Доходы по инерции

Экономика и финансы
Москва, 17.11.2008
«Эксперт Северо-Запад» №45 (393)
Спрос на финансовую аренду сокращается, но предложение падает еще быстрее

Во втором полугодии лизинговые компании Северо-Запада под воздействием банковского кризиса спешно бросились пересматривать условия – повышать процентные ставки, размеры авансовых платежей и сокращать сроки договоров. Все-таки для большинства операторов этого рынка долгосрочные кредиты банков – основной (около 60%) источник финансовых ресурсов.

Откат на три года назад

«Если в первой половине года продуктовая политика была направлена на оптимизацию предложений для клиентов, в частности на снижение размера первого платежа, разнообразие выбора графиков платежей, то в настоящий момент условия финансирования клиентов ужесточили все без исключения лизинговые компании», – говорит заместитель генерального директора компании «Каркаде» Лариса Власова. Директор Северо-Западного дивизиона группы компаний «Интерлизинг» Екатерина Тулина отмечает, что по условиям сделок рынок откатился минимум на три, а то и на четыре года назад: сроки лизинга уменьшились с пяти до двух-трех лет, аванс составляет не менее 30%. Процентные ставки с января по октябрь возросли с 16 до 24% годовых в рублях.

«Значительные изменения на рынке лизингового финансирования произошли по рублевым ставкам – налицо дефицит предложения с приемлемыми условиями для новых лизингополучателей. Как правило, доступные рублевые ставки предлагаются только постоянным клиентам», – отмечает руководитель петербургского подразделения «ФБ-Лизинг» Михаил Королев. По его словам, резкий спад предложений по финансированию заметен в сегменте коммерческой и строительной техники. Значительно возросли требования к лизингополучателю – потенциальный клиент должен осуществлять свою деятельность не менее года, иметь ликвидный бухгалтерский баланс и безупречную кредитную историю.

«Изменился подход к заключению новой сделки», – говорит Екатерина Тулина. По ее словам, принимая решение о заключении договора, компания опирается уже не на один или два ключевых показателя, а старается оценить все сразу: финансовое состояние потенциального клиента, ликвидность предмета лизинга, срок договора и аванс лизингополучателя.

«Ранее компания предоставляла услуги лизинга предприятиям, работающим от одного месяца. Но в условиях кризиса лизинговые компании вынуждены тщательно подходить к оценке каждой сделки, каждого клиента, для того чтобы свести риск неплатежей к минимуму. В связи с этим сроки рассмотрения заявок на лизинг увеличились до 10 дней, тогда как раньше клиент мог получить предварительное решение по финансированию уже через 30 минут», – вспоминает генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин.

Лизингополучатели задумались

Спрос тоже не проигнорировал кризис и начал падать. По словам руководителя направления корпоративных продаж Петербургской лизинговой компании Антона Липина, снижение спроса затронуло в основном строительные компании, которые в условиях неопределенности стали замораживать инвестиционные программы по модернизации парка строительной техники. «Почти год назад на переговорах с американской компанией – продавцом строительной техники я услышала, что многие строительные предприятия возвращают взятую в аренду технику по причине начинающегося у них кризиса. Была надежда, что если он и перекинется на Европу, то не так сильно отразится на нас», – вспоминает Екатерина Тулина. По ее словам, снижение спроса не ощущалось вплоть до августа, но в сентябре-октябре произошел спад заказов на все виды имущества.

По наблюдениям Михаила Королева, снизился спрос на легковые автомобили, число заявок по ним за последние два месяца уменьшилось вдвое, поскольку компании энергично сокращают расходы не первой необходимости. Упал, пусть и в меньшей степени, интерес к грузовым автомобилям.

«Основная причина сокращения спроса – это сворачивание инвестиционных программ клиентов. При этом не все программы свернуты (некоторые просто уже не свернуть) и сегодня объем заявок существенно превышает финансовые возможности лизинговых компаний. То есть спрос сокращается, но предложение сокращается еще больше, и на рынке наблюдается дефицит», – объясняет директор группы компаний «Интерлизинг» Кирилл Царев.

Неравномерное снижение спроса повлекло за собой изменение его структуры. «Увеличивается доля автотранспорта и снижается доля недвижимости в портфеле компании. Сократилась доля оборудования для деревообрабатывающей промышленности: если в 2007 году такие договоры составляли около 10% от суммы всех заключенных сделок, то за девять месяцев 2008-го – лишь 2%», – делится наблюдениями Роман Маланин.

Но не всегда в снижении спроса виновен лишь кризис. «Ожидаемый 80-процентный рост экспортных пошлин на лес с 1 января 2009 года значительно снизил потребность в оборудовании для лесоперерабатывающей промышленности», – говорит специалист по маркетингу компании «Грузомобиль-Лизинг» Александр Александрюк.

Не стоит беспокоиться

В среднем доходы лизинговых компаний Северо-Запада за 2007 год увеличились на 58%, и их руководители уверены, что по итогам текущего года, несмотря ни на что, темпы прироста не снизятся. Многое зависит от специализации компании и круга ее клиентов.

«Реализация основных сделок приходится на первые девять месяцев года, поэтому серьезной разницы в приросте мы не ожидаем. Несомненно, темпы снизятся, но не сильно. У компаний, ориентированных на экспресс-программы лизинга авто или спецтехники, снижение будет более заметным, чем у тех, основная масса клиентов которых – крупный корпоративный бизнес. Многие из лизингодателей, работавших в области экспресс-лизинга, уже сейчас приостановили на время деятельность или свернули основные программы», – говорит генеральный директор «Кюн и партнеры» Дмитрий Туз.

По словам Александра Александрюка, для многих лизинговых компаний уже не стоит вопрос о росте доходов, в большей степени все их действия направлены на выживание: часть из них приостановила прием заявок, другие, наоборот, принимают практически все заявки.

«По итогам 2008 года доходы только вырастут. Лизинговые платежи, как правило, взимаются в течение всего срока договора лизинга, а лизинговый портфель несколько инертен. Даже если было заключено много договоров, через несколько месяцев он начнет расти и появятся новые доходы. И наоборот, при сокращении объемов нового лизинга портфель резко не сократится. То есть резкого изменения в структуре доходов за 2008 год не произойдет», – объясняет Кирилл Царев. По его мнению, текущая экономическая ситуация пока существенно не повлияла на надежность действующих портфелей, а значит, не приведет к незапланированным убыткам. В дальнейшем, при ухудшении ситуации, безусловно, следует ожидать роста просроченной задолженности и возникающих в связи с этим убытков. Кроме того, многие компании уже сейчас начинают минимизировать расходы, в то время как доходы пока существенно не сократились. 

Санкт-Петербург

Крупнейшие лизинговые компании Северо-Запада по величине выручки за 2007 год

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №45 (393) 17 ноября 2008
    Бизнес и власть
    Содержание:
    Реклама