Опасный поворот

Чиновники уверяют, что Западный скоростной диаметр будет построен в срок, несмотря на сокращение финансирования. Осталось договориться об этом с инвестором

В конце октября в Петербурге произошло сразу два громких дорожных события. Открылись последние участки восточной дуги Кольцевой автодороги (КАД) и первая очередь Западного скоростного диаметра (ЗСД), соединяющая объездную трассу с Большим морским портом. Теперь, когда достроены вторая часть вантового моста через реку Большая Охта и транспортная развязка на Ржевке, восточное полукольцо КАД на всем своем протяжении (80 км) стало восьмиполосным. Соединение КАД в районе Кубинской улицы и Дачного проспекта с открывшимся южным участком ЗСД (5,7 км) позволит вывозить грузы из петербургского порта минуя центр города. До сих пор сделать это было невозможно.

Кольцевая трасса в начале строительства в 2001 году задумывалась как восьмиполосная. Но в 2002-м из-за проблем с финансированием власти решили вводить дорогу по частям – сначала на четыре полосы движения, а потом расширять до восьми. Все эти годы (первый участок КАД, от станции Горская до Приморского шоссе, открыт еще в 2002 году) езда по уже построенным отрезкам пути напоминала лотерею. В любой момент на привычном месте въезда на Кольцевую можно было обнаружить «кирпич», означавший, что ведутся работы по расширению дороги.

В последнее время, когда почти вся трасса была достроена до проектной ширины, адреналина водителям добавляли «бутылочные горлышки» – места, где дорога оставалась четырехполосной. Это Ржевская развязка и вантовый мост. Первая очередь моста открыта еще в 2004 году, вторая – в 2007-м. Но на переправе оставалась масса недоделок, не был уложен верхний слой асфальта, поэтому движение по ней тоже часто ограничивали. Теперь мост открыт на полную ширину.

А вот Ржевскую развязку, как признают в ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг Петербурга» (ДСТО), полноценной назвать все равно нельзя. В этом месте можно попасть на КАД из Ленобласти только по одному въезду и двигаться в сторону Шафировского проспекта – другого пути нет. А значит, пробки на Шафировском неизбежны. Однако Смольный обещает подумать над решением этого вопроса.

Ограничение скорости

Сначала предполагалось, что перерезать ленточку на мосту приедет премьер-министр Владимир Путин, который в 2004 году, тогда еще в ранге президента, запускал движение на открытии первой очереди. Но вторая часть моста – все-таки не первая, и организаторы решили ограничиться вице-премьером РФ Сергеем Ивановым. Прибыв ранним дождливым утром 30 октября в Петербург, он задал торжественной церемонии камерный, даже семейный тон. Иванов поделился с собравшимися своими детскими фантазиями – играя с ребятами во дворе, он представлял, что «Кронштадт соединится с Ленинградом и вокруг Ленинграда можно будет кататься на машине». Мечта Сережи Иванова почти сбылась (Кронштадт все-таки остался островом). «Петербург получил настоящую скоростную дорогу. Надеюсь, что она останется скоростной надолго», – предположил Иванов. И добавил, что «сейчас, в отличие от прошлых лет, нет никаких проблем с финансированием».

Этого не скажешь о ЗСД, которому грозит усечение денежного довольствия (сегодня стоимость диаметра составляет 212 млрд рублей). По крайней мере Владимир Путин месяц назад дал поручение Минтрансу переоценить трассу. Ее строительство, по расчетам премьера, обойдется дешевле, ведь цены на стройматериалы снизились из-за «турбулентных процессов в мировой экономике» (как известно, Путин избегает слова «кризис»). Но ни Сергей Иванов, ни министр транспорта Игорь Левитин, также присутствовавший на открытии КАД, не стали утомлять аудиторию этими скучными подробностями.

Директор ДСТО Борис Мурашов, видимо, растроганный детскими воспоминаниями Иванова, не захотел расстраивать его уточнением, что КАД перестала быть скоростной трассой фактически еще на этапе проектирования. Скоростная дорога должна иметь между развязками не менее 5 км. На КАД этот интервал меньше, а из-за застройки территорий вдоль трассы число съездов увеличится. Так что разогнаться на Кольцевой будет проблематично.

Перерезав ленточку на мосту и наградив особо отличившихся строителей дипломами и почетными грамотами, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, Левитин и Мурашов отправились открывать первую очередь ЗСД, Сергей Иванов – в Москву, а спикер петербургского ЗакСа Вадим Тюльпанов и вице-губернатор Александр Вахмистров – в белую палатку. Там были накрыты фуршетные столы. Пока чиновники закусывали, мост обрастал автопробками, ведь движение по этому только что открытому участку КАД было запрещено с раннего утра.

Как въехать и выехать

Открытие ЗСД прошло в экспресс-варианте: ливень усилился и доставал высоких гостей даже на крытой трибуне. Строители и проектировщики, для которых места под навесом предусмотрено не было, за полуторачасовую церемонию на двух дорожных объектах вымокли до нитки.

Губернатор поздравила всех с «днем рождения» ЗСД, с гордостью отметив уникальность развязки на южном участке диаметра: «Здесь 16 съездов. Так что водители будут долго изучать, как можно на эту развязку въехать и как с нее выехать». Этот лабиринт будет настоящим подарком для любителей острых ощущений, так как пока дорожных знаков здесь явно недостает. А тех, что имеются, лучше бы не было вовсе, по крайней мере – некоторых из них. Скажем, знак, гостеприимно приглашающий водителей свернуть на Дачный проспект, указывает фактически в пропасть: самого съезда не существует.

Полностью снабдить трассу необходимыми дорожными знаками можно будет только после того, как у нее появится эксплуатирующая организация. В ее роли должен выступить концессионер (оставшуюся часть ЗСД, которая соединит порт и север Петербурга, достроят в рамках частно-государственного партнерства). Ему также предстоит определить, какие участки диаметра будут платными, рассчитать цену за проезд и т.д. По итогам проведенного в этом году конкурса концессионером выбран консорциум «Невский меридиан». Он должен вложить в строительство ЗСД 50% требуемых средств, еще 16% – доля Петербурга, остальное – федерального бюджета.

Валентина Матвиенко уверяет, что соглашение с концессионером будет подписано до конца 2008 года и диаметр полностью достроят в 2013 году. «Несмотря на кризис, мы будем продолжать строительство и финансирование этого важнейшего объекта в полном объеме», – заявила губернатор. Однако в тот же день вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, созвав журналистов, сообщил им, что из-за кризиса Петербург в 2009 году может сократить финансирование ЗСД. По его словам, правительство города сейчас ведет переговоры на эту тему с концессионером. Как понимать такое разногласие по одному и тому же вопросу, Осеевский не уточнил.

За последний месяц Смольный сделал уже несколько заявлений о сокращении расходной части бюджета. Самое громкое из них – перераспределение средств со строительства делового «Охта-Центра» на сооружение стадиона для «Зенита». В обоих проектах принимает участие «Газпром», которому, возможно, предложат самостоятельно профинансировать строительство своего офисного центра, тем более что после проведения экспертизы стоимость проекта выросла в четыре раза – с 6 до 23 млрд рублей (согласно действующей целевой программе, город должен выделить из бюджета на эту стройку 51% требуемых средств, остальное – доля «Газпрома»). Решено также повременить со строительством «Надземного экспресса», трасса которого должна пройти по южным окраинам Петербурга. По словам Александра Вахмистрова, «нам сейчас эту стройку не потянуть».

«Газпром» уже высказался в прессе в том смысле, что перспектива выложить за свою башню 23 млрд рублей его не очень радует. Не исключено, что и «Невский меридиан» встретит предложение Смольного о пересмотре финансирования без особого восторга. Так что трудно сказать, когда в следующий раз предстоит перерезать ленточку на очередном построенном участке ЗСД.

Санкт-Петербург