Опасность вчерашнего дня

Вследствие кризиса рынок ДМС рискует вновь скатиться к ценовой конкуренции в ущерб качеству услуг

Рынок добровольного медицинского страхования с 2000 года развивался темпами, опережающими страхование в целом, прирастая примерно на треть в год. Бодрая динамика обеспечивалась отнюдь не только ежегодным увеличением стоимости страховых полисов на 10-15%. Добровольное медицинское страхование на дефицитном рынке труда воспринималось как эффективный и популярный инструмент мотивации сотрудников, и количество новых клиентов увеличивалось неплохими темпами как в Петербурге, так и в регионах.

Еще три месяца назад ничто не предвещало падения скорости развития рынка. Однако уже в сентябре-октябре петербургские страховые компании отметили первые признаки стагнации – оттока клиентов еще нет, но снижение темпов заключения новых договоров налицо. Очевидно, что следующий год станет для СК, работающих на поле ДМС, непростым испытанием и потребует активного применения апробированных и поиска новых методов управления издержками. Следствием борьбы за выживание может стать снижение градуса клиентоориентированности, отличавшей игроков рынка ДМС в последние годы.

Любой каприз

Добровольное медицинское страхование в последние годы демонстрировало нарастающую заинтересованность в клиенте. Несмотря на то что ценовой демпинг как аргумент в борьбе применяется до сих пор (особенно московскими компаниями на этапе агрессивного вторжения на петербургский рынок), вполне можно говорить о переходе рынка на этап сервисной конкуренции.

Одна из примет времени – увеличение размера страхового покрытия. Одни участники рынка («Капитал Полис», «Медэкспресс», АСК) утверждают, что их покрытие по страховым случаям не лимитировано. Другие компании («Русский мир», РГС) в 2008 году установили покрытие в размере 4-5 млн рублей.

Впрочем, некоторые СК проводят в этом отношении более сдержанную политику. «У нас страховое покрытие не изменилось, так как мы считаем, что существующая сумма достаточна. Мы не поддаемся тенденции повышения страховых сумм, так как это чревато для СК повышением рисков», – поясняет начальник отдела ДМС петербургского филиала компании «МСК» Марина Мелентьева.

Еще одна тенденция – расширение перечня медицинских учреждений, включенных в страховую программу, – также ведет к увеличению расходов страховщика по оплате оказанных медицинских услуг. Однако СК, считающие качественный сервис своим конкурентным преимуществом, до сих пор не могли игнорировать тягу клиента к более комфортному обслуживанию.

«В этом году в наших программах увеличилось количество лечебных учреждений, предоставляющих услуги коммерческой скорой медицинской помощи, частных клиник, как общего профиля, так и узкоспециализированных (например, оказывающих реабилитационные, физиотерапевтические услуги, а также применяющие методики нетрадиционной медицины)», – рассказывает директор центра медицинского страхования СК «Русский мир» Юлия Лаврова.

Наконец, приметой последнего времени стало расширение перечня услуг в программах ДМС. Прежде всего это относится к полисам класса «люкс», но и базовые программы значительно обогатились. «Мы в 2008 году расширили программу страхования, включив в нее лечение диабета, за исключением его последствий. В VIP- программы вошла мануальная и иглорефлексотерапия, а в стандартные – массажи и высокотехнологичная диагностика без ограничений, по медицинским показаниям», – поясняет начальник отдела продаж Северо-Западной дирекции компании «РЕСО-гарантия» Татьяна Саватеева.

МСК пошла дальше, включив мануальную терапию в базовую программу. «Еще год назад отношение к иглорефлексотерапии и мануальной терапии было достаточно скептическим, но сегодня пациенты хотят получить эти услуги. Мы не можем не реагировать на изменение спроса. Не удивлюсь, если еще через год в страховых программах появится остеопатия, применение которой в лечении также расширяется», – говорит Марина Мелентьева. Помимо «экзотических» видов лечения более распространенным становится профилактический подход, позволяющий предотвратить обострение заболевания. «Мы в этом году включили в программы ДМС диспансерное обследование по хроническим заболеваниям два раза в год», – рассказывает директор по маркетингу страховой группы «АСК» Татьяна Долинина.

Появляются в договорах и более дорогостоящие виды лечения. Так, застрахованные в компании «Медэкспресс» с недавнего времени имеют возможность по полису получить такую дорогостоящую медицинскую помощь, как коронарография и хирургические операции на сердце (аортокоронарное шунтирование и стентирование). И это решение – отнюдь не общее место для рынка.

Будет трудно

Рынок ДМС ожидали блестящие перспективы. Напомним, что с 1 января 2009 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые вдвое увеличивают не облагаемый налогами норматив отчислений предприятий на ДМС своих работников – с 3 до 6% от фонда оплаты труда.

«Учитывая внесение изменений в налоговое законодательство, предусматривающее дополнительные налоговые льготы для юридических лиц, заключающих договоры добровольного медицинского страхования для своих сотрудников, перспективный прогноз по темпам роста рынка ДМС оцениваем как оптимистичный», – утверждает начальник отдела андеррайтинга и поддержки бизнеса компании «Росгосстрах-Северо-Запад» Инна Лебедева.

Но большинство опрошенных специалистов настроены более сдержанно. Они говорят о снижении темпов роста ДМС с 25-30 до 15-20%, хотя отрицательной динамики пока не предсказывают, уповая на благоразумие работодателей.

«Чем сложнее экономическая ситуация, тем больше стресс, с которым сталкиваются люди, и тем более востребованы и необходимы медицинские услуги. Учитывая тот факт, что ДМС наиболее эффективно в организации медицинской помощи и способствует сохранению работоспособного коллектива, вряд ли предприятия в массовом порядке откажутся от этого вида страхования», – надеется директор по продажам СЗАО «Медэкспресс» Ольга Короткова.

Снижение темпов прироста ДМС будет происходить на фоне роста его убыточности. Затраты страховщиков по оплате предоставляемых лечебными учреждениями услуг и так росли быстрыми темпами. Клиники и медцентры, особенно из средней ценовой категории, аккуратно пересматривают свои прейскуранты дважды в год – в конце зимы и в начале осени. Среднегодовое повышение цен составляет 15-20%. Страховщики, зажатые в тисках конкуренции, сильно отстают от медиков по темпам удорожания.

В этом году, по словам генерального директора компании «Капитал Полис» Алексея Кузнецова, страховщики сильнее обычного обеспокоены ростом выплат. «Застрахованные стали чаще обращаться за медицинской помощью по сравнению с данными за последние десять лет. Первая причина – клиенты, которые взаимодействуют с нами на протяжении многих лет, к сожалению, не молодеют. Во-вторых, если раньше пациенты под любым предлогом отказывались от госпитализации, даже экстренной, то теперь люди ложатся в больницу, если можно так выразиться, с большей охотой. Условия пребывания в стационарах стали гораздо лучше. Наконец, клиенты научились активнее использовать предоставляемые полисом ДМС возможности», – делится наблюдениями Кузнецов.

Откат к прошлому

«Клиенты будут выбирать разные стратегии – полностью отказываться от ДМС, сокращать численность застрахованных, выбирать более дешевые программы», – полагает Татьяна Долинина.

Несложно предположить, что страховой рынок, и без того разрабатывавший программы страхования с оглядкой на ценовой фактор, будет вынужден подстраиваться под желание клиента сэкономить. Одним из первых пунктов в перечне антикризисных мер опрошенных страховщиков значится работа с лечебными учреждениями. Если до сих пор под этим термином подразумевалось умение вести переговоры и «продавливать» скидки на медицинские услуги в обмен на обеспечение бесперебойного потока пациентов, то теперь условия игры усложняются. Не исключено, что ЛПУ, ссылаясь на рост издержек, станут менее отзывчивы к доводам страховщиков и цены «затвердеют». Следовательно, работа с ЛПУ сведется к более жесткому администрированию клиентского потока. Страховой рынок рискует вернуться к мелочному согласованию каждой процедуры, от чего с трудом ушли всего пару лет назад.

«Следует задействовать технологии управления медицинской помощью. Это менее удобный способ обращения в ЛПУ, предполагающий удлинение цепочки согласования (доверенный врач – диспетчерская служба – прием в ЛПУ). Но зато он исключает гипердиагностику, утомительную для пациента и затратную для страховщика», – говорит руководитель направления по ДМС Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Игорь Степин.

Еще одна возможность снижения затрат кроется в более скрупулезном формировании программ. «Мы будем перераспределять ЛПУ по категориям программ, более тщательно сортируя их по ценовым категориям», – говорит Татьяна Саватеева.

Наконец, может быть задействован самый простой способ удешевления страхового продукта – сокращение программы ДМС как в части включенных клиник, так и в части предоставляемых услуг. Одни СК уже имеют в своем портфеле «облегченный» вариант полисов. К примеру, в Северо-Западном дивизионе «Ренессанс страхования» несколько лет назад разработали и успешно реализуют «лайт-пакет», предполагающий экстренную госпитализацию и оказание скорой медицинской помощи, который обходится в среднем всего в 800 рублей на одного застрахованного. Другие намерены предложить клиентам удешевленные варианты в ближайшее время. Так, «Капитал Полис» разрабатывает страховую программу эконом-класса – практически вся амбулаторная помощь будет оказываться в собственном медицинском центре.

К слову, программы, предполагающие прикрепление к своему или стороннему медицинскому центру, уже появились на рынке. Еще несколько лет назад это считалось «московским стилем» и уважением питерских страховщиков не пользовалось как «псевдострахование», но с активным приходом в Петербург московских коллег такой формат сотрудничества медцентра и СК стал более распространен. Страховщики не исключают, что в следующем году спрос на подобные продукты возрастет, хотя и признают, что для петербургского страхового рынка это будет шаг назад.

Худшие опасения

Еще один способ удовлетворить ценовые запросы клиента – формально предложить страховку, включающую в себя все те услуги, к которым привык рынок в последние годы, а потом по факту начать «корректировку» ее затратной части. Собственно, такие сомнительные методы удешевления на рынке встречались и в этом году.

«Одна СК предлагает на небольшой коллектив корпоративную программу обслуживания в „Адмиралтейских верфях“ по 3 тыс. рублей за полис. А это недешевое ЛПУ, значит, цена настораживает и надо смотреть, какие нюансы скрыты в договоре. Могут быть ограничения по вызову врача, по количеству обращений к специалистам, исследований и т.д. Если клиент невнимательно вчитывался в содержание договора, то его сотрудники могут столкнуться с отказом, медицинская помощь не будет им предоставлена в тех объемах, которые гарантируются полисами других страховщиков по аналогичным программам», – поясняет один из собеседников.

Кроме скрытых «сюрпризов», застрахованный может оказаться жертвой попыток сэкономить на нем посредством жесткого администрирования. Арсенал методов довольно широк. К примеру, программа стоматологической помощи, закрепляющая застрахованных за одной клиникой, очень привлекательна для клиента по цене. Но «работает» такая страховка зачастую не лучшим образом. Так как базовое ЛПУ идет на уступки и соглашается оказывать услуги, что называется, себе в убыток, страховщики сквозь пальцы смотрят на то, что пациент не может попасть на прием по три-четыре недели. К тому же человек с острой зубной болью решит свою проблему в другой клинике за наличные, снизив тем самым издержки СК. Другой способ жесткого администрирования – внутренние приказы по страховой компании, запрещающие направлять пациентов в дорогие клиники и рекомендующие продвигать лечение в ЛПУ эконом-класса.

Понятно, что все описанные меры борьбы с издержками ведут к ухудшению качества обслуживания застрахованных по программам ДМС. Но если явные способы снижения себестоимости страховых программ вызывают досадное ощущение возврата во вчерашний день, то подпольные маневры страховщиков могут дискредитировать идею страхования как таковую.

Санкт-Петербург