Хорошо. Да ничего хорошего

Тема недели
Москва, 26.10.2008
«Эксперт Северо-Запад» №42 (390)
Крупнейшие предприятия Северо-Запада в прошлом году более чем на четверть увеличили выручку, однако нынешние кризисные явления в стране могут кардинально изменить ситуацию

Результаты очередного рейтинга крупнейших компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО) преподнесли сюрприз. В 2004-2006 годах средние темпы роста выручки 250 крупнейших компаний округа уверенно замедлялись. Но по итогам 2007 года они оказались выше, чем годом ранее, – 26,1 против 16,2%.

Шустрая стройиндустрия

В минувшем году самым быстрорастущим стал строительный сектор. За прошлый год компании стройиндустрии увеличили доходы почти на 70%. Причем благодаря строительству не только жилья, офисных, торговых помещений, но и автодорог и промышленных объектов. Недаром среди самых быстрорастущих компаний большинство напрямую связано со строительством. Также в рейтинге много новичков из этого сектора. Яркий пример – холдинг «Концерн Титан-2», созданный на базе двух монтажно-строительных управлений, работавших еще на строительстве Ленинградской атомной электростанции. Сейчас холдинг помимо промышленных объектов строит жилье. В 2007 году его выручка превысила 3 млрд рублей и он занял 171-е место в рейтинге, а по итогам текущего года имеет все шансы подняться выше благодаря началу строительства второй очереди Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС). По меркам Ленинградской области это достаточно крупный проект. Объем финансовых вложений в него к 2014 году превысит 136 млрд рублей.

В сентябре прошлого года на закладке первого камня губернатор Ленобласти Валерий Сердюков отметил, что строительство новых энергоблоков даст импульс для развития региона. «Только обслуживание ЛАЭС требует около 8 тыс. человек, причем это должны быть люди высокой квалификации. А сам процесс строительства потребует создания около 70 тыс. рабочих мест», – заявил губернатор. При этом он отметил, что одновременно со строительством ЛАЭС-2 начнется ремонт дорог, по которым будут подвозиться грузы на стройплощадку.

Вялое машиностроение

Строительный комплекс впечатляет темпами роста, но на ведущие роли в экономике Северо-Запада он пока не вышел. В совокупной выручке крупнейших компаний на долю строительных фирм и производителей стройматериалов приходится около 7%. Самую большую долю занимают предприятия машиностроения (13,5%), но динамика роста у них весьма разнообразная. Например, один из лучших судостроительных заводов страны, «Северная верфь», демонстрирует отрицательную динамику – по итогам 2007 года выручка сократилась с 17,3 до 2,6 млрд рублей. Не лучше дела и у объединения «Севмаш». Под сомнением финансовое здоровье Балтийского завода. По итогам прошлого года его выручка возросла на 141% и превысила 4 млрд рублей, при этом чистый убыток достиг 540 млн рублей. На предприятии объясняют возникновение убытка тем, что в 2006-2007 годах не финансировалось строительство крупного государственного судостроительного заказа – атомного ледокола «50 лет Победы». Достройку корабля предприятие осуществляло за счет собственных оборотных средств и кредитных ресурсов.

Отчасти объяснить существенные колебания выручки верфей можно отраслевыми особенностями, в первую очередь – длительным производственным циклом, а также неравномерностью получаемых заказов и тем, что заказчики несвоевременно перечисляют авансовые платежи. Но, несмотря на слабые финансовые показатели, верфи загружены заказами Министерства обороны, Росэнергоатома, «Газпрома» на несколько лет вперед. И государство строит большие планы по реформированию и последующей модернизации судостроительной промышленности.

Несколько лучше обстоят дела у представителей тяжелого машиностроения. Выручка ведущих предприятий – Группы компаний «Кировский завод» и «Силовых машин» – возросла на 20-22%. А вот лидер кабельной промышленности – «Севкабель» – вошел в число самых быстрорастущих предприятий Северо-Запада (выручка выросла на 214%).

Зарождающийся автопром

На серьезные роли в машиностроительном секторе выходят автосборочные производства. Они занимают в совокупной выручке около 7% и демонстрируют высокие темпы прироста – в среднем 75% за прошлый год. Пока в рейтинге присутствуют только три компании – два старожила («Форд Мотор Компани», Группа компаний «Автотор») и новичок («Дженерал моторз авто»). Но в далее автомобильный сектор будет выглядеть более весомо за счет открытия производства «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» (оно запущено в конце 2007 года) и «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (запуск намечен на февраль 2009 года). На очереди еще пара автозаводов – «Сузуки авторус» и «Хёндай». Но они находятся еще в самом начале строительства и войдут в строй года через два.

Требование локализации производства повлечет за собой увеличение спроса в регионе на необходимые для сборки автомобилей детали. Но в этом как раз и заключается основная проблема. Отечественный бизнес с трудом подстраивается под требования иностранных производителей. Например, завод «Севергал», созданный «Северсталью» специально для удовлетворения потребности автозаводов в металле, пока работает больше на нужды строителей, чем автопроизводителей. Ему удалось договориться о поставках продукции «Автофрамосу» для производства Renault Logan. А «Форд Мотор Компани» брать череповецкий металл не хочет. Главный менеджер по закупкам Ford Russia Арндт Фурман заявил на конференции Autorussia-2008, что компания будет импортировать сталь до тех пор, пока в России не появится продукт, удовлетворяющий требованиям Ford.

Иностранные автосборщики довольствуются теми изделиями отечественной промышленности, которые мало влияют на качество продукта (покрышки, стекло), а сложные узлы и агрегаты предпочитают завозить с родины. Ситуация будет меняться по мере роста автосборочных производств, когда объемы их выпуска достигнут такого уровня, после которого будет выгодно инвестировать средства в производство автокомпонентов. Так, по оценкам отраслевых экспертов, налаживать выпуск выхлопных систем выгодно при объеме производства не менее 80 тыс. единиц в год, рулевых систем – не менее 150 тыс., радиаторов – 400 тыс. Пока даже совокупный объем всех автозаводов на Северо-Западе недостаточен для развертывания производств сложных автокомпонентов.

Перезревший транспорт

От увеличения объемов сборки автомобилей выигрывает в основном транспортный сектор. Объем импорта автозапчастей через порты Северо-Запада за последние три года увеличился почти в три раза. Транспорт – еще один ключевой сектор экономики СЗФО. Его доля в совокупной выручке крупнейших компаний – около 9%. Но темпы прироста выручки скромные – 16,3%. Это связано с тем, что большинство крупнейших предприятий отрасли специализируется на обслуживании экспортных потоков нефти и нефтепродуктов и их мощности загружены до предела. Например, Балтийская трубопроводная система (БТС) не может увеличивать прокачку нефти через Приморский торговый порт без существенной реконструкции. Трубу уже расширяли дважды, и сейчас через нее проходит 75 млн тонн жидких углеводородов в год.

«Транснефть» рассматривает вариант строительства второй очереди БТС, но конечным пунктом станет уже порт Усть-Луга. Таким образом, пропускная способность трубы возрастет до 130 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивается в 78 млрд рублей.

Более высокие темпы роста демонстрировали компании, ориентированные на контейнерные грузы. Но и им будет сложно поддерживать такие темпы роста из-за инфраструктурных ограничений. Практически весь транспортный комплекс работает на пределе возможностей, и для его развития требуются инвестиции. Не в последнюю очередь – в автомобильные дороги. Складывается абсурдная ситуация: уже много лет в Усть-Луге строят мегапорт, а о дорогах, которые позволят вывозить с его территории грузы, никто не думает. По сути, дорог нет, вместо них – один сплошной аварийно-опасный участок.

Непредсказуемый конец

Аварийно-опасный участок начался и в отечественной экономике текущей осенью. Еще в начале прошлого года многие компании планировали развитие бизнеса за счет выпуска долговых бумаг, акций, а сегодня кредит получить не могут. Розничные торговцы, нарастившие в минувшем году обороты на 35% и планировавшие расширение сетей, сейчас подумывают о распродаже запасов, прежде всего – непродовольственных товаров, чтобы пополнить оборотные средства. В банковском секторе, занявшем второе место по темпам прироста доходов после строительного комплекса, возникли проблемы с ликвидностью. И банкиры повышают процентные ставки и сокращают объемы кредитования как физических, так и юридических лиц. Промышленники в ожидании снижения потребительского и инвестиционного спроса планируют замедление объемов производства и снижение издержек, что обернулось планами по сокращению персонала и замораживанию инвестпроектов. Застройщики не начинают новых проектов и готовы остановить работы на стройплощадках.

Если будут оправдываться пессимистичные прогнозы, то некоторые собственники в ближайший год могут расстаться со своим бизнесом или со значительной долей в нем. Как уже случилось с одним из крупнейших петербургских инвестбанков – «КИТ Финанс». Его основными собственниками стали Российские железные дороги и «Алроса».

Сейчас самое подходящее время для сильных игроков заняться скупкой дешевеющих активов немощных конкурентов. Всплеска слияний и поглощений можно ожидать не только в банковском секторе, но и в розничной торговле, а также в строительной индустрии.

Санкт-Петербург

Крупнейшие холдинги Северо-Запада (консолидированные данные по всем предприятиям холдинга)*
20 наиболее быстрорастущих компаний
20 наиболее прибыльных компаний
Рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного округа по объему реализации продукции

У партнеров

    Реклама