Деньги – в землю и IТ

Русский бизнес
Москва, 01.12.2008
«Эксперт Северо-Запад» №47 (395)
Отфильтровав ассортимент ПИФов и усилив кадровые позиции, инвестиционные компании могут укрепить свои позиции на рынке

Несмотря на то что компании инвестиционно-финансового сектора, по общему признанию аналитиков, острее других ощущают влияние экономического кризиса, далеко не все из них оценивают свое положение как бедственное. Многие действительно бросились сокращать инвестпроекты и урезать персонал. Однако, по мнению менеджмента холдинга «Финам», кризис нужно использовать для увеличения своей доли на наиболее сильных рынках. За последние месяцы «Финам» увеличил штат почти на 10% вопреки шквальной тенденции сокращений в компаниях-конкурентах. Примечательно, что сам «Финам» стал выходить на лидирующие позиции среди российских брокеров именно после кризиса 1998 года, когда компания одной из первых в России сделала ставку на розничного инвестора, предложив низкие тарифы и целый ряд бесплатных сервисов.

По мнению генерального директора УК «Финам Менеджмент» Андрея Шульги, механическое сокращение издержек, направленное на быстрый результат, не только не решит проблем финансовых компаний сегодня, но может принести им ущерб в будущем. Топ-менеджмент холдинга считает, что нужно перераспределить ресурсы в пользу ключевых проектов, чтобы создать задел для ускоренного развития компании после кризиса.

– Стало ли для вас неожиданностью резкое падение рынка в этом году?

– В профессиональной среде уже в 2007 году все понимали, что масштабы кризиса серьезнее, чем кажется. Но насколько, конечно, заранее никто предвидеть не мог. По крайней мере вряд ли в прошлом году и даже в начале этого кто-то ожидал, что все будет так плохо именно под конец года. Ведь ноябрь-декабрь на фондовом рынке всегда наиболее инвестиционно активный период, так называемое «новогоднее ралли». Сейчас нет не то что ралли, а вообще никакой активности. Если бы год назад мне показали сегодняшние цены на фондовом рынке, я бы не поверил.

– Изменились ли в связи с этим планы компании на будущее?

– Обычно планы на следующий год мы строим в конце осени. Так что как раз сейчас этим и занимаемся. Безусловно, в связи с кризисом мы их скорректируем. Сейчас на базе УК «Финам Менеджмент» сформировано 11 паевых инвестиционных фондов, в числе которых восемь открытых, один интервальный и два закрытых. Текущая ситуация не позволяет нам широко расправить плечи и реализовать многие интересные проекты, на которые мы ориентировались в прошлом году. Например, сегодня неуместен запуск новых комплексных инвестиционных продуктов, скажем совместных с банком. Причины понятны: кризис ликвидности, изменение ставок и т.д. В прошлом году мы также подумывали об увеличении линейки наших отраслевых фондов, о создании новых закрытых фондов. Теперь это неактуально.

С другой стороны, у нас есть возможность акцентировать внимание на действующих проектах закрытых фондов, которых, по большому счету, не коснулись кризисные процессы, когда биржевые индексы упали на 60%. Сегодня мы делаем ставку на проекты по инвестированию средств в земли сельхозназначения и сектор ИT в рамках фондов «Финам – Капитальные вложения» и «Финам – Информационные технологии» соответственно. Скажем, сейчас земля подешевела, что делает инвестиции в нее еще более интересными. Так, привязка рентного дохода к денежному эквиваленту натурального продукта гарантирует стабильные поступления, а возможность выгодно купить земельные активы позволяет рассчитывать на дополнительный выигрыш от роста их стоимости.

Причем эти проекты будут востребованы не только в течение следующего года, но и в долгосрочной перспективе, до 2020-го. Поэтому мы будем работать на увеличение ликвидности паев этих фондов, которые обращаются на бирже.

– То есть вы отодвигаете создание новых продуктов до конца 2009 года?

– Сейчас я бы не стал говорить о каких-то сроках. Часть планов мы вообще отложим надолго. Ближайшие два-три месяца – период наиболее острой нестабильности – мы посвятим работе с персоналом, обучению, подготовке технических заданий по проектам, которые будем планировать к запуску в 2009 году. В начале 2009 года плотнее займемся популяризацией двух наших закрытых ПИФов и работой над ошибками внутри компании.

– Это означает чистку рядов?

– Напротив, у нас сейчас появилась возможность укрепить некоторые свои дивизионы за счет перспективных и грамотных специалистов, которые не нашли себя в других компаниях. Поэтому мы внимательно следим за кадровым рынком. К нам переходят как отдельные специалисты, так и целые команды. Уже сейчас мы существенно усилили наш блок продаж, а также направление по работе с институциональными инвесторами.

– Значит, сокращения персонала у вас не будет?

– Нет, мы работаем в обычном формате. Так удачно сложилась ситуация, что в конце прошлого – начале этого года мы проводили изменения в штатном расписании в связи со сменой руководства компании (Андрей Шульга занял пост генерального директора УК «Финам Менеджмент» нынешней весной, были назначены новые директора департаментов. – «Эксперт С-З»). Сегодня в штате компании около ста человек. Это оптимальное количество, у нас нет балласта, поэтому нам не придется сокращать персонал на 20-30%, как это делают многие компании с раздутым штатом. Я даже не исключаю, что мы займемся увеличением некоторых подразделений. Ведь по двум названным мною фондам число предложений, интересных нам, продолжает расти. Значит, нагрузка на сотрудников, отвечающих за эти направления, тоже увеличится.

– Когда, по вашим оценкам, можно ожидать стабилизации рынка?

– Все, что касается деятельности в рамках открытых фондов, трудно прогнозировать. Но, по нашим оценкам, ситуация неопределенности здесь продлится до февраля будущего года. Потом будет «боковик» до декабря (движение цен долговых инструментов в рамках узкого ценового диапазона. – «Эксперт С-З»). Планировать какие-то грандиозные творческие проекты можно только через год, когда ситуация стабилизируется и произойдет перераспределение финансовых потоков.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №47 (395) 1 декабря 2008
    Ситуация в регионах
    Содержание:
    Реклама