Раздел долгостроев

Смольный ищет возможность цивилизованного выхода из проекта строительства «Охта-Центра». Этому способствуют экономический кризис и необходимость строить для «Зенита» дорогостоящий стадион

В минувшую среду Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло во втором чтении проект городского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. Второе чтение бюджета обычно не привлекает внимания общественности, поскольку является техническим: в его рамках происходит перебрасывание доходов и расходов с одной статьи на другую, но сам объем доходов и расходов, как правило, остается неизменен.

На сей раз все оказалось совсем иначе. Губернатор Валентина Матвиенко внесла в бюджет ко второму чтению самые что ни на есть кардинальные поправки. Доходы и расходы бюджета по сравнению с первым чтением уменьшены на 25,8 млрд рублей. Доходная часть, таким образом, «похудела» на 6,4% – до 377,1 млрд рублей. При этом секвестр бюджета должен был оказаться еще существеннее и достигнуть 30,5 млрд рублей, но, как уверяет председатель Комитета финансов города Эдуард Батанов, федеральный центр дал гарантии увеличения субсидий Петербургу на 4,7 млрд рублей. Эти средства в основном будут направлены на программу расселения ветхого и аварийного жилья.

Пожертвовали капрасходами

Городская исполнительная власть, поначалу ограничивавшаяся заявлениями, что кризис обойдет Петербург стороной, теперь ясно дала понять: в будущем году Северную столицу ждут непростые времена. По крайней мере, прогноз налоговых поступлений снижен на 9% по сравнению с бюджетом, представленным к первому чтению. Самые значительные недопоступления – порядка 22% – ожидаются от налога на прибыль. А он является наиболее «доходоемким» в городском бюджете – на его долю приходится 34,5% всех поступлений.

Социальные обязательства в Смольном решили не сокращать. «Положительная динамика петербургской экономики сохраняется. Данные параметры бюджета позволят городу активно развиваться и сохранять приоритеты социальной политики», – заявил в среду депутатам вице-губернатор Михаил Осеевский. «Конечно, антикризисное секвестирование нарушило первичную сбалансированность бюджета, тем не менее он, безусловно, сохранил свою социальную направленность, – вторил ему председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов. – К счастью, городская казна достаточно велика для того, чтобы кризис не отражался на приоритетных статьях расходов Петербурга».

В основном предлагается сократить капитальные расходы, в том числе на капремонт жилого фонда, реставрацию и благоустройство. В частности, расходы адресной инвестиционной программы будут сокращены на 10,9 млрд рублей. «Мы переносим средства и реализацию программ на более поздние сроки», – сознался Михаил Осеевский, подчеркнув при этом, что, несмотря на сокращение расходов по адресной инвестиционной программе, ее объемы все равно остаются выше, чем в 2008 году.

 pic_text1

В числе проектов, частично попавших «под нож», – строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково» (расходы по этой статье урезаны на 894 млн рублей), Фрунзенского радиуса метрополитена (999,6 млн рублей), приобретение автобусов, трамваев и троллейбусов (965 млн рублей). Полностью заморожены проекты, к реализации которых город еще не приступал, начало их финансирования было запланировано как раз на будущий год, например «Надземный экспресс» и «Орловский тоннель». «Поскольку сейчас нет конкретных проектов, то и расходы на них не запланированы, но в случае если проекты будут представлены, мы вернемся к данному вопросу», – пояснил Осеевский.

«Газпромнефть» – хорошо, но мало

Одна из главных интриг при внесении в Законодательное собрание бюджетных поправок заключалась в том, за счет чего будет увеличено финансирование строительства арены для футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове. После того как стоимость стадиона в конце августа выросла в три с половиной раза – до 23,7 млрд рублей (см. «Не на шутку просчитались», «Эксперт С-З» №34 от 1 сентября 2008 года), Матвиенко не раз заявляла, что проведет переговоры с «Газпромом», владеющим контрольным пакетом акций «Зенита», о софинансировании проекта. Подтекст заявлений (разумеется, неофициальный) был таков: мол, налоги от перерегистрации в городе на Неве «Газпромнефти» – это хорошо, но мало: уж больно дорогим оказался стадион для дочернего клуба газовиков. Подчиненные Матвиенко даже раскрывали схему будущего софинансирования. Она в точности копирует ту, что была установлена для строительства «Охта-Центра» со скандально известным 396-метровым небоскребом на берегу Невы: «Газпрому» принадлежит 51% уставного капитала бизнес-центра, городу – 49%, в таких же пропорциях газовый концерн и петербургский бюджет финансируют стройку.

Но время шло, бюджет уже был внесен в городской парламент, а «Газпром» продолжал молчать. Губернатор тем временем обозначила твердое намерение завершить строительство «Космического корабля» (именно такое название получила арена благодаря своей форме) к ноябрю 2010 года и заверила всех, что деньги на стадион город найдет. Это заверение стало своего рода ответом главному тренеру «Зенита» Дику Адвокату, который на тот момент обдумывал, продлевать ли ему с клубом контракт. «Я уже два года жду нового стадиона, но боюсь не дождаться. К тому моменту, когда его построят, я, возможно, буду уже старичком с клюкой», – посетовал голландец. Учитывая, что в 2006-2008 годах в проект вложено около 5 млрд бюджетных рублей, на 2009-2010 годы должно приходиться примерно по 9 млрд рублей финансирования ежегодно. Это непростая финансовая ноша даже для относительно благополучного Петербурга.

Небоскреб вычеркнут из бюджета

 pic_text2

Компромисс между городом и «Газпромом» оказался довольно неожиданным: Петербург строит стадион самостоятельно, но на ближайшие три года (а быть может, и навсегда) отказывается от софинансирования «Охта-Центра». Выяснилось это всего несколько дней назад, когда в Законодательном собрании был вскрыт конверт с губернаторскими поправками ко второму чтению бюджета-2009 и на плановый период 2010-2011 годов. Выделение средств на строительство «Охта-Центра» в размере 2,94 млрд рублей ежегодно, в отличие от первоначального варианта бюджета, поправками не предусмотрено. Зато на стадион выделяется сразу 18,6 млрд рублей (8,8 млрд рублей в 2009 году и 9,8 млрд – в 2010-м). Таким образом, футбольная арена, особенно на фоне замораживания других программ, становится самым крупным инвестиционным проектом Северной столицы.

Что же касается того, будет ли город участвовать в строительстве «Охта-Центра» после 2011 года, то ни Матвиенко, ни глава «Газпрома» Алексей Миллер ясности пока не вносят. Осеевский утверждает, что вопрос о возобновлении участия города в проекте с 2012 года находится в стадии переговоров с «Газпромом». «Если мы договоримся о том, что полностью выходим из проекта, доля города будет выкуплена „Газпромнефтью“ по рыночной стоимости», – заявил вице-губернатор. Председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Владимир Барканов не исключил, что доля города в проекте может быть продана сторонним покупателям. Однако эксперты в один голос говорят, что такой сторонний инвестор вряд ли найдется. И дело не только в разразившемся кризисе: быть соинвестором и совладельцем столь масштабного проекта и не иметь возможности им управлять после окончания строительства (а «Газпром» контрольный пакет из своих рук не выпустит) согласится далеко не каждый.

Стоимость всего проекта оценивается в 60 млрд рублей, из них город за десять лет (в 2007-2016 годах) должен был вложить 49%, то есть 29,4 млрд. В прошлом и нынешнем годах бюджет профинансировал «Охта-Центр» на 4,5 млрд рублей. Таким образом, если Петербург захочет полностью свернуть свое участие в строительстве «Охта-Центра», его доля в уставном капитале снизится до 7,5%. Скорее всего, эта доля действительно будет продана «Газпромнефти».

Экономия иллюзорна

Таким образом, Петербург и «Газпром» (по крайней мере, на нынешнем этапе) провели «разделение труда»: город полностью финансирует стадион, а газовый концерн – свой административно-деловой центр с небоскребом во главе. Вопрос в том, кто выиграл от этой рокировки, а кто проиграл.

С чисто финансовой точки зрения Петербург, казалось бы, явно выиграл: на «Охта-Центр» за восемь лет пришлось бы потратить 23,5 млрд рублей, тогда как в стадион требуется вложить 18,6 млрд. Однако вложения в «Охта-Центр» существенно «размазаны» по времени и потому в структуре расходов казны почти незаметны. Скажем, в 2009 году даже в секвестированном варианте бюджета траты на «Охта-Центр» составили бы лишь 0,8% всех расходов.

 pic_text3

Ситуация со стадионом принципиально иная – деньги необходимо вкладывать сразу и в большом объеме, иначе объект превратится в долгострой. В некотором смысле он им уже стал, потому что, согласно проведенному в 2006 году конкурсу на генпроектирование и генподряд, арена должна была вводиться в строй до 30 ноября 2008 года. Более того, чтобы сдать стадион к ноябрю 2010 года, сейчас пришлось урезать многие другие расходные статьи бюджета. Не стань стадион главным инвестпроектом Петербурга, секвестр бюджета наверняка оказался бы куда более косметическим.

Не выиграет город от подобного «разделения труда» и после того, как оба объекта будут построены. Если «Газпром» станет единственным владельцем «Охта-Центра», бюджет города на Неве лишится возможных дивидендов от эксплуатации бизнес-центра класса «А», равных которому в Петербурге нет и пока не предвидится. И совсем другое дело – стадион, то есть сооружение, которое нигде в Европе себя не окупает. В «Газпроме» прекрасно понимают, что 51% акций «Космического корабля» – это далеко не только и даже не столько 12 млрд рублей расходов на строительство. Это еще и ежегодные дотации на содержание арены, которые за 20-25 лет эксплуатации объекта могут составить такую же сумму. Теперь это финансовое бремя понесет петербургский бюджет.

Руки теперь развязаны

Однако Матвиенко сильно выиграла в политическом плане. Теперь она лишена зависимости от газпромовских денег на стадион и, если подрядчик не подведет, в ноябре 2010 года губернатор будет открывать самую современную в мире футбольную арену. К тому времени Дик Адвокат еще не успеет стать «старичком с клюкой» и, возможно, будет продолжать радовать болельщиков петербургского клуба успехами.

Но самый главный выигрыш Матвиенко от рокировки «небоскреб – стадион» в другом. Выходя из капитала «Охта-Центра», городская власть развязывает себе руки в отношении судьбы этого скандального проекта. Как говорят информированные источники в окружении губернатора, она устала от сопротивления строительству «Охта-Центра», которое исходит от архитектурного сообщества, городской общественности и даже от ЮНЕСКО. В ближайшие месяцы в городе должен быть утвержден новый Высотный регламент. Как обещает Матвиенко, это впервые будет сделано в виде специального закона. Сложно представить себе, чтобы Высотный регламент допускал строительство почти 400-метрового небоскреба на берегу Невы напротив Смольного. В противном случае подобный документ просто не нужен – он будет дискредитировать саму идею сохранения исторического центра города.

Пока же на месте будущего «Охта-Центра» проводятся лишь археологические, инженерно-геологические и прочие работы. Полностью от проекта город не сможет отказаться, да это уже и невыгодно, иначе не удастся вернуть вложенные из бюджета 4,5 млрд рублей. Но если когда и получать рычаги воздействия на «Газпром» (например, по высоте доминанты «Охта-Центра»), то действительно именно сейчас, а не после начала строительных работ.

Санкт-Петербург