Не всем достанется

Рейтинг
Москва, 26.10.2008
«Эксперт Северо-Запад» №42 (390)

Всеобщая тенденция укрупнения промышленных структур актуальна и для пищевой промышленности. При этом львиная доля предприятий продовольственного комплекса Северо-Запада приходится на Петербург (около 1,1 из 1,8 тыс. организаций, работающих в регионе), поэтому и процессы консолидации затронули прежде всего Северную столицу. Однако петербургский рынок в общих чертах уже поделен, поэтому крупные игроки все активнее проникают на периферию региона.

На рынке молочных продуктов пока остается много возможностей для консолидации. На долю шести основных российских компаний приходится около 60% продукции рынка молока и цельномолочной продукции. Это «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Данон», «Кампина», «Пармалат», «Эрманн» и «Юнимилк». Оставшиеся 40% рынка делят между собой более чем 1,8 тыс. мелких и средних молокозаводов. Ассортимент продукции, выпускаемой этими заводиками, достаточно широк – от молока до сыра.

Региональные производители, ориентированные на выпуск традиционных молочных продуктов, позиционируют себя как производители качественных натуральных продуктов, доступных по цене, и именно в этом видят свое конкурентное преимущество перед российскими гигантами. Но устойчивая тенденция последних лет – повышение спроса на обогащенную и инновационную молочную продукцию – не позволяет регионалам существенно усиливать свои позиции на рынке. Мелкие предприятия не могут вкладывать значительные средства в разработку новых продуктов, расширение сбытовой сети. И потому многие из них вынуждены продаваться лидерам рынка и крупным агропромышленным холдингам, которые постепенно прибирают к рукам региональных производителей.

Например, холдинг «Русагропром» приобрел в конце прошлого года у «Нутритека» (ведущего производителя детского питания в РФ) компанию «Северное молоко», которая занимает лидирующие позиции в Вологодской области. Холдинг заявил также о своих планах за пять лет создать один из крупнейших сельскохозяйственных холдингов, инвестировав в развитие агропромышленного бизнеса 550 млн долларов. В частности, в покупку пахотных земель, создание крупнейшего в стране животноводческого комплекса с надоями до 1 тыс. тонн в сутки.

Не менее амбициозные планы у другого крупного холдинга – «Вимм-Билль-Данна» (ВБД). В начале этого года собрание акционеров ВБД приняло решение в ближайшие годы не выплачивать дивиденды, а вкладывать их в развитие предприятий холдинга и расширение его влияния (по итогам 2007 года на эти цели пойдет около 900 млн рублей). Например, в этом году ВБД построил молочную ферму в Волосовском районе Ленинградской области на базе приобретенного компанией в 2005 году совхоза «Труд». Молоко будет поставляться на петербургский комбинат «Вимм-Билль-Данн – Балтийское молоко».

Зато с приобретением новых активов у ВБД пока не складывается. Так, Пискаревский молочный завод в конце прошлого года отказал «Вимм-Билль-Данну» в продаже 51% акций. Кстати, за последние несколько лет это уже четвертый отказ, который получает ВБД от молочников Северо-Запада. Ранее холдинг не смог заполучить комбинаты «Петмол» и «Роска» и лидера Вологодской области, завод «Северное молоко».

Молочные реки

Чтобы повысить рентабельность (она в молочном бизнесе составляет сегодня около 11,5%), необходимо выпускать высокотехнологичные продукты, а значит, модернизировать производство, строить новые заводы. Чем и занимаются в последнее время все крупнейшие молочники региона. Так, «Пискаревский» уже заявил о планах в течение ближайшей пятилетки вложить в модернизацию производства около 40 млн долларов. В частности, завод собирается инвестировать средства в укрепление своих подразделений по разработке и выпуску новых видов продуктов. Иначе, считают участники рынка, завод потеряет свои лидерские позиции в Петербурге (сейчас он занимает третье место на этом рынке после «Вимм-Билль-Данна» и «Юнимилка», контролируя 15% в нише цельномолочной, кисломолочной продукции, сметаны и творога). По словам коммерческого директора «Пискаревского» Георгия Житмарева, общий объем переработки не изменится (мощность завода – около 500 тонн в сутки).

В этом году также открылась первая очередь новой площадки «Петмола» в промзоне «Парнас» (прежний комплекс зданий на Московском проспекте будет продан под инвестиционный проект). Мощность переработки нового завода составит около 880 тонн в сутки. После ввода второй очереди в 2009 году на заводе будет налажен выпуск творожных десертов, густых йогуртов, детского питания, ряда инновационных продуктов.

В Ленобласти открылось новое перерабатывающее предприятие «Галактика», построенное на базе Гатчинского молочного завода (ГМЗ), который принадлежит группе компаний «Фудлайн». Сначала предполагалось, что мощности завода будут использоваться в том числе для выпуска продукции под маркой Valio. Однако впоследствии она ограничилась лишь консультированием и поставками оборудования, приняв решение не входить в капитал «Галактики». Новый завод будет перерабатывать в сутки около 800 тонн молока и производить до 100 тонн сока.

Расширяет мощности также Кингисеппский молочный завод, Великолукский молочный комбинат начал модернизацию своего сырного производства.

Участники рынка считают, что на фоне снижения потребления, а значит, и производства молока (по данным Росстата, в этом году производство цельномолочной продукции упало почти на 5%) основной путь развития переработки – усложнение продуктов и инновации.

Колбасный цех

Мясопереработчики Северо-Запада также отметились в последнее время несколькими крупными событиями. Правда, из-за очень высокой консолидированности отрасли громких покупок было мало. Зато какие!

Финская Atria Group, которая три года назад приобрела крупнейшего петербургского производителя, «Пит-Продукт», нынешним летом купила еще и «КампоМос» (он имеет производственную площадку и логистический центр в Москве и дистрибуторский центр в Петербурге). Правда, по мнению директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, благодаря этой сделке доля Atria на Северо-Западе сильно не вырастет. Сегодня ее доля рынка составляет 25%.

«КампоМос» в последние годы показывал стабильное падение – с 2000 года его доля на российском рынке снизилась с 8-9 до 2-3%. В нашем регионе она и того меньше. Однако предприятие нужно финскому гиганту как база для внедрения собственных технологий работы. В частности, дистрибуционных схем, которые у Atria хорошо налажены. Кроме того, финский собственник строит в Ленобласти новое производство. После его запуска в 2009 году общая мощность вместе с заводом «Пит-Продукт» в Синявино составит 170 тонн колбасных изделий в сутки.

Участники рынка предсказывают финнам неизбежные проблемы со сбытом продукции после выхода предприятий на проектную мощность. Особенно учитывая планы местных компаний по расширению производства (они есть у Кронштадтского мясоперерабатывающего завода, «Парнаса», у Meatland L&D и т.д.). Однако саму Atria это не пугает – она не собирается ограничиваться региональным рынком.

Чуть больше месяца назад акционеры холдинговой компании «Парнас» подписали соглашение о продаже 65% акций предприятия «Леноблптицепрому». В ближайшее время «Леноблптицепром» собирается выкупить еще 24,4% у структур ЕБРР, остальное останется у миноритарных акционеров. «Парнас», который занимается производством и переработкой мяса, объединяет собственно мясоперерабатывающий завод, а также несколько мясокомбинатов в разных районах Северо-Запада, предприятие по откорму скота «Рассвет» и Лужский завод комбикормов. Имеет филиалы в Архангельске, Волгограде, Москве, Новосибирске, Ростове, Тамбове, Ульяновске, Уфе. По данным агентства «Бизнес-аналитика», продукция «Парнаса» занимает около 10,4% рынка Петербурга.

Участники рынка расценили эту сделку неоднозначно. Так, генеральный директор Meatland L&D Дмитрий Гордеев считает единственно возможным вариантом дальнейшую продажу холдинга, отмечая «серьезную долговую нагрузку» покупки (долг «Парнаса» по итогам 2007 года составил 150 млн долларов).

«Мало того, что „Парнас“ отягощен далеко не высокорентабельными сельскохозяйственными проектами и сложноуправляемой сетью региональных мясокомбинатов. Эта структура для „Леноблптицепрома“ неподъемна с точки зрения управления. На „Парнасе“ же управленческой команды нет, а без срочной реорганизации производство встанет. Вдобавок „Леноблптицепром“ никогда не занимался производством колбасы, а это очень специфичный и низкорентабельный бизнес. Предприятие можно сдать кому-то в аренду, но сегодня все мощности крупных российских переработчиков оптимально задействованы. Можно продать активы по частям иностранцам. Одна проблема – покупателей нет. Тем более нет желающих купить активы мясопереработки», – рассуждает Дмитрий Гордеев.

Другие отмечают, что переработчику выгодно иметь родственного производителя мяса, чтобы не зависеть от мировых цен или ужесточения условий импорта. Но тут же добавляют: самому производителю не особо интересно сдавать сырье «в одни руки», так как, продав его на рынке, он сможет выручить гораздо больше.

Свиные инвестиции

Не отстают и животноводы. Прежде всего это касается производства куриного мяса – наиболее рентабельного сегмента мясной промышленности (рентабельность, по разным оценкам, 25-40% против 20% в свиноводстве и чуть ли не убыточности «говяжьих» параметров).

Например, петербургская группа компаний «Рубеж», которая входит в десятку крупнейших российских импортеров мяса и производит мясные деликатесы под брендом «Шеф-повар», за последние два года вложила в приобретение и реконструкцию пяти птицеферм в Псковской и Новгородской областях 3,5 млрд рублей. Кроме того, группа сейчас занимается оформлением покупки еще двух участков под строительство птицеферм в Новгородской области (мощность каждой фермы – 20 тыс. тонн в год), а также приценивается к птицефабрике в Псковской области. В результате, по расчетам руководства компании, к 2015 году общий объем производства у предприятий группы составит 150 тыс. тонн в год, заняв 6% российского рынка.

Еще одна громкая покупка сделана агропромышленным холдингом «ОГО». Он приобрел птицефабрику «Русско-Высоцкая» – вторую по величине производства мяса птицы на Северо-Западе (объем производства – свыше 11 тыс. тонн в год). В холдинг, интересы которого распространяются на четыре сельхознаправления (производство хлеба, мяса птицы, комбикормов и зерна), входит несколько десятков предприятий в разных регионах РФ. В частности, на Северо-Западе это «Череповецкий бройлер», птицефабрика «Шекснинская», птицефабрика «Няндома-Бройлер», «Агропроминвест», Вологодский комбинат хлебопродуктов, Череповецкий комбинат хлебопродуктов, Шекснинский комбинат хлебопродуктов, «Славянский хлеб».

Купив «Русско-Высоцкую», «ОГО» занял 20% рынка мяса птицы на Северо-Западе с объемами производства 40 тыс. тонн в год.

Поистине гигантскими можно назвать планы агрохолдинга «Пулковский», который к 2012 году собирается построить в Ленинградской и Новгородской областях целую сеть свиноводческих комплексов, рассчитанных суммарно на 500 тыс. голов. «Пулковский», который до объявления в 2007 году этих планов занимался почти исключительно импортом мяса, претендует сразу почти на 40% регионального рынка свинины. Из 20 будущих свиноводческих площадок девять будут построены заново, остальные – куплены у существующих производителей.

Дмитрий Гордеев считает, что у «Пулковского» неплохие перспективы для развития бизнеса, учитывая, что холдингов, которые бы выращивали и производили свинину, в регионе нет. Около 30% свинины выращивается личными хозяйствами, остальное – мелкими совхозами. По словам председателя совхоза «Новый свет» Сергея Ященко, спрос на охлажденное мясо растет, так что места на рынке хватит всем.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем российский мясной рынок станет структурно похож на американский. То есть на нем останется пять-семь крупных компаний, в руках которых сосредоточатся региональные мясоперерабатывающие заводы. При этом производство мяса в основном ограничится птицей, свинину, а особенно говядину для переработки будут, как и сейчас, завозить из-за рубежа. По данным аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка Константина Кугучина, ежегодные темпы роста «куриного» бизнеса – 19-20%, и к 2015 году рынок будет перенасыщен. Впрочем, сами производители более оптимистичны: по их расчетам, потребление мяса птицы в ближайшие десять лет вырастет как минимум в полтора раза. Так что в убытке они не останутся.

Макароны падают

В прошлом году основным макаронным ньюсмейкером стала группа компаний «Агрос» (входит в холдинг «Интеррос»), которая в 2005 году громко заявила о своих масштабных планах по завоеванию новых высот, купив Первую петербургскую макаронную фабрику и заняв 15% российского и около 50% петербургского рынка.

Год назад она продала петербургскую и две другие фабрики группе компаний «Экоофис», полностью выйдя из этого бизнеса. Нельзя сказать, что эта новость стала сенсацией для других игроков. Еще в начале 2007 года они подозревали, что раскрутка на федеральном уровне северо-западного бренд-лидера «Знатные» (продукцию с таким названием выпускает Первая петербургская макаронная фабрика) – не что иное, как предпродажная подготовка. И не ошиблись.

История неудавшейся экспансии «Агроса» показательна для этого рынка. Его участники считают, что макаронному бизнесу расти почти некуда: объем потребления макарон не увеличивается. К тому же производство макарон сильно зависит от сырьевой составляющей – почти 70% себестоимости приходится на сырье. По итогам прошлого неурожайного года, когда цены на зерно были высокие, Росстат зафиксировал падение производства макаронных изделий по всему Северо-Западному региону. В среднем оно составило лишь 65,8% по отношению к показателям 2006 года, а в отдельных субъектах – менее 21% (например, в Ленинградской области).

По этой же причине за последний год не отличились значимыми событиями рынки хлеба и хлебобулочных изделий, а также производства круп – оба сегмента почти во всех субъектах федерации не показали прироста. Из значимых покупок можно отметить лишь две. Первая – приобретение весной 2007 года петербургским «Караваем» (вторым по величине игроком на петербургском рынке хлебобулочных изделий) более 40% акций хлебозавода «Заря». Благодаря этому «Каравай» получил почти 35% местного рынка. Герой второй сделки – московская хлебная группа «Черемушки», купившая Сестрорецкий хлебобулочный завод с целью потеснить «Каравай» и занять вторую позицию на региональном рынке.

Президент и исполнительный директор Союза предприятий пищевой промышленности Александр Зорин констатирует: передел петербургского хлебного рынка фактически завершен, сегодня он контролируется четырьмя крупными игроками. Теперь холдингам остается отвоевывать рыночные позиции друг у друга только выводя новые продукты (здесь, как и в молочном сегменте, основной упор делается на полезный для здоровья хлеб и сложные инновационные рецептуры) и применяя неординарные маркетинговые ходы.

Стоимость же последнего «непристроенного» хлебозавода – «Арнаута» (около 10% рынка) – в этих условиях существенно увеличивается. Все холдинги теперь будут стремиться присоединить его к своим активам.

Кризисное равновесие

В ближайшее время консолидация основных сегментов рынка продолжится. Большой запас в этом смысле есть у рыбоперерабатывающей промышленности, у производителей масла, сыров. «Как показывает практика, это наиболее выигрышная стратегия. Создание крупных агрохолдингов позволяет сокращать себестоимость, оптимизирует логистику, делает рынок более стабильным и цивилизованным.

Россия, безусловно, интересна и иностранному бизнесу. В первую очередь иностранные компании приобретают активы на зерновом рынке. За последние три года доля иностранных компаний значительно возросла. К примеру, рост объемов зерна, проходящего через элеваторные мощности, принадлежащие зарубежным операторам, составил 300% по сравнению с уровнем 2004 года», – говорит генеральный директор АПК «ОГО» Александр Петров, прогнозируя дальнейшее укрупнение игроков «пищевки» и сокращение их общего количества. Причем экономический кризис вряд ли окажет на этот процесс решающее влияние. С одной стороны, у компаний сокращаются свободные финансовые ресурсы. Но с другой – выживать в кризисных условиях легче крупным игрокам.

Санкт-Петербург

Оборот розничной торговли продовольственными товарами, млн рублей.
Производство товаров пищевой промышленности в Северо-Западном регионе в 2007 году, тонн (% к 2006 году)

У партнеров

    Реклама