Под предлогом кризиса

В условиях кризиса и замедления роста авторынка российскому автопрому требуется не ограничение конкуренции, а стабильность условий и правил

Группа «ГАЗ», начавшая в ноябре розничные продажи новинки – автомобиля Volga Siber, сразу же скорректировала планы производства в сторону снижения. Если ранее планировалось до конца 2008 года выпустить 14 тыс. автомобилей, то теперь решено ограничиться выпуском всего 4 тыс.

Ситуация в мировом автопроме еще более печальна. Кризис сбыта на автомобильных рынках Америки и Европы заставил производителей принимать экстренные меры для сокращения объемов производства машин. Закрытие заводов, временные остановки производства и сокращения персонала волной прокатились по предприятиям автомобильной отрасли большинства стран, в том числе и России.

Во многих странах на помощь автопрому как локомотиву современной обрабатывающей промышленности готово прийти государство. Характер этой помощи зависит от рыночных традиций каждой страны. В России, где эти традиции практически отсутствуют, отраслевые лоббисты кроме просьб о финансовой помощи делают акцент на привычные меры по ограничению конкуренции за счет таможенных тарифов и запретительных мер.

Однако не надо забывать, что сегодня благодаря интернационализации российской автомобильной отрасли ее ландшафт изменился и о национальном автопроме можно говорить в основном в прошедшем времени. В условиях мирового кризиса любые запретительные меры могут лишь ухудшить инвестиционный климат в отрасли, так как изменят условия работы, дадут необоснованные преференции одним игрокам глобального автопрома, а другим ограничат стимулы к развитию.

Черный октябрь

По инициативе правительства Россиив 2009 году многие модели иномарок будут стоить на 7,5-8 %больше

Нынешний октябрь стал худшим месяцем для американских автопроизводителей за последние 25 лет – продажи упали на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили всего чуть более 830 тыс. автомобилей. По сравнению с октябрем прошлого года продажи General Motors на американском рынке упали на 45%, Ford Motor – на 30%, Toyota Motor – на 23%. «Если учесть прирост населения, октябрь стал для производителей худшим по продажам месяцем со времен второй мировой войны, – заявил главный аналитик GM Майк Диджованни. – Совершенно ясно, что мы находимся в ужасающей ситуации».

Рассматриваются и уже реализуются планы по сокращению производства путем снижения количества сверхурочных рабочих часов и временной приостановки работ на отдельных заводах. Предвидя крупные убытки в ближайшие месяцы, автокомпании пытаются сэкономить не только на рабочей силе, но и на традиционных мероприятиях типа пресс-конференций и выставок. Организаторы январского автошоу в Детройте сообщили, что пока заявлено всего 60 экспонентов.

В Европе ситуация лучше, но ненамного. В отчете Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) сообщается, что в странах Европы, включая новых членов Европейского союза, объем продаж легковых автомобилей в октябре 2008 года снизился на 14,5% по сравнению с октябрем 2007-го. В некоторых странах продажи упали еще больше. В Испании они снизились на 40%, в Италии – на 19%. На самом большом рынке – в Германии – падение, по оценкам экспертов, составило как минимум 10%. Вслед за американскими заводами один за другим на время останавливаются конвейеры и на сборочных заводах Европы.

Без преград

Проблемы автопрома, как и ситуация на финансовых рынках, не остались без внимания и помощи со стороны властей. Однако в США и Европе нет речи об ужесточении доступа на рынки за счет заградительных мер и других инструментах ограничения конкуренции. Более того, даже во время кризиса Еврокомиссия сочла возможным наказать монополистов на рынках автокомпонентов и оштрафовала японскую компанию Asahi, бельгийскую Soliver, британскую Pilkington и французскую Saint-Gobain на 1,3 млрд евро за картельный сговор. В докладе Еврокомиссии отмечается, что в течение пяти лет – с 1998-го по 2003 год – компании устанавливали цены на автомобильное стекло путем сговора и контролировали около 90% данной отрасли. Три компании (Asahi, Pilkington и Saint-Gobain) уже штрафовались за аналогичное нарушение антимонопольного законодательства в 2007 году, поэтому новый штраф стал самым крупным из тех, которые когда-либо накладывались на компании за картельный сговор.

Правительство США утвердило выделение кредита на сумму 25 млрд долларов для компаний американской «большой тройки» – General Motors, Ford и Chrysler. В связи с тем что американский автопром уже давно стал интернациональным, столь избирательная помощь очень не понравилась местным отделениям автомобильных концернов других стран, в частности японских компаний Toyota, Nissan и Honda.

Однако они утешились тем, что противодействие краху американских концернов поможет избежать резкого ухудшения условий работы всей отрасли. Дело в том, что банкротство «большой тройки» повлечет за собой закрытие многих производств автокомпонентов, клиентами которых являются также и японские компании. По словам представителя отдела производства и разработки американского отделения Toyota Motor, в США 75% автомобилей этой марки производятся из автокомпонентов местных компаний, работающих на «большую тройку».

Европейские автопроизводители тоже поначалу раскритиковали план спасения американского автопрома за счет государственной помощи. «Мы против поддержки наших конкурентов», – заявил на выставке коммерческого транспорта в Ганновере глава германской автомобильной ассоциации VDA Матиас Виссманн. Генеральный директор концерна MAN AG Антон Вайнманн высказал мнение, что подобное вмешательство государства искажает принцип свободной конкуренции.

Однако позже, на заседании ACEA, европейцы сами попросили государственную помощь, причем даже в большем, чем американцы, размере – 40 млрд евро. Правда, кредит Еврокомиссии нужен им не для «поддержания штанов», а на развитие – для разработки и организации выпуска более экологичных машин. «В существующей экономической ситуации автопроизводителям трудно осуществить быстрый переход на выпуск более экологичных автомобилей без дополнительной помощи», – заявил генеральный директор альянса Renault – Nissan Карлос Гон.

Гонки на полосе торможения

На российском автомобильном рынке проблемы, по существу, начались только в октябре. До этого дилеры занимались ликвидацией очередей – распродавали машины тем, кто внес предоплату. К октябрю очереди практически исчезли, а поскольку спрос упал, многие компании по итогам месяца снизили продажи. Основная причина падения, как считают эксперты, – нехватка средств у дилеров на закупку автомобилей, а также проблемы у населения с получением кредитов.

Сложнее всего пришлось тем компаниям, которые продают более дешевые машины. Так, продажи Ford упали на 18%, Hyundai – на 27%. Как пояснили в российском представительстве Ford, снижение продаж связано в основном с проблемами в получении потребительских кредитов. «Наши машины в первую очередь покупают люди со средним достатком. Они активно пользовались кредитами, условия выдачи которых сейчас сильно ужесточили», – пояснила менеджер по связям с общественностью Ford в России Екатерина Кулиненко.

Однако в целом продажи иномарок продолжали расти и в октябре. Всего было продано 169,1 тыс. иномарок, что на 9% больше, чем в октябре прошлого года. А некоторые марки по-прежнему показывают достаточно высокую динамику продаж: у Toyota сбыт вырос на 56%, у VW – на 49%, а у Peugeot – на 102% (по сравнению с октябрем 2007 года).

Тем не менее, по данным аналитического агентства «Автостат», в октябре 2008-го на российском авторынке было продано всего 232 тыс. новых легковых машин – на 1% меньше, чем за тот же период прошлого года. Это снижение было вызвано падением продаж автомобилей отечественных марок: АвтоВАЗ сообщил, что в октябре продажи Lada на российском рынке составили 56,7 тыс. машин – на 19% меньше, чем в том же месяце 2007 года.

У производителей грузовых автомобилей отечественных марок ситуация еще более печальна. В пресс-релизе КАМАЗа сообщается, что в октябре реализовано всего 2677 грузовых автомобилей «КАМАЗ» – на 46,6% меньше, чем в августе, лучшем месяце 2008 года. Руководство ОАО «КАМАЗ» в рамках борьбы с последствиями кризиса приняло программу, которая предусматривает сокращение персонала на 10% (причем первые 1,5 тыс. уволены еще в октябре), а также уменьшение в три раза объема инвестиций, запланированных на следующий год. В таких условиях дальнейшие действия руководителей российских автозаводов можно было прогнозировать со стопроцентной вероятностью.

По старым рецептам

Группа «ГАЗ» сразу же обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать российских производителей. В письме сообщается, что если государство не вмешается, то отрасли грозят массовые сокращения. Сам ГАЗ может уволить до 20% сотрудников (из 120 тыс.).

При этом государству предлагается не только выделить нецелевые кредиты (на «поддержание штанов») на 100 млрд рублей, но и увеличить госзакупки, повысить пошлины на импортные автомобили на 10%, заморозить тарифы на электроэнергию и даже ввести временный запрет на приобретение для государственных нужд любой иностранной машиностроительной продукции.

Часть этих предложений поддерживает и глава концерна «Ростехнологии» Сергей Чемезов, являющийся одновременно председателем совета директоров АвтоВАЗа. В своем открытом письме в адрес премьера Владимира Путина он выступил за увеличение импортных пошлин, ужесточение сертификации, выделение кредитов по льготным ставкам на инвестпроекты, госфинансирование технического перевооружения, выделение средств для государственных лизинговых компаний и увеличение авансирования при госзаказе до 70-80%.

Дальше процесс пошел вглубь. «Сибур русские шины» призывает правительство увеличить пошлины на ввоз импортных шин. В условиях конкуренции со стороны импортной продукции российская шинная промышленность сегодня работает только на три четверти своей мощности. Предлагается увеличить пошлину на покрышки для легковых автомобилей с 20 до 30%, а для грузовых машин – с 15 до 25%.

Симптоматично, что особой склонностью российских чиновников к возведению административных барьеров решили было воспользоваться и некоторые импортеры. Российский офис компании BMW направил в Федеральную таможенную службу (ФТС) письмо, где потребовал от российской таможни запретить ввозить без разрешения компании любую продукцию под ее фирменным знаком. А «Порше Руcсланд» даже подал в суд на один из автосалонов, который ввез в страну Porsche Cayenne. Немецкий автопроизводитель потребовал конфисковать машину (ссылаясь на нарушение авторских прав), а также впредь запретить таможне пропускать такие автомобили в Россию, утверждая, что все права на продажу машин марки Porsche на территории России якобы принадлежат официальному импортеру. Раньше иностранные автопроизводители не отваживались на столь неоднозначные меры в борьбе с параллельным импортом.

Однако коллегия Верховного суда постановила, что таможня не должна вмешиваться в дела о параллельном импорте. Ее дело – изымать контрафактные товары, а автомобиль, сделанный и выпущенный на заводе Porsche или BMW, не является контрафактным, даже если его ввозят не дилеры. Компания, которая хочет прекратить параллельный импорт, должна сама запретить своим подразделениям продавать машины на сторону.

Ставки вверх

Требованиям о повышении таможенных пошлин повезло больше – пошлины могут увеличиться уже с начала 2009 года. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова приняла решение повысить импортные пошлины на иномарки. Это косается не только подержанных, но и новых легковых автомобилей. Пошлины на них увеличились с 25 до 30%. На 5% увеличивается и размер пошлины на объем двигателя (на новые автомобили она равна 1-2,35 евро за 1 куб. см).

На заседании решено также уменьшить с семи до пяти лет возрастной порог при введении практически заградительного уровня пошлин на автомобили, грузовики и автобусы и на 5% увеличить пошлины на автомобили, с момента выпуска которых прошло не более трех лет.

По мнению чиновников, увеличение импортных пошлин должно поддержать как отечественных производителей, так и сборку иномарок на российской территории. Судя по всему, власти боятся того, что в условиях кризиса иностранные производители откажутся от ранее взятых обязательств, сдвинут сроки или сократят планы по выпуску продукции на своих российских заводах. Это нанесет удар по планам возрождения отечественного автопрома, да и в целом по идее производства в стране автомобилей, отвечающих мировым стандартам качества.

Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин связывает с повышением пошлин еще более амбициозные планы. «Иностранные компании должны прийти к тому, чтобы строить полноценные заводы с объемами выпуска 200-300 тыс. машин ежегодно, а не как сейчас – 25-30 тыс.», – убежден Коровкин.

Представители западных автоконцернов, работающих в России, пока отказываются от комментариев. В новых условиях они должны выработать свою маркетинговую политику, а здесь есть над чем задуматься. На своих заводах в России они выпускают одну-две модели, а значительную часть модельного ряда импортируют.

Зато большинство экспертов согласны с тем, что производителям автомобилей российских марок повышение пошлин дает шанс пережить кризис и, воспользовавшись ситуацией, постараться увеличить свою долю на рынке, а то и повысить цены на свою продукцию. При этом эксперты, правда, забывают, что российский автопром тоже стал интернациональным и планы большинства российских автозаводов сегодня зависят от решений, принимаемых в зарубежных штаб-квартирах.

В частности, АвтоВАЗ заплатил своему акционеру Renault немалые деньги за лицензию на производство автомобилей на платформе Logan и бензиновых двигателей Renault. Исполнительный вице-президент АвтоВАЗа Ян Венсан уже заявил, что автомобили семейства Lada Kalina и Priora будут заменены. Планируется обновить и сегмент дешевых машин, в котором сейчас выпускаются устаревшие «Классика» и «Самара».

Новый модельный ряд АвтоВАЗа будет базироваться на платформах и комплектующих Renault. В частности, как заявил недавно старший вице-президент компании по техническому развитию Максим Нагайцев, при производстве автомобилей класса «С» планируется использовать почти 40% автокомпонентов Renault.

Поддержку такого «российского» автопрома оплатят потребители – по инициативе правительства в 2009 году многие модели иномарок будут стоить на 7,5-8% больше. В условиях кризиса это приведет к сокращению импорта и вряд ли обрадует остальных игроков глобального автопрома, уже построивших или строящих в России сборочные производства.

Остров стабильности

Впрочем, пока ситуация с большинством этих проектов стабильна. Губернатор Валентина Матвиенко на церемонии открытия завода автоконцерна General Motors подтвердила, что сроки ввода других автозаводов мировых производителей в Санкт-Петербурге остаются без изменений. В частности, завод Nissan Motor будет построен к февралю 2009 года, завод Suzuki откроется в 2010-м, а Hyundai рассчитывает начать выпуск своих машин в первом квартале 2011-го. Губернатор также сообщила, что до конца 2008 года Петербург подпишет несколько соглашений с производителями автокомпонентов.

Столь же оптимистична информация и с других сборочных производств. По словам Екатерины Кулиненко, на планы по расширению производства автомобилей Ford в России кризис не повлиял. «Мы по-прежнему намерены до конца года запустить во Всеволожске производство Ford Mondeo. Кроме того, мы намерены наращивать объем производства», – заявила она. В следующем году завод планирует увеличить выпуск до 125 тыс. машин: из них 100 тыс. – Focus и 25 тыс. – Mondeo.

Завод Volkswagen Rus в технопарке «Грабцево» в Калужской области отметил первый производственный юбилей – 31 октября с конвейера сошел 50-тысячный автомобиль. А руководитель Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев сообщил, что в 2009 году планируется завершить основные работы по развитию завода «Автофрамос». На их выполнение бюджет Москвы направит 3 млрд рублей, еще 200 млн евро будет выделено другими инвесторами. Благодаря этим инвестициям к 2010 году выпуск машин на заводе увеличится в три раза – до 160 тыс. машин в год.

Представители зарубежного автопрома даже в условиях кризиса излучают оптимизм, отмечают плодотворность сотрудничества с Россией, рынок которой пока растет даже в таких неблагоприятных условиях. Их общее настроение выразил президент GM Europe Карл-Питер Форстер, выступая на открытии завода GM: «Мы надеемся на рост российского рынка и успех наших брендов, которые удовлетворяют всем потребностям российских покупателей». Однако Форстер отметил, что в условиях кризиса нужно быть гибким, и при снижении спроса не исключил возможность изменения объемов производства. Как бы действия российских чиновников в условиях кризиса не спровоцировали именно такой сценарий развития событий.

Санкт-Петербург