До перелома

Регионам Северо-Западного федерального округа удалось до начала кризиса завершить целый ряд важных для экономики инвестпроектов

Уходящий год может претендовать на особое место в истории российской экономики. Несмотря на замедление темпов роста основных экономических показателей с начала 2008-го, большую часть года развитие СЗФО шло по восходящей. В том числе прирастали суммарные инвестиции в основной капитал предприятий региона.

«Главной особенностью стало разделение года на два периода – до начала финансового кризиса и после. Если до августа на рынке капиталов царила эйфория (многочисленные инвесторы с помпой объявляли о начале реализации очередных крупномасштабных проектов), то после того, как отголоски мирового кризиса докатились до России, произошла форменная паника. В первую очередь и самым серьезным образом она затронула фондовый рынок и банковскую деятельность. Несколько позднее возникли проблемы в более инерционной сфере капитальных инвестиций», – говорит эксперт Леонтьевского центра Артур Батчаев.

Неплохо начатый год заканчивается на пессимистической ноте. «Ожидалось, что объем инвестиций в основной капитал ощутимо превысит уровень 2007 года. Но сейчас эти прогнозы выглядят не столь оптимистично, как в начале года. Скорее всего, превышение если и будет, то окажется не очень большим, что связано с инвестиционным спадом последнего квартала года», – считает директор фонда стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин.

Хотя нет точного «водораздела» между периодами до начала кризиса и после, говоря об инвестиционном процессе, представляется разумным разделить год на две неравные части – три первых квартала и последний, который внесет в статистику безрадостные коррективы. Экономические показатели именно первой части года представляют собой индикаторы, по которым можно судить о результативности усилий государства и бизнеса, вплоть до того момента, когда мировой кризис нарушил поступательное развитие событий.

Отстающий, но привлекательный

По темпам роста инвестиций в основной капитал СЗФО уже второй год подряд относится к числу аутсайдеров. Если в 2006 году по этому показателю округ уступал только Дальневосточному ФО, почти на 30% превышая среднероссийские темпы роста, то в 2007-м он отстал от страны вдвое, а за девять месяцев текущего – втрое. На развитие экономики и социальной сферы Северо-Западного федерального округа в январе-сентябре 2008 года направлено 620,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 103,9% к уровню соответствующего периода предыдущего года. По темпам роста капвложений СЗФО занял последнее место среди округов РФ.

Между тем эти показатели вовсе не свидетельствуют об экономическом неблагополучии СЗФО и даже о снижении его инвестиционной привлекательности. Причина нынешнего отставания – в более раннем по сравнению с другими ФО «пробуждении». Относительно развитая инфраструктура большей части территории, конструктивная позиция властей ряда регионов в отношении инвесторов, большое количество холдингов и крупных предприятий, а также географическая близость европейского бизнеса, заинтересованного в освоении новых рынков, обеспечили Северо-Западному округу высокую базу в прежние годы. Косвенно о притягательности СЗФО свидетельствует следующий факт: иностранные инвестиции в российскую экономику за девять месяцев снизились на 13,8%. Но вливания в экономику СЗФО за тот же период выросли с 6,7 до 11 млрд долларов.

Значительная часть вложений в основной капитал в этом году приходится на осуществление крупных инвестпроектов, реализация которых занимает не один год. К этой категории относятся инвестиционные программы всех промышленных гигантов СЗФО (КГМК, «Апатит», «Северсталь», Архангельский ЦБК и т.д.), развитие портовых мощностей в Приморске и Усть-Луге (Ленобласть), строительство нового морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге, КАД, Западного скоростного диаметра. Их ближайшее будущее пока не вполне ясно: инвестиционные программы уже корректируются как по объемам, так и по срокам. Однако проекты, завершенные в уходящем году, могут дать представление об основных докризисных тенденциях в инвестиционном процессе СЗФО.

Инфраструктурные вызовы

Общим местом для всех регионов является явно недостаточное внимание к развитию инфраструктуры. Проблема пока не решена: 80% дорог Северо-Запада по-прежнему находится в неудовлетворительном состоянии, а дефицит энергетических мощностей остается тормозом строительства. Однако благодаря усилиям, предпринятым в прошлые годы, в этом направлении все же наметились позитивные сдвиги. Финансирование из средств федерального бюджета, за счет которого строятся крупнейшие инфраструктурные объекты, в абсолютном выражении в 2008 году не выросло, в относительном – даже уменьшилось. Но регионы, входя в долю собственными бюджетными средствами, постепенно решают инфраструктурные проблемы. К примеру, в Архангельской области в этом году сдана в эксплуатацию новая дорога Архангельск – Малые Карелы – Белогорский – Кривые Озера – Совполье – Мезень протяженностью 67 км и стоимостью 1,1 млрд рублей. Связав Мезенский и Лешуконский районы с «большой землей» (ранее жители добирались до Архангельска только самолетами малой авиации), дорога даст возможность развивать туризм в этих заповедных краях. Соседняя Вологодская область также в рамках региональной программы строит лесные дороги, не ожидая, когда федеральный центр обеспечит условия для развития ЛПК.

Помимо бюджетов серьезный вклад в инвестиционный процесс вносят системообразующие российские компании, относящиеся к государственному сектору экономики: «Газпром», РЖД, «Транснефть», концерн «Энергоатом», «ЛУКОЙЛ». Последнему принадлежит самый грандиозный из реализованных в уходящем году инфраструктурных проектов в СЗФО. К началу добычи на месторождении Южное Хыльчую (Тимано-Печорская провинция в НАО) был введен в действие не имеющий аналогов в мире нефтепровод Южное Хыльчую – Варандей, завершающийся Варандейским морским терминалом. Терминал, с которого идет отправка нефти на экспорт морем, расположен в 25 км от берега и работает круглогодично. Комплексный проект обошелся «ЛУКОЙЛу» в 4 млрд долларов.

Проект, осуществляемый компанией «Транснефтепродукт» в Ленинградской области, не столь масштабен (870 млн долларов), но также весьма значим: ввод нефтепродуктопровода Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск снизит зависимость экспортеров нефтепродуктов от стран Балтии. В мае 2008 года начал работу его первый пусковой комплекс.

Не относящийся к госсектору бизнес решает локальные, но важные задачи по совершенствованию собственной логистики. Так, в 2008 году холдинг «Соломбалалес» открыл новый лесоперевалочный железнодорожный терминал в Няндоме (Архангельская область). Он поможет существенно увеличить скорость отгрузки древесины. Примеры подстройки логистической инфраструктуры под нужды конкретного бизнеса можно видеть в портах Калининграда, Петербурга и Ленобласти.

Молоко как антидепрессант

Две другие особенности инвестиционного процесса в СЗФО определялись политикой государства в отношении агропромышленного и лесопромышленного комплексов страны. Интересно, что к одному и тому же результату – притоку инвестиций в отрасль – привели диаметрально противоположные усилия федеральной власти.

Толчком к приходу инвесторов в сельское хозяйство стал запущенный в 2006 году приоритетный национальный проект «Развитие АПК», трансформированный впоследствии в федеральную программу. Несмотря на неоднократно обсуждавшиеся недостатки (фактическое отсутствие поддержки малых предприятий, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий), те немногие меры, которые государство все же предприняло, принесли неплохие результаты. Сравнительная доступность кредитов, субсидирование процентных ставок, коррективы таможенно-тарифной политики – этих мер оказалось достаточно для привлечения инвесторов.

Традиционные сельскохозяйственные области, Псковская и Новгородская, еще недавно считавшиеся депрессивными, демонстрируют хорошую динамику экономических показателей. Именно здесь реализованы наиболее крупные сельхозпроекты. В 2008 году в Псковской области построено пять мегаферм на 1,2 тыс. коров каждая. Четыре из них возведены в рамках программы создания холдинга Великолукским молочным комбинатом, который амбициозно заявил, что желает стать лидером на рынке сыров СЗФО. На днях на фермы была завезена первая партия племенных коров из Австралии.

Наиболее значимым для Новгородской области стал проект белгородской компании «Белгранкорм» – строительство комплекса по выращиванию, забою и глубокой переработке мяса птицы. По мнению вице-губернатора региона Александра Габитова, «это прорывной проект в аграрной отрасли региона. С его запуском в Новгородской области будет производиться в три раза больше мяса птицы. Проект важен еще и потому, что совершенно по-другому, не в „пирожковом“ направлении, будет развиваться Крестецкий муниципальный район. Такой ключевой инвестор, как „Белгранкорм“, потащит за собой всю экономику».

Ровно половина крупных проектов Новгородской области, находящихся в стадии реализации, относится к агропрому. Не менее успешно воспользовался предоставленными государством возможностями бизнес Вологодской и Ленинградской областей. Но на фоне хорошо развитого промышленного производства этих регионов успехи АПК выглядят не столь впечатляюще.

Без замаха

Иным способом – не пряником, а скорее кнутом – было обеспечено оживление в ЛПК. В плане господдержки отрасли, а также внесенных в особый перечень приоритетных проектов пока больше деклараций, чем действий. Но быстрый рост пошлин на экспорт круглого леса вкупе с растущим внутренним спросом на продукцию ЛПК оказался убедительным аргументом – инвестор пришел в лес. Правда, пока не начат ни один крупный проект: строительство целлюлозно-бумажных комбинатов в Вологодской, Псковской областях и в Республике Коми остается под вопросом. Наиболее серьезные капвложения по-прежнему осуществляют действующие ЦБК, модернизирующие изношенные мощности. К слову, в уходящем году группа Mondi начала реализовывать давно ожидаемый пятилетний проект «Степ» – модернизацию Сыктывкарского ЛПК стоимостью 500 млн евро. Самый дорогостоящий из осуществляемых в отрасли инвестпроектов обеспечит увеличение мощностей предприятия на 20-25%. Остальные на порядок дешевле, но зато многочисленны. Это строящиеся заводы по производству плит OSB (Коми, Ленинградская область), уже готовые предприятия по производству фанеры (Новгородская область, Коми), мебельных щитов (Ленобласть), шпона (Карелия) и т.д.

Еще одна тенденция последних двух лет не сопряжена с попытками государства управлять инвестиционным потоком – она имеет чисто рыночные корни. Спровоцированный ростом жилищного строительства спрос на стройматериалы активизировал добычу нерудных материалов. В богатой полезными ископаемыми Карелии ведется разработка около десятка месторождений (диабаза, кварцитов, гнейсо-гранитов) и строятся дробильные предприятия. Два производства гранитного щебня запущены в республике с начала года.

В Архангельской области были введены в строй заводы двух крупных инвесторов. Компания «БазэлЦемент» ввела в строй предприятие по производству щебня из базальта на месторождении Хямгора. Группа Knauf летом начала эксплуатацию завода по добыче гипсового камня в Холмогорском районе области. В Ленинградской, Псковской, Мурманской областях инвесторы также обратили внимание на то, что лежит под ногами.

Если смотреть в целом, что осуществлено в СЗФО до начала кризиса, вырисовывается следующая картина. В регионах округа появлялись новые предприятия в обрабатывающей промышленности, автомобилестроении, «пищевке», строились новые логистические комплексы и терминалы. Впрочем, это далеко не новость – данные отрасли стали уже традиционными для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской областей. Тогда как агропром и лесопереработка, как было сказано выше, оживились недавно и, так или иначе, под воздействием государства. Что касается масштабов инвестиций по отдельно взятым проектам, они достаточно скромны. Если не считать инвестпрограмм холдингов, относящихся к государственному сектору экономики, и масштабных строек, осуществляемых на бюджетные средства, частные инвесторы вкладываются преимущественно в недорогие проекты (максимум – 1-2 млрд рублей) с короткими сроками окупаемости.

Региональные власти не первый год безуспешно пытаются найти партнеров для осуществления гигантских проектов в ЛПК, горно-рудной отрасли, в строительстве инфраструктурных объектов. События второй – послекризисной – части года заставляют предполагать, что поиски могут сильно затянуться.

Санкт-Петербург