Сели на диету

Тема недели
Москва, 15.12.2008
«Эксперт Северо-Запад» №49 (397)
Бюджеты субъектов РФ на Северо-Западе недосчитаются в 2009 году до 15% доходов. Секвестру подвергаются как инвестиционные, так и социальные программы

Экономический кризис вынуждает власти большинства субъектов РФ пересматривать параметры бюджетов на следующий год. Все без исключения региональные бюджеты начинают верстаться еще весной, а заканчивают – в сентябре-октябре. И именно в середине сентября в стране разразился кризис. Причем не в один день, как это было в августе 1998 года, а постепенно. Поначалу власти на местах вообще считали кризис чисто банковским, в крайнем случае – финансовым. Подобный кризис банковской ликвидности был четыре года назад и не привел к серьезным последствиям, за исключением, пожалуй, краткосрочного оттока вкладов населения из банков. Возможно, именно поэтому, а также потому, что слово «кризис» не употреблялось федеральными властями, большинство губернаторов происходящего предпочитали не замечать едва ли не до ноября, когда стали останавливаться целые предприятия, в том числе градообразующие.

После того как о кризисе и его глубине заговорил президент Дмитрий Медведев, тон высказываний губернаторов стал уже по-настоящему тревожным. Резкое замедление темпов роста объемов промышленного производства и сокращение предприятиями персонала уже в октябре стало приводить к снижению поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). А именно эти два налога во многом и формируют региональные бюджеты. На НДФЛ и налог на прибыль, как правило, приходится от 65 до 75% всех собственных доходов (то есть за вычетом трансфертов из федерального центра) региональных бюджетов. К ноябрю, таким образом, стало ясно, что план налоговых поступлений на 2009 год необходимо пересматривать. Вслед за этим придется сокращать и расходы, поскольку покрывать дефицит становится крайне дорого: банковские кредиты даже для самых благонадежных заемщиков стали стоить 14% годовых и выше, а о выходе региона на организованный рынок ценных бумаг (например, с облигациями) при нынешнем состоянии фондового рынка даже и говорить неудобно.

Город на Неве прозрел первым

Раньше всех на Северо-Западе отреагировал на кризис Петербург. Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко внесла ко второму чтению городского бюджета – 2009, состоявшемуся 12 ноября, довольно радикальные поправки. Комитет финансов города между первым и вторым чтениями снизил прогноз поступлений по налогу на прибыль на 30,1 млрд рублей, или на 22%. А именно этот налог самый «доходоемкий» в городском бюджете – на его долю приходится 34,5% всех поступлений. В результате доходная часть «похудела» на 6,4% – до 377 млрд рублей. В бюджет заложен дефицит 20 млрд, но он не должен никого пугать. Дефицит с лихвой может быть покрыт, например, переходящими остатками на бюджетных счетах: по состоянию на 1 ноября профицит петербургского бюджета достиг 50,3 млрд рублей, или 17,4% доходов.

Социальные обязательства в Смольном решили не сокращать. Больше других пострадали капитальные расходы, в том числе на капремонт жилого фонда, реставрацию и благоустройство. Расходы Адресной инвестиционной программы сокращены на 10,9 млрд рублей – со 132 до 121,1 млрд. Приостановлены проекты, к реализации которых город еще не приступал (начало их финансирования было запланировано как раз на будущий год), например «Надземный экспресс» и «Орловский тоннель». А такие три статьи расходов, как строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково», строительство Фрунзенского радиуса метрополитена и приобретение автобусов, трамваев и троллейбусов, урезаны примерно на 1 млрд рублей каждая. В таком виде закон о петербургском бюджете и увидел свет. Он был принят в третьем чтении 19 ноября, а 1 декабря подписан губернатором.

Начудили

Другие субъекты РФ на Северо-Западе по-разному отреагировали на ухудшающуюся экономическую конъюнктуру. В Псковской области, например, бюджет до сих пор не внесен в региональный парламент. Более того, в обладминистрации отказываются объяснять журналистам происходящее. Впрочем, в Пскове принятие областного бюджета в последних числах декабря сразу в трех чтениях уже стало недоброй традицией. Остальные же девять субъектов РФ Северо-Западного федерального округа можно разделить на три группы, судя по их реакции на кризис при утверждении бюджета-2009. Первую группу, куда попали Республика Коми и Ненецкий автономный округ, так и хочется назвать «регионы-чудаки». В этих субъектах РФ без внесения сколько-нибудь значимых поправок приняты бюджеты, разработанные до кризиса. Более того, администрации этих регионов выражают уверенность, что бюджеты реалистичны и секвестра не потребуют.

При этом «чудачество» Ненецкого АО вполне оправданно: с нынешнего года Архангельская область вместе с властными полномочиями отобрала у округа львиную долю собираемых на его территории налогов (см. «Насильно милый», «Эксперт С-З» №45 от 3 декабря 2007 года). В основном это НДФЛ, налог на прибыль, а также налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате у Ненецкого АО теперь достаточно скромный бюджет (в следующем году – 5,3 млрд рублей по доходам и 6,3 млрд по расходам), но структура его совершенно иная, чем во всех остальных регионах Северо-Запада. Например, велика доля неналоговых доходов, а основным налоговым источником (47% всех поступлений) является налог на имущество, самый, пожалуй, неуязвимый перед лицом кризиса.

А вот в Коми кризис видеть просто не хотят. При том, что это нефтяной регион и его казна зависит от цен на энергоносители как нигде больше на Северо-Западе. Но это не смущает республиканские власти, и они внесли в Госсовет бюджет, основанный на среднегодовой цене на нефть в 95 долларов за баррель (на прошлой неделе нефть марки Brent подешевела примерно до 40 долларов за баррель). Причем окончательное утверждение бюджета Коми состоялось 12 ноября – в тот самый день, когда куда более богатый Петербург урезал во втором чтении свои доходы и расходы на 25,8 млрд рублей. В процессе принятия бюджета казна Коми не просто не «похудела» – она даже была увеличена в расходной части с 42 до 43,7 млрд рублей. В результате расходы, скажем, на здравоохранение увеличатся по сравнению с нынешним годом на 40%, образования – на 30%, культуры – на 47%, спорта – вдвое. Не побоялись в Коми и весьма солидного дефицита бюджета-2009. Он составит 4,1 млрд рублей при доходах 39,6 млрд.

Любопытны при этом некоторые заявления, которые были сделаны республиканскими чиновниками при утверждении главного финансового документа республики. Глава Коми Владимир Торлопов назвал его бюджетом усиленного развития. «Бюджет – это просто план работы для правительства. Если и будет секвестр, он не коснется социальных обязательств. Мы идем по плану, и только сильные форс-мажорные обстоятельства могут нас подтолкнуть к секвестру», – подчеркнул первый заместитель главы администрации Коми Павел Орда. И уж совсем как пир во время чумы выглядят заявления министра финансов республики Вячеслава Гайзера о том, что половина дефицита (2,1 млрд рублей) будет покрыта за счет размещения облигационного займа.

Отложили на потом

Вторую группу субъектов РФ составили Калининградская, Архангельская и Вологодская области, а также Карелия. Там также приняты бюджеты без учета процессов, происходящих в экономике начиная с сентября, но власти пытаются оценивать грядущие налоговые недопоступления и признают, что бюджеты придется корректировать в сторону снижения.

Облдума Калининградской области приняла региональный бюджет 21 ноября сразу во втором и третьем чтениях. На этом заседании утверждены 133 поправки, но базовые параметры бюджета затронуты не были. Его доходы составят порядка 36 млрд рублей, дефицит – около 600 млн рублей. Депутаты от КПРФ предлагали перенести принятие бюджета на декабрь, чтобы за это время более достоверно оценить экономическую ситуацию, но парламентское большинство из партии власти это предложение отклонило. Однако министр финансов области Елена Матвеева признала, что в течение следующего года бюджет придется корректировать. По ее словам, даже если ситуация стабилизируется на сегодняшнем уровне, потери казны могут составить порядка 2,5-3 млрд рублей. Поэтому в первом полугодии будут финансироваться только первоочередные расходные статьи. «Мы просматриваем каждую статью расходов, проверяя ее актуальность. Это относится и к четвертому кварталу 2008 года», – подчеркнула Матвеева.

Всего через несколько дней после этих заявлений последовали первые конкретные действия. В начале декабря губернатор Георгий Боос внес в областной парламент закон, предусматривающий приостановку индексации должностных окладов чиновников. Правда, решено отказаться только от индексации, запланированной с 1 апреля, – одной из трех в будущем году. А на прошлой неделе региональное правительство одобрило законопроект о корректировке индексации ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий и многодетным семьям, а также ежемесячного социального пособия малообеспеченным пенсионерам. Решено, что вместо трех индексаций ЕДВ в течение 2009 года будут проведены две, а вместо двух индексаций социальных пособий – одна.

«Мы не можем позволить себе тратить на социальные нужды больше средств, – отметила Елена Матвеева. – Социальные расходы точно не сократятся, но и существенно увеличить их мы не можем». Георгий Боос также подчеркнул, что это вынужденная мера: «Будет гораздо хуже, если на бумаге увеличим намного, а выплатить не сможем. Это будет полная разбалансированность всей бюджетной системы. От этого пострадают все – и те, кого мы хотим защитить, и те, кому должны выплатить зарплату».

Помимо этого, калининградские власти намерены приостановить бюджетную поддержку молодых семей в рамках ипотечной программы. «В связи с кризисом мы изменим форму поддержки из бюджета и на время откажемся от молодежной ипотеки. Мы не отменяем ее, а приостанавливаем», – отметил Боос. В будущем, по его словам, вместо поддержки одной части населения (молодых семей) калининградские власти намерены помогать вообще всем желающим оформить ипотеку – через субсидирование процентной ставки.

Схожая ситуация в Архангельской области. Там тоже отнеслись к принятию бюджета как к обычной формальности и не стали пересматривать его параметры. Главный финансовый документ региона был принят в третьем, заключительном чтении 3 декабря. Доходы бюджета на 2009 год запланированы в объеме 46,5 млрд рублей. Но при этом уже оценены возможные потери от недопоступления налогов – от 5,6 до 6,1 млрд рублей. В первую очередь ожидается недобор от предприятий, функционирующих в Ненецком АО: поступления от НДПИ и налога на прибыль наверняка снизятся по сравнению с нынешним годом. «Бюджет – живой организм. Если в январе-феврале станет заметно снижение поступлений в бюджет и другие проявления кризиса, то администрация области предложит мероприятия по решению этих проблем», – уверен председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Архангельского областного собрания Алексей Верещагин. Впрочем, администрация региона уже и так подстраховалась: через областной парламент проведено решение, согласно которому исполнительная власть имеет право сама корректировать бюджет, в случае если его доходная часть будет исполняться менее чем на 85%.

На бумаге – одно, в планах – другое

В Вологодской области в минувшую среду окончательно принят проект бюджета-2009, разработанный администрацией еще до 1 октября. Доходы казны запланированы в объеме 43,1 млрд рублей, расходы – 46,4 млрд. Первый заместитель губернатора, начальник департамента экономики области Леонид Иогман признал, что депутатам предложен оптимистичный вариант бюджета. «Для того чтобы сформировать бюджет с учетом новых, менее благоприятных экономических прогнозов, необходимо время, – отмечает Иогман. – А для обеспечения социальной и экономической стабильности в новый год нужно войти с уже утвержденным главным финансовым документом. Правительство области взяло на себя обязательства работать, внося коррективы в бюджет».

«Положение непростое, – говорит глава фракции ЛДПР в Законодательном собрании Сергей Каргинов. – По предварительной информации, запланированные доходы бюджета с 43 млрд рублей могут упасть до 18-20 млрд. Это связано в первую очередь с трудностями главного налогоплательщика – «Северстали». Но мы пока принимаем областной бюджет, сверстанный по-старому. Это вопрос технологии».

Между тем в кабинетах чиновников секвестр вологодского бюджета-2009 уже идет полным ходом. На прошлой неделе заместитель начальника департамента финансов области Валентина Артамонова, выступая перед членами Комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания, заявила, что необходимо срочно принять меры по оптимизации расходов.

«Минфин РФ готов помогать попавшим в трудную ситуацию регионам, но ставит жесткое условие – все социальные выплаты должны быть на уровне федеральных стандартов. Если исходить из федеральных нормативов, то Вологодская область ежегодно неэффективно тратит около 7,5 млрд бюджетных рублей», – добавила Артамонова. В этой связи исполнительная власть запрашивает у регионального парламента разрешение вносить срочные корректировки в бюджетную роспись в первом квартале, чтобы обеспечить в первоочередном порядке финансирование расходов по выплате зарплаты бюджетникам, публичных обязательств, расходов по содержанию областных бюджетных учреждений. «Финансирование прочих статей бюджета временно может быть приостановлено», – сказала Артамонова.

Кроме этого, в 2009 году область переходит с регионального стандарта расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (10% от совокупного дохода семьи) на федеральный (22%). Эта мера позволит высвободить более 1,5 млрд бюджетных рублей, которые ранее уходили на погашение выпадающих доходов коммунальных предприятий. Администрация области намерена также оптимизировать некоторые выплаты, предусмотренные законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». В частности, в следующем году не будет производиться индексация ЕДВ всем категориям областных льготников. «В 2009 году мы выполним все наши социальные обязательства, сохранив ЕДВ в прежнем объеме, – заявила председатель Комитета по социальной политике Законодательного собрания Наталия Рябова. – Однако, учитывая сложное экономическое положение и скудные возможности областного бюджета, проиндексировать ЕДВ не представляется возможным».

Глаза открылись только теперь

Одной из самых сложных на Северо-Западе может оказаться в 2009 году бюджетная ситуация в Карелии. Но республиканские власти упорно продвигали в Законодательном собрании бюджетные параметры, разработанные в докризисный период. В результате доходы и расходы практически не изменились и составили 21,7 и 23,2 млрд рублей соответственно. В окончательном виде бюджет принят 4 декабря. Любопытно, что это было сделано вопреки отрицательному заключению на законопроект республиканского управления Федеральной налоговой службы. Налоговики считают, что доходная часть бюджета завышена более чем на 800 млн рублей.

Составители документа исходили из четырехпроцентного роста объема промышленного производства в 2009 году. Однако спустя всего три дня после утверждения бюджета министр экономического развития Карелии Михаил Юринов сообщил, что, по предварительным оценкам, 2008 год Карелия должна завершить с необычно низким индексом промышленного производства – 100-101,7% (в 2007-м индекс составил 116,8%). А в минувший вторник были обнародованы данные карельского отделения Росстата, согласно которым индекс промышленного производства за 11 месяцев снизился до 99,3%. Самая тяжелая ситуация – в леспроме, где отмечен спад на 20%. Семь предприятий отрасли вообще остановились. Кроме того, уже известно, что «Карельский окатыш» в следующем году планирует снизить производство на 30%, Надвоицкий алюминиевый завод – на 20%. А крупнейшее в республике предприятие – Костомукшский ГОК – уже подсчитало, что его налоговые поступления в бюджет региона сократятся в 2009 году на 3 млрд рублей.

В карельском правительстве не могут не замечать происходящее и свой оптимистический бюджет постепенно делают более реалистичным. Два месяца назад правительство республики обещало увеличение в 2009 году фонда оплаты труда работников бюджетных организаций на 30%, а на днях министр финансов Карелии Александр Колесов сообщил, что увеличение составит лишь 9%. «Только такое повышение бюджет республики может гарантированно обеспечить в условиях прогнозируемого спада производства, вызванного мировым экономическим кризисом и снижением спроса на продукцию карельских предприятий, – заявил министр. – За последние 10 лет мы неоднократно увеличивали заработную плату, и всегда только за счет собственных средств. Поэтому и сейчас мы вынуждены исходить из реальных возможностей республиканского бюджета».

О серьезных бюджетных проблемах впервые заговорил и губернатор. «Бюджет Карелии на 2009 год обещает сохранить все социальные выплаты, но справиться с этим нам будет тяжело, – признал глава республики Сергей Катанандов на совещании в региональном правительстве в минувший понедельник. – Уже в декабре у нас есть проблемы с текущими платежами, и мы на протяжении двух недель совсем не финансируем адресную инвестиционную программу».

Уже не до агрессивности

Наконец, третья группа субъектов РФ Северо-Запада, куда попали Ленинградская, Мурманская и Новгородская области, пошла по пути Санкт-Петербурга и урезала (или еще продолжает урезать) бюджеты-2009 в процессе их прохождения в региональных парламентах.

Законодательное собрание Ленинградской области 19 ноября забраковало ранее принятый в первом чтении бюджет и вновь вернуло его на рассмотрение в первое чтение. Доходы бюджета-2009 в размере 43,9 млрд рублей депутаты изменять не стали, а вот расходы сократили на 4,1 млрд рублей – до 45,7 млрд. В таком виде бюджет был окончательно принят 10 декабря.

В Мурманской области бюджет тоже принят во всех трех чтениях. В процессе рассмотрения казна «похудела» на 10%. Зарплата бюджетников за год вырастет на 12,5%, что значительно меньше ранее заложенных в бюджет цифр. Чтобы осуществить индексацию зарплат госслужащих, их число решено сократить на 370 человек. Оппозиция в Облдуме назвала бюджет антисоциальным. По словам лидера фракции «Справедливой России» Александра Макаревича, финансирование образования в регионе возрастет лишь на 9,3%, молодежной политики – на 5,2%, культуры – на 6,8%.

Бюджет Новгородской области принят пока лишь в первом чтении. Доходы консолидированного бюджета утверждены в размере 25,9 млрд рублей, расходы – 27,6 млрд. В середине ноября губернатор Сергей Митин уверенно заявлял, что бюджет не будет подвержен секвестру, но, похоже, ситуация меняется. «Скорее всего, нам придется сократить доходы на 1,5-2 млрд рублей, – говорит председатель Комитета финансов области Елена Солдатова. – Кризис не позволит нам в полном объеме получить два бюджетообразующих налога – на прибыль (в структуре доходов бюджета 2009 года он занимает 36%) и НДФЛ (35%). Соответственно, и рост собственных доходов будет не 25%, а скромнее – на уровне 17%. Комитетам и управлениям губернатор поручил еще раз проанализировать расходы. Наиболее вероятно, что секвестру подвергнутся капрасходы, то есть инвестиционные программы». Второе чтение бюджета Новгородской области пройдет 17 декабря.

Нынешний секвестр бюджета печален для новгородских властей еще и тем, что отдаляет перспективу выхода на финансовую самодостаточность. Раньше власти региона рассчитывали, что область прекратит получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ к 2011 году. Оптимизма добавляли темпы роста бюджета-2008: по доходам он должен увеличиться на 41-45% по сравнению с прошлым годом. Поэтому бюджет нынешнего года чиновники и депутаты Законодательного собрания называют агрессивным. Бюджет-2009 получил поначалу более скромное название – «закрепляющий». Но теперь, видимо, новгородским властям, как и администрациям других субъектов РФ, придется придумывать какой-то другой термин. Например, «диетический». 

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№49 (397) 15 декабря 2008
Бюджетная политика в регионах
Содержание:
Сели на диету

Бюджеты субъектов РФ на Северо-Западе недосчитаются в 2009 году до 15% доходов. Секвестру подвергаются как инвестиционные, так и социальные программы

Реклама