Продукт непротивления сторон

В этом году влияние финансового кризиса на российский авторынок будет несущественным благодаря совместным действиям игроков и особенностям национального потребления

В октябре сразу несколько европейских автопроизводителей заявили о временной остановке производства, вынужденных каникулах и сокращении производственных планов. Причина у всех одна – резкое, на 10%, сокращение продаж автомобилей. Аналогичные действия в России пока планируют лишь производители грузовиков – ГАЗ и КАМАЗ, однако многие специалисты высказывают опасения по поводу вероятного негативного сценария развития ситуации на российском автомобильном рынке.

Представляется, что пока эти опасения напрасны. В отличие от Европы, где финансовый кризис вызвал спад потребления, население России привыкло реагировать на проблемы финансовой сферы противоположным образом – активизацией потребления, стараясь перевести свои сбережения в материальные ценности. Это желание будет поддержано игроками автомобильного рынка, и резкого спада продаж легковых автомобилей в этом году, вероятнее всего, не произойдет. Очереди за автомобилями будут ликвидированы по большинству брендов досрочно, что обеспечит двузначные цифры процентов роста объемов продаж.

Все квоты наши

Напуганный финансовым кризисом американский потребитель предпочитает отложить приобретение нового автомобиля до лучших времен. Поэтому крупнейший в мире автомобильный рынок США в сентябре принес ведущим производителям серьезные потери – по сравнению с аналогичным периодом 2007 года продажи снизились на 27%, до 965 тыс. автомобилей.

Аналогичная картина характерна и для европейского рынка. Даже на рынках стран Центральной Европы, в частности Польши и Чехии, имевших в начале года тенденцию к росту объемов продаж, в сентябре, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, объемы снизились на 9,3%. Падают продажи автомобилей в Китае и Индии, которые до недавних пор помогали автопроизводителям компенсировать слабый спрос на их продукцию в США, Западной Европе и Японии.

Сокращение сбыта автомобилей в других странах оказалось выгодным для российского рынка, имевшего ранее ограниченные квоты на поставки по ряду популярных моделей. По сравнению с 2007 годом ситуация улучшилась уже в августе. Сразу несколько дистрибуторов серьезно увеличили объемы поставок российским дилерам. В частности, в августе на 84% возросли поставки автомобилей Mazda, Honda – на 144%, Skoda – на 109%, Volkswagen – на 70%, Peugeot – на 84%, Fiat – на 456%, Subaru – на 70%.

Однако по-прежнему существуют очереди на некоторые особенно популярные новинки. Прежде всего это новый Infiniti FX (срок ожидания – один месяц), Nissan Qashqai (до полугода, в зависимости от комплектации), новый Nissan Teana (от двух до четырех месяцев). Некоторые модификации моделей Chevrolet Lacetti и Chevrolet Aveo с автоматической трансмиссией тоже приходится ждать примерно три месяца.

Сегодня и эти очереди имеют все шансы быстро рассосаться. В результате плюсом мирового кризиса вполне может стать появление в российских автосалонах даже самых дефицитных моделей. Но наличие автомобилей является лишь предпосылкой для роста продаж.

Процент на процент

Наиболее пессимистично смотрят на перспективы российского рынка производители автомобилей отечественных марок. Вице-президент по операционному управлению АВТОВАЗа Янн Венсан заявил Financial Times, что дефицит кредитных ресурсов «ставит под угрозу продажи автомобилей», так как дилеры не в состоянии оплатить машины, которые уже получили, что «создает опасность для нашего баланса».

Кроме того, осенью мировой финансовый кризис докатился и до российского сектора потребительского кредитования. В результате значительно уменьшилась доступность потребительских кредитов, в том числе и на покупку автомобилей. С 1 октября Сбербанк РФ повысил в среднем на 1% годовых ставки кредитования для частных лиц. В течение октября такой же шаг предпримут большинство тех российских банков, которые этого не сделали раньше. Рост ставок довольно существенный – на 1-3%.

Кроме того, банки ужесточили требования к клиентам. Генеральный директор сети «Питер-Лада»  Николай Матвиенко сообщает: «В сентябре-октябре 2008 года объем продаж автомобилей LADA на рынке Петербурга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился. Основная причина – негативные тенденции в банковском секторе в связи с кризисом ликвидности. Проценты по кредитам выросли, требования к заемщикам ужесточились, в связи с этим участились случаи отказов в выдаче кредитов».

Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Мега-Авто» Светлана Тараканова также констатирует: «Продажи в некоторых дилерских предприятиях группы „Мега-Авто“ показали незначительный спад, который, следует отметить, характерен для сентября. Если говорить об общей ситуации, то изменение условий по кредитам пришлось на конец сентября, и этот фактор, скорее всего, еще скажется на продажах в октябре».

Однако, по мнению Таракановой, «клиент сейчас напуган шумихой, раздуваемой вокруг финансового кризиса, больше, чем следовало бы. А ведь удорожание ежемесячного платежа для него весьма незначительно. Другое дело, что банки стали осторожнее кредитовать. Но любой из наших клиентов подает документы одновременно в несколько банков, что увеличивает вероятность принятия положительного решения».

И действительно, российский авторынок, в отличие от рынков большинства других стран, и в этих условиях имеет все предпосылки для продолжения роста. Не зря главный управляющий Renault и Nissan Карлос Гон не придал большого значения некоторому снижению динамики роста российского рынка, заявив на Парижском автосалоне: «Есть причины ставить на рост рынка в России. Авторынок не будет расти на 30% в год, но даже если он вырастет на 8, 9 или 10%, это все равно хорошо».

Куда качнется маятник

Некоторые основания для оптимизма есть, так как поставки автомобилей и продажи по многим маркам пока продолжают расти. Так, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре сократились объемы поставок Chevrolet (на 2%), Ford (на 13%), но выросли поставки Toyota (на 66%) и Nissan (на 53%).

Директор по маркетингу группы дилерских центров Wagner (дилер Volkswagen, Skoda и SEAT) Михаил Подушко сообщает о росте продаж в сентябре: «Рост продаж по маркам VW и Skoda в Санкт-Петербурге за первые девять месяцев составил 50 и 60% соответственно. В сентябре этого года по сравнению с сентябрем 2007-го рост продаж VW составил 65%, а по Skoda – всего 16%».

О своем видении ближайших перспектив рынка Михаил Подушко высказался очень осторожно. В целом, по его мнению, темпы роста рынка снизятся: «В наибольшей степени падение затронет продажи автомобилей бюджетного и среднего ценовых сегментов». Другие специалисты, комментируя возможное влияние финансового кризиса на развитие авторынка, считают, что спад затронет в основном бюджетный и премиальный сегменты, мало повлияв на продажи автомобилей в среднем ценовом диапазоне (25-35 тыс. долларов).

Неопределенность ситуации сентября – начала октября проявляется не только в различных оценках развития тенденций рынка. «Будет ли экономика стабильна, что будет с банковской системой и вкладами населения, ценами на продукты, уровнем цен на недвижимость – разные группы населения по-разному отвечают на эти вопросы, соответственно и их поведение в этой ситуации может быть диаметрально противоположным, – поясняет Михаил Подушко. – В ситуации неопределенности покупательское поведение прогнозировать достаточно сложно».

С ним согласна руководитель отдела продаж автоцентра «Атлант-М Балтика» Мария Николаева. По ее мнению, на сегодняшний день основной причиной, влияющей на спрос, является нестабильная ситуация с курсом валют и общая неопределенность на рынке: «Большинство потребителей не уверены в завтрашнем дне, и именно этот фактор мешает принять решение о покупке автомобиля».

Николаева высказала и такое предположение: «Самое опасное для дальнейшего развития рынка в данной ситуации то, что, по имеющейся информации, прошедшие повышения процентных ставок по автокредитам не станут последними. Если ставки вырастут до 20% годовых, количество покупателей, желающих воспользоваться данной услугой, сократится как минимум вдвое».

Есть мнение

А вот директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков считает, что финансовый кризис может способствовать даже всплеску продаж автомобилей, хотя бы временному. По его мнению, причиной возможного роста продаж машин является то, что в условиях нервозности на финансовых рынках люди в России могут начать вкладывать свои накопления в приобретение дорогостоящих товаров, прежде всего – автомобилей, чтобы застраховаться от колебаний курса валют. По словам Шевелькова, в его компании уже замечен необычный всплеск продаж – в сентябре автомобилей было реализовано на 70% больше, чем в августе.

Действительно, на сегодняшний день в России в кредит продается лишь половина новых машин, а в ценовом выражении кредиты покрывают около 40% всех продаж. Замедление объемов кредитования может снизить этот процент, однако доля автомобилей, приобретаемых за наличный расчет, пострадает в меньшей степени.

Еще одной причиной возможного увеличения продаж Шевельков считает рост ставок по ипотеке, который способен спровоцировать повторение ситуации 2006 года, когда люди, копившие на покупку квартиры, из-за роста цен на недвижимость отказались от этих планов в пользу приобретения автомобиля. Вынужденный отказ от ипотечного кредита также может привести на автомобильный рынок новых покупателей.

В сентябре ряд крупных игроков рынка ипотечного кредитования уже приостановили выдачу кредитов. Да и в целом потребительские кредиты, особенно на покупку автомобилей, в сегодняшних условиях намного привлекательнее для банков, чем ипотека, поскольку не требуют длительных вложений, которые нечем финансировать, и позволяют заработать более высокую маржу. Поэтому активное замещение ипотечных кредитов потребительскими в последние месяцы происходило очень быстрыми темпами и во многих банках.

«Банкам выдавать автокредиты выгоднее, так как этот вид кредита наиболее надежен для финансовых учреждений. Ведь при автокредитовании покупаемый автомобиль предоставляется банку в залог и страхуется», – заметил Шевельков.

Светлана Тараканова считает: «Откладывать покупку по причине небольшого роста ставки мало кто собирается». К тому же, по ее мнению, «в наиболее выигрышном положении оказались те бренды, которые имеют собственные финансовые кредитующие структуры». Так что в поддержке российского рынка автомобильного кредитования заинтересованы не только сами банки, но и финансовые структуры автопроизводителей и их российские представительства.

Другого выхода нет

Только за последнюю неделю сразу несколько крупных производителей подтвердили специальные предложения по кредитованию продаж своих автомобилей. Например, Ford предупредил, что кредитная программа на автомобили этой марки продолжает действовать до 31 декабря 2008 года (выдается кредит сроком до трех лет на тех же условиях, что и до кризиса). Неизменными остаются и условия страхования по автокаско, предлагаемые страховыми компаниями – партнерами программы «Форд в кредит» в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.

Ford далеко не одинок в своем желании поддержать продажи. В ближайшее время особые условия покупки новых автомобилей представят еще несколько дистрибуторов. Российский автопроизводитель Sollers предлагает внедорожник SsangYong Rexton в кредит всего под 2,7% годовых. Директор Санкт-Петербургского филиала Торгового дома Sollers Виталий Новиков заявляет: «Над тем, чтобы клиенты не замечали негативных изменений в условиях кредитования, работаем не только мы. Нам здорово помогает программа Sollers-Finance, которая позволяет сегодня и давать автомобили в лизинг, и кредитовать наших клиентов».

Тем не менее трудно не согласиться с мнением Светланы Таракановой, которая считает ситуацию конца сентября – начала октября шоковой для авторынка. И тем больше доверия вызывает ее оптимизм, когда она призывает не забывать: «Как только этот шок пройдет, ситуация начнет стабилизироваться. К тому же в конце года клиентов традиционно ожидает много специальных предложений от дилеров, что всегда привлекает приток покупателей».

Отметим, что большинство автомобильных экспертов в начале года прогнозировали рост российского авторынка в 2008 году в среднем на 40%. Прогнозам аналитиков, особенно в текущей ситуации, многие бизнесмены предпочитают не доверять, и для этого есть основания. Кризис развивается, и неизвестно, как все будет на самом деле. Возможно, автомобилей по итогам года продадут гораздо меньше, чем ожидалось ранее, но все равно явно больше, чем в прошлом году.

Санкт-Петербург