Время перемен

3 ноября 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Для России нынешний кризис, как, впрочем, и предыдущие, – сигнал к переменам. Кризис заставит всех, кто хочет выжить, по крайней мере начать исправление многочисленных ошибок прошлых лет, которые были допущены где по глупости, лености и некомпетентности, где по наивности, а где и по злому умыслу, а их негативные последствия до недавнего времени сглаживались благоприятной нефтегазовой конъюнктурой. В своем видеообращении 23 октября президент Дмитрий Медведев довольно точно сформулировал основное направление действий: «Надо использовать сегодняшнюю ситуацию для модернизации в тех сферах, где мы действовали слишком медленно». Это касается всех – и государства, и бизнеса.

Кризис побуждает власть всерьез заняться наконец повышением эффективности госуправления. Правительству придется прекратить профанацию реформ, дефекты которых уже не будут компенсироваться золотым дождем сырьевых доходов. Так, жизнь заставит правительство РФ скорректировать вводимый с 1 января 2009 года новый порядок таможенного оформления, многочисленные новации которого (особенно – перенос оформления грузов в приграничные территории) плохо продуманы и при этом столь радикальны, что их реализация будет иметь негативные последствия для российских участников внешнеэкономической деятельности. В прежние, благополучные времена бизнес эту кривую реформу перенес бы, но не сейчас, когда российские компании и без того теряют из-за кризиса свою конкурентоспособность.

Властям вообще придется всерьез заняться развитием инфраструктуры – не только административной (совершенствованием правил, процедур, механизмов согласования проектов и т.п.), но и материальной. Например, дорожной. Крайне слабо развитая система лесных дорог в условиях введения с 1 января 2009 года фактически запретительных пошлин на экспорт круглого леса ставит всю отрасль на грань коллапса, а нынешний кризис значительно усугубляет ситуацию. О дефиците дорог (не только лесных) и в последние-то, благополучные годы вовсю говорили как о важнейшем факторе сдерживания экономического развития. Складывается абсурдная ситуация: уже много лет в Усть-Луге строят мегапорт, а о дорогах, которые позволят вывозить с его территории грузы, никто не позаботился. По сути, дорог нет, вместо них – один сплошной аварийно-опасный участок. В условиях нынешнего кризиса российским властям впору принимать аналог плана Рузвельта по ускоренному строительству дорог, тем более что у нас, как и в США начала 1930-х годов, нарастает волна массовых увольнений и безработица наверняка начнет стремительно расти. Правда, чтобы дорожный штурм был эффективным, придется всерьез взяться за искоренение коррупции в госаппарате – в дороги можно «закопать» любые деньги.

Кризис заставляет шевелиться и бизнес, который зачастую заражен теми же болезнями, что и власть, – соблазном легкой наживы (в условиях благоприятной конъюнктуры) и нежеланием модернизировать производство, совершенствовать управление компаниями, снижать издержки, внедрять инновации. Директор информационно-аналитического департамента ИК «Энергокапитал» Денис Демин формулирует требование времени: «Общая задача – изменение экономико-технологического уклада производства, что подразумевает повышение эффективности по всем параметрам. В первую очередь речь идет о модернизации производства, которое включает в себя и элемент технической оснащенности, и экономико-организационную модель». Впрочем, он предвидит и соблазны: «Однако ухудшение экономической конъюнктуры может привести к тому, что потребности сокращения затрат возьмут верх над необходимостью модернизации производства». Но многие участники рынка понимают, что халява тут не пройдет. «Кризисы хороши тем, что очищают рынок от слабых и недостойных игроков», – уверен президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Вячеслав Семененко.

Если предыдущий кризис нас чему-то научил и сейчас мы поведем себя разумно, возможно, нам удастся не только избежать серьезных неприятностей, но и использовать нынешний кризис для ускорения модернизации страны.