На том и экономим

Рейтинг
Москва, 26.10.2008
«Эксперт Северо-Запад» №42 (390)
На розничном рынке Северо-Запада самые высокие шансы выйти из кризиса с минимальными потерями – у крупных компаний продуктового ритейла: они могут рассчитывать на государственную поддержку и лояльность потребителей, которые начнут экономить на товарах первой необходимости в самую последнюю очередь

В 2007 году рынок ритейла СЗФО сохранял взятые в прошлые годы темпы роста. По данным Росстата, в 2007 году оборот розничной торговли в СЗФО увеличился по сравнению с 2006-м на 14,8% и составил более 1 трлн рублей. В целом по России динамика прироста оказалась несколько выше – 16,1%. Общероссийским темпам развития соответствовал в прошлом году только Петербург – здесь зафиксированы те же 16,1% «годовых» в увеличении розничного оборота.

Удачных покупок

Для продуктовой розницы, чья выручка оказалась самой впечатляющей, прошлый год стал разминочным перед решительным отрывом ключевых игроков от  конкурентов и усилением тенденции к консолидации рынка. Самым заметным результатом переговоров 2007 года стала покупка Х5 Retail Group N.V. петербургской сети гипермаркетов «Карусель» уже летом этого года за 940 млн долларов. В результате подконтрольная «Альфа-групп» Х5 (до июня – сети «Пятерочка», «Перекресток», «Меркадо») приросла 23 действующими гипермаркетами и тремя строящимися магазинами. Сейчас группа Х5 приценивается к петербургской сети «Находка» (30 магазинов, выручка за 2007 год – 5,5 млрд рублей), работающей в формате «магазин у дома». Но добро на сделку, сумма которой, по оценкам отраслевых аналитиков, может составить от 2 до 3 млрд рублей, Федеральная антимонопольная служба до сих пор не дала: доля Х5 в розничном товарообороте по Петербургу уже приблизилась к критической для антимонопольщиков отметке 35%.

На проведение политики экспансии в прошлом году сил хватало не только федеральным игрокам. Так, фармацевтический ритейлер «Фармакор» в 2007 году вышел за пределы Северо-Запада и за один год освоил 17 регионов страны. «Параллельно с органическим развитием компания покупает местные сети. Наша цель – контролировать 10-15% рынка в регионах присутствия», – объясняет директор по развитию «Фармакора» Валерий Сивашинский.  Ряд федеральных сетей, напротив, постепенно сворачивали свой бизнес в регионе. В результате, к примеру, с рынка Северо-Запада ушли «Арбат Престиж» и «Рамстор», а «Банана мама» значительно сократила число своих магазинов.

По-прежнему неплохо идут дела у сотовых дилеров. Однако сотовая розница оставалась и одной из самых низкомаржинальных. Кроме того, изменилась конкурентная среда: крупные сети по продаже бытовой техники усиливают digital-составляющую ассортимента и оттягивают приличную часть клиентов у сотовых дилеров. В результате нынешний год можно назвать началом конца независимых сотовых ритейлеров.

Первой ласточкой стала пока не завершенная сделка по продаже крупнейшей федеральной компании «Евросеть» предпринимателю Александру Мамуту. Говорить о массовой распродаже дилерских сетей преждевременно. Тем не менее крупные игроки сотового ритейла Северо-Запада, имеющие федеральные корни, – «Связной», DИКСИС, «Цифроград» – уже заявили о планах консолидации с операторами «большой тройки» или финансовыми структурами. 

«Раньше большая часть доходов формировалась за счет комиссии от заключения контрактов с новыми абонентами сотовых операторов. Теперь 70-80% доходов сети получают от продаж сотовых телефонов. Это замедляет оборачиваемость денежных средств и снижает прибыльность бизнеса. Одновременно растут затраты на содержание компании, что связано с ростом инфляции, – увеличиваются арендные ставки, заработная плата. Для игроков рынка стало понятно, что развиваться прежними темпами и в прежнем формате они не смогут», – говорит генеральный директор DИКСИС Руслан Филатов. В петербургской компании «Телефорум», которая уверенно конкурирует с федеральными игроками, не скрывают, что «факт скупки рынка операторами» их не может не волновать, однако, похоже, компания заняла позицию наблюдателя и пока не проявляет инициативы в вопросе смены собственника.

Вас здесь не стояло

Особенностью регионального розничного рынка можно назвать существенные различия в структуре ритейла Северо-Запада. По мере удаления от Петербурга концентрация сетевой, «отформатированной» по западным стандартам торговли резко понижается. Так, по итогам 2007 года на Петербург пришлась половина оборота розничной торговли СЗФО, при этом торговые сети, по данным Росстата, обеспечивали здесь 51,9% выручки от продаж. Для сравнения: в Карелии на торговые сети пришлось всего 3% оборота розничной торговли, чуть больше – 3,4% – в Вологодской области, 6,5% – в Псковской. Получается, что большая часть розницы региона в прошлом году по-прежнему была представлена не входящими в сети торгующими организациями, а также рынками и ярмарками. Сетевых игроков интересуют в первую очередь города-миллионники, а это в основном Южный и Центральный ФО. Кроме того, на Северо-Западе сложно найти подходящие готовые площади, инвестировать в строительство объектов крайне невыгодно. Например, мультиформатная федеральная розничная сеть «О’Кей» предпочла не строить второй гипермаркет в Мурманске, а приобрела право долгосрочного договора аренды площадей, ранее занимаемых сетью «Рамстор».

Самой долгой интригой розничного рынка СЗФО в 2007-2008 годах остается продажа сети гипермаркетов «Лента». Осенью этого года ее владельцы наконец официально подтвердили свое желание продать 89% акций сети одному из иностранных ритейлеров. Кастинг прошли американский гигант Wal-Mart, французская сеть Carrefour, финская Kesko и хорватская Agrokor. «Ленту», принадлежащую Олегу Жеребцову (35%) и Августу Мейеру (36,4%), участники рынка продают на протяжении нескольких последних лет. Несмотря на акционерные конфликты, сотрясавшие «Ленту» с конца 2007 года и подпортившие ее имидж, докризисная минимальная цена составляла 1,4 млрд долларов за 89% акций. Но сумма покупки, по мнению аналитиков, перевалит за 2 млрд долларов. Есть за что бороться – сеть  входит в тройку крупнейших компаний российского продуктового ритейла, конкурируя по выручке и оборотам только с группой Х5, и уверенно лидирует в формате гипермаркетов. Однако сделка, которая была запланирована на сентябрь этого года, пока откладывается на неопределенный срок. А наиболее часто упоминаемый потенциальный покупатель – сеть Carrefour – не сообщает ничего конкретного о планах развития в СЗФО. 

Не видно прогресса и в реализации еще одного масштабного розничного проекта – сети магазинов формата «у дома» в Петербурге. Проект, существующий на бумаге с 2006 года, курируется Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), а также лично губернатором Валентиной Матвиенко. Магазины эконом-класса с низкими ценами и в пешеходной доступности должны были, помимо заботы о горожанах, лоббировать интересы местных производителей. По задумке, продукции петербургских поставщиков отводилось до 70% ассортимента магазинов. Первоначально в списке КЭРППиТ значилось 210 подходящих торговых точек. Однако на сентябрь этого года в городе открыто всего 12 магазинов в рамках данной программы.

Торговые точки роста

Тем не менее розница шаговой доступности, или «удобного магазина у дома», развивается, но не благодаря, а скорее вопреки политике администрации города и высокой конкуренции с крупными торговыми сетями. Этот пока мало освоенный сегмент дает неплохие возможности ритейлерам второго эшелона, а также позволяет компаниям диверсифицировать непрофильный бизнес или развиать фирменную торговлю от производителя. «Налицо рост данного направления. Например, многие дистрибуторы уже задумываются о собственных сетях малых магазинов. Это актуально и на фоне торможения рынка недвижимости», – считает консультант ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Демид Голиков.

Из дебютов прошлого года в секторе шаговой доступности можно отметить компанию «Нордик-Нева» (сети дискаунтеров «Нетто» и «Нетто Плюс»), которая занялась развитием магазинов формата «у дома» под брендом «Смарт». Другой Smart, только в английской транслитерации, запустил холдинг Ritzio Entertainment Group Олега Бойко, который также контролирует парфюмерную сеть «Рив Гош». В планах компании – постепенно перепрофилировать 120 игровых клубов «Вулкан» в Петербурге и Ленобласти под магазины шаговой доступности. Еще одним игроком этого сегмента стал в 2007 году банк «Таврический», акционеры которого инвестировали около 210 млн рублей в сеть магазинов шаговой доступности «Морковь», развиваемую в Петербурге и Екатеринбурге. О планах развития малого ритейла под брендом «Полушка-мини» заявила сеть «Полушка».

Самым динамичным проектом в нише фирменной торговли можно назвать сеть магазинов Великолукского мясокомбината. В Петербурге она контролируется совладельцем парка аттракционов «Диво-остров» Владимиром Подвальным. По количеству магазинов и динамике прироста торговых точек (шесть – в 2003 году, 139 – в 2008-м) сеть занимает лидирующие позиции на Северо-Западе. В компании сообщили, что, несмотря на кризис, в силе остаются планы выхода на рынок Карелии – до конца года первые магазины сети должны открыться в Петрозаводске. Еще одним перспективным воплощением «удобного магазина» могут стать микрорайонные торговые комплексы, которые претендуют на то, чтобы окончательно вытеснить с рынка универсамы советских времен.

Продолжал заметно расти рынок товаров для ремонта и обустройства дома (DIY). В рейтинге «ТОП-250» первое место среди DIY-ритейлеров занял «Максидом» с выручкой за 2007 год более 9 млрд рублей. При этом аналитики считают, что рынок DIY будет ежегодно прибавлять по 15% еще ближайшие два-три года, что по-прежнему привлекает на Северо-Запад и крупных иностранных игроков. У всех крупных DIY-ритейлеров далеко идущие планы. Калининградский «Клондайк» до 2013 года планирует открыть в России 50 гипермаркетов формата DIY общей площадью более 800 тыс. кв. м, инвестировав в проект более 1 млрд долларов. В планах «Максидома» – 15 магазинов в 15 крупных городах России за пять лет. Девелоперская компания «Старт» до 2011 года намерена построить в крупных городах 50 DIY-гипермаркетов общей площадью 1,5 млн кв. м. Но есть опасение, что в ближайшее время долгосрочные инвестпрограммы DIY-игроков будут заморожены, речь будет идти лишь о завершении строительства начатых объектов.

А кому сейчас легко?

C началом кризиса первыми пересмотрели свою политику продуктовые сети. Так, Х5 урезал инвестиционные программы на этот год на 400 млн долларов, до 1 млрд. Главный исполнительный директор X5 Retail Group N.V. Лев Хасис заявил, что на год-два будет приостановлено строительство собственных торговых объектов. На прошлой неделе стало известно, что X5 Retail Group N.V. ведет переговоры о продаже своего девелоперского подразделения. А калининградская Группа «Вестер» объявила о намерении избавиться от нескольких принадлежащих ей земельных участков за 50 млн долларов.

Сложнее придется закредитованным компаниям, в первую очередь – непродовольственного сектора. Чтобы выплатить долги, они вынуждены либо расстаться с частью бизнеса, либо продаться более крупным игрокам, причем с большим дисконтом – осенью мультипликаторы по ритейлу упали с 0,7 до 0,3%. Не исключено, что первые сделки слияния и поглощения произойдут на рынке автомобильного ритейла, который должен одним из первых почувствовать существенный спад продаж: доля кредитных сделок здесь достигает 50%. При этом нельзя исключать того, что у банков может возникнуть желание подстраховаться за счет заемщиков, например брать в залог акции компаний-клиентов. И многим ритейлерам, перед которыми сегодня уже остро встал вопрос о рефинансировании долгов, выбирать будет не из чего.

Однако большинство опрошенных АЦ «Эксперт Северо-Запад» розничных игроков пока не ощутили значительного давления со стороны финансистов. «Из всех банков, с которыми мы сотрудничаем, необычный сигнал поступил лишь от одного – это был запрос на повышение маржи. Именно маржи, а не базовой процентной ставки», – рассказывает финансовый директор «Ленты» Кирилл Панюшкин. Залогом благополучия в нынешних условиях станут сотрудничество с системообразующими банками, снижение издержек и концентрация усилий, считает управляющий директор сети магазинов «Техношок» Екатерина Медынская: «Возможное снижение рентабельности в результате роста стоимости кредитов не обязательно приведет к росту цен на нашем рынке. Рынок бытовой техники и электроники относится к категории высококонкурентных, и повышение цен в одностороннем порядке может существенно снизить продажи. Более приемлемый для нас вариант развития – работа по оптимизации издержек».

Из-за нехватки дополнительных денежных средств на развитие ритейлеры стали уделять максимум внимания операционному бизнесу. «Мы готовимся изменить стратегию развития и перенести акцент с органического роста на повышение эффективности работы», – рассказывает руководитель дирекции федеральных закупок и управления категориями товаров федеральной сети «Вестер» Сергей Егоршин. «Существует масса вариантов. Хотя большинство из них очень дороги. Банковские кредиты сейчас, пожалуй, самые неактуальные. Тем не менее для крупных игроков возможны короткие бриджи или синдицированные кредиты. Как альтернатива – привлечение портфельного инвестора, фонды прямых инвестиций, а также различные схемы кредитования, подразумевающие более выгодные условия по ставкам в обмен, например, на опцион на вхождение в акционерный капитал эмитента. Для небольших компаний возможности, естественно, ограничены. Кроме того, есть такие инструменты, как ускорение товарооборота, отсрочка платежей. Правда, это не очень большие объемы», – резюмирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Почувствуй розницу

Дальнейшие темпы развития розницы могут быть сильно откорректированы политикой финансистов, возможным снижением уровня платежеспособного спроса и ужесточением программ потребительского кредитования. Изменения в поведении покупателей уже подтверждают недавние исследования Института экономики переходного периода. Так, в сентябре этого года зафиксировано абсолютное сокращение продаж во всех отраслях, кроме пищевой. Люди стали меньше тратить на недвижимость, автомобили, мебель, домашнюю технику, покупая только самое необходимое, в первую очередь – продукты.  «Русские консьюмеры начинают ощущать инфляцию и быстро учатся экономить», – говорит аналитик «ЮниКредит Атон» Анна Кочкина.

Чтобы полки продуктовых магазинов не остались полупустыми, правительство решило заранее протянуть руку помощи крупным отраслеобразующим сетевикам. В октябре Сбербанку и ВТБ, получившим финансовую подпитку от государства, правительство рекомендовало выделить средства на кредитование крупных продуктовых ритейлеров. Ожидается, что кредиты под 15-18% будут выдаваться только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование кредитов, а не на расширение.

Вслед за банками розница пересматривает условия работы с поставщиками. Чтобы аккумулировать денежную массу, практически все крупные ритейлеры увеличили отсрочку по платежам за поставленные товары со стандартных 30-40 до 60 и даже 90-120 дней. На рынке стали появляться «инновационные» варианты расчетов. Так, Х5 объявила, что готова рассматривать предложения о выкупе запасов продовольственных и непродовольственных товаров как у производителей, поставщиков и дистрибуторов, испытывающих проблемы с ликвидностью, так и у банков – кредиторов производителей, поставщиков и дистрибуторов. Правда, с оговоркой: за быстрые деньги поставщикам придется пойти на существенную – до 50% – скидку. Кроме того, деньги в обмен на дисконт можно получить только за продовольственные товары длительного хранения или промтовары. Но участники рынка скептически оценивают перспективы массового внедрения такого вида расчетов.

Вероятнее другой сценарий развития событий – осенью и зимой ритейлерам придется устроить колоссальную распродажу товарных запасов, чтобы восполнить дефицит наличных и, по меткому выражению одного из аналитиков, сформировать на ближайшее время крепкий cash-кулак.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама