Выше головы не прыгнешь

20 октября 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

В минувшую среду состоялась пресс-конференция, посвященная итогам пятилетней работы Валентины Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга. Мы решили обнародовать свой взгляд на эти итоги, исходя из наших представлений о роли городских властей.

Деятельность руководителя любого региона должна быть в первую очередь направлена на удовлетворение объективных потребностей подведомственной территории, населяющих ее граждан. В Санкт-Петербурге к моменту прихода Валентины Матвиенко к власти такие потребности были вполне осознаны группами городского населения. Эти потребности, с одной стороны, были связаны с количеством и качеством услуг, предоставляемых государством, а с другой – с условиями для бизнеса, позволяющими ему зарабатывать и оказывать свою часть услуг. По тому, насколько Матвиенко за прошедшие пять лет смогла усилиями своей администрации удовлетворить запросы общества, и следует, по нашему мнению, судить о результатах ее деятельности.

Надо сказать, такой взгляд на предназначение власти соответствует представлениям самой Валентины Матвиенко, по крайней мере тем, что были у нее пять лет назад, когда она объявила своей главной задачей сделать Петербург городом с европейским качеством жизни. Что вполне соответствовало желаниям большинства петербуржцев. Под этот месседж ее команда создала целую систему государственного планирования. При этом, как подчеркивали идеологи нового подхода, выполнение поставленной задачи зависело не столько от счастливого стечения объективных внешних обстоятельств, сколько от усилий самой администрации по проведению необходимых институциональных реформ.

Между тем большая часть впечатляющих показателей, продемонстрированных Матвиенко в отчете, посвященном юбилею ее губернаторства, достигнуты в конечном счете за счет общего экономического роста страны благодаря благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители. Хотя Петербург и не является сырьевым регионом, свою часть доходов от этой конъюнктуры он благодаря известным механизмам перераспределения все же получал. Личные усилия губернатора Матвиенко тоже, конечно, сыграли значительную роль, особенно в деле привлечения стратегических инвесторов и инициирования в Петербурге крупных федеральных инфраструктурных проектов вроде строительства Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля, Морского фасада, нового стадиона для «Зенита».

Тема достижения европейских стандартов прозвучала в докладе, на наш взгляд, довольно слабо. И понятно, почему: успехов в этом направлении немного. Невооруженным глазом видно, что до Европы нам еще очень далеко, и не столько даже по уровню количественных показателей, сколько по качеству государственных услуг населению.

Основным препятствием в достижении командой Матвиенко заявленной главной цели развития Петербурга была политика федеральных властей. Для России они цель, аналогичную петербургской, не ставили. Потому не было никаких резонов устраивать революцию в госуправлении – для реализации цели европеизации нужна именно административная революция, не меньше. Но федеральные власти вели страну к другой цели – снова стать сверхдержавой, по другому пути – особому, «российскому». Этот путь требует не европейского качества жизни населения, но повышения военной мощи, усиления авторитарных начал в госуправлении, огосударствления экономики.

Подобно тому как международный рейтинг города или компании не может быть выше рейтинга страны в целом, система управления городом не может принципиально отличаться от принятого в стране стиля госуправления. Поэтому Валентине Матвиенко пока не удалось повторить успех Петра Первого – второй поход в Европу еще не состоялся.