Двойная доза

Аптечная сеть «Первая помощь», на фоне мировых экономических проблем переживающая последствия управленческого кризиса, приступила к оздоровлению бизнеса

Фармацевтическая розница относится к числу рынков, которые наиболее сильно пострадают от кризиса. Зависимость от импорта (до 80% продаваемых в России препаратов имеют иностранное происхождение), неконсолидированное дистрибуторское звено, изобилующее длинными цепочками, быстрый рост сетевого ритейла – эти факторы отнюдь не повышают устойчивость аптечного бизнеса. При этом, в отличие от продуктового ритейла, государство не обещает фармацевтике материальной поддержки, предоставляя самостоятельно искать рецепты спасения.

Для сети «Первая помощь» необходим суперэффективный рецепт: второй по величине игрок петербургского фармацевтического рынка на фоне общемирового упадка экономики переживает индивидуальный кризис. В начале 2008 года «Первую помощь» покинула команда топ-менеджеров во главе с генеральным директором Виталием Власовым. Сеть, позиционировавшая себя как аптеки для среднего класса, стала стремительно менять лицо и спускаться вниз по ценовой шкале. Перемещение в массовый сегмент, похоже, успеха не принесло – в октябре ушедшие управленцы были приглашены обратно. О планах по оздоровлению компании корреспонденту «Эксперта С-З» рассказывает Виталий Власов.

Диктату – нет

– Почему вы покинули «Первую помощь»?

– В прошлом году топ-менеджментом холдинга, в который помимо нас входят оптовый поставщик «Генезис» и производитель «Вертекс», была принята новая стратегия развития аптечной розницы, предполагавшая отказ от самостоятельной коммерческой деятельности компании. От «Первой помощи» требовалось резко увеличить выручку по ассортименту, утвержденному руководством холдинга. В качестве инструмента предлагалось быстро нарастить сеть аптек, при этом вопросы ценообразования и формирования ассортимента оказывались вне поля моей деятельности. Задачи были выполнены – за девять месяцев количество аптек практически удвоилось. Однако анализ финансовых показателей говорил о том, что дальнейшая реализация этой концепции может привести к печальным последствиям. Об этом я доложил акционерам и отказался работать в рамках реализуемой стратегии.

– СМИ высказали предположение, что ваше возвращение связано со смертью одного из основных владельцев компании и вашего оппонента Владимира Григориади.

– Трагическое событие – не причина и даже не повод, разве что катализатор. В начале осени от акционеров поступило предложение вновь возглавить «Первую помощь». Изучил финансовые документы и решил согласиться. При условии, что сеть и дистрибутор возвращаются к прежним отношениям – каждая из компаний холдинга рассматривается как отдельный бизнес, нацеленный на обеспечение прибыли.

– В других видах розницы объединение усилий дистрибутора и ритейлера приносит хорошие результаты. Разве на фармрынке это правило не работает?

– Работает. Но в тех случаях, когда ассортимент формируется на основании рыночного спроса, а не диктата дистрибутора и его теоретических представлений о том, какой товар должен присутствовать на полке. Еще несколько лет назад в «Первой помощи» была разработана и внедрена очень действенная система планирования закупок, основанная на статистике продаж. Статистика, в свою очередь, складывалась из данных, ежедневно в автоматическом режиме передаваемых аптеками в головную компанию. Каждый день отслеживаются тренды и формируются заявки на поставку препаратов, о которых тут же узнают наши поставщики. Такие электронные торги позволяют нам выбрать лучшее предложение. В прошлом году система была отключена за ненадобностью. Сейчас мы вновь вернулись к ней. В результате «Генезис» стал для нас важным, но не монопольным поставщиком.

Сохранить лицо

– Без вас «Первая помощь» занялась репозиционированием…

– На мой взгляд, в этот период не было вообще никакого позиционирования сети. Ставилась задача нарастить оборот. Для этого все средства были хороши: снижение наценки, демпинг и даже продажа препаратов ниже себестоимости.

– Вы вернетесь в более высокий ценовой сегмент или под влиянием кризиса останетесь в массовом?

– Аптеки – объект социальный, мы будем предлагать препараты для потребителей с любым уровнем дохода. А те, кому нужен дополнительный сервис, как и раньше, смогут получать консультации врачей и косметологов в некоторых аптеках сети, пользоваться дисконтными картами и т.д.

– Конкуренты утверждают, что ваш любимый формат – открытая выкладка – более затратный, чем обычные аптеки. Не планируете отказаться от него?

– Действительно, из наших 218 аптек 90% работают в формате открытой выкладки. Но по выручке на квадратный метр «Первая помощь» – один из лидеров рынка (около 700 рублей в день). Это доказывает, что наш выбор был верен. Кризис действительно добавит издержек по содержанию аптек большой площади. Но переформатировать их будет еще дороже. Кроме того, кризис ведь не навсегда.

– То есть никаких антикризисных мер не принимаете?

– Принимаем. Мы приостановили развитие компании до начала лета 2009 года. Пока не будем выходить в новые регионы или открывать новые аптеки на уже освоенных рынках. Признаюсь, что в сети есть аптеки, которые приносят убытки. Они будут закрыты уже к декабрю текущего года. В основном это касается регионов – в Петербурге аптеки открывались до 2007 года в условиях нормального бизнес-планирования и здравой оценки помещений, которые арендовались. Санация снизит нагрузку по арендной плате и зарплате и позволит накопить силы для следующего рывка. К началу лета 2009-го будет подготовлена новая стратегия развития «Первой помощи». Впрочем, многое зависит от ситуации в стране. 

Санкт-Петербург