют свои правила игры. И эти правила не имеют ничего общего с законами экономического развития.

Договориться с мэром или его заместителем мало – надо изучать политическую ситуацию в регионе в подробностях. Иначе, как это случилось в Петрозаводске с «Лентой», можно построить гипермаркет, но из-за бизнес-интересов окружения губернатора не получить разрешения на его эксплуатацию. А после того как комплекс построен, вести переговоры уже можно только с позиции слабого: гипермаркет в другое место не перенесешь, деньги потрачены, кредиты, за счет которых велось строительство, необходимо погашать, а значит, магазин надо открывать любой ценой.

Цена входа в новый регион для ритейлера может достигать 30% от стоимости строительства. Это не только открытая коррупция, но и скрытая: сетевую компанию обязательно попросят заасфальтировать несколько соседних улиц, отремонтировать фасады домов, разбить лесопарковую зону и т.п. Но в цивилизованном мире это забота муниципального бюджета. Нам могут возразить – мол, в России как нигде в Европе муниципальная ветвь власти сидит на голодном бюджетном пайке. Это правда. Но, во-первых, бюджетная нищета все-таки обходит стороной крупные города (а в небольшие населенные пункты федеральные сети пока не очень стремятся). А во-вторых, даже если вокруг нищета, чиновник тем более должен думать о привлечении в город новых налогоплательщиков, а не отпугивать их огромными отчислениями на социальную и прочую инфраструктуру, не связанную непосредственно с бизнесом.

Монополизм никогда не способствовал подъему экономики. Есть, конечно, стратегические отрасли, где монополии являются опорой государства. Но розницу, тем более продовольственную, к таким отраслям никак не отнесешь. Наоборот, здесь как ни в одной другой отрасли конкуренция абсолютно необходима. И особенно сейчас, когда цены на продовольствие растут небывалыми темпами.

В июле, подводя итоги социально-экономического развития Карелии в первом полугодии, республиканские чиновники сокрушались, что регион вышел в лидеры по темпам роста цен в Северо-Западном федеральном округе. К 1 июля инфляция в республике достигла 9,2%, а продовольствие за полгода подорожало еще существеннее – на 11,8%. Вся остальная страна в среднем догнала Карелию по темпам инфляции только через месяц, а по динамике роста цен на продовольствие – почти через два. Наивно, конечно же, было бы полагать, что корни печального лидерства Карелии по темпам инфляции только в отношении к ритейлерам в столице республики. Но отчасти и в этом тоже. Чем неблагоприятнее инвестиционный климат в регионе, чем больше делается для сохранения монополий в самых что ни на есть рыночных секторах экономики, тем выше цены. Законы экономики не обманешь.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (388) 13 октября 2008
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Реклама