Без розовых очков

Михаил Осеевский: «Инвесторы реально смотрят на мир, и мы с пониманием относимся к их решениям»

В конце января правительство Санкт-Петербурга должно рассмотреть беспрецедентный законопроект о корректировке бюджета на 2009 год. Доходы и расходы бюджета планируется урезать на 100 млрд рублей – более чем на четверть. Нынешний утвержденный вариант бюджета предусматривает доходы в объеме 377 млрд рублей, при этом в ходе рассмотрения законопроекта в Законодательном собрании они уже были снижены на 25 млрд рублей. Об антикризисных мерах администрации Санкт-Петербурга и влиянии кризиса на финансово-экономическую политику городских властей и перспективы осуществления различных инвестиционных проектов в интервью обозревателю «Эксперта С-З» рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский.

Большой секвестр

– Каковы петербургские особенности проявления кризиса и его влияние на экономику города, преимуществом которой всегда считалась диверсифицированность?

– Действительно, наш плюс – диверсификация экономики, наличие большого количества предприятий, работающих в различных отраслях. Другие регионы, в первую очередь – зависящие от сырьевых отраслей, очень быстро почувствовали снижение цен на мировых рынках. Так, в Вологодской области ситуация изменилась просто на глазах – и в плане занятости на частных предприятиях (прежде всего в холдинге «Северсталь»), и в плане состояния бюджетной сферы.

Проблемы докатываются до Петербурга с некоторой задержкой, тем не менее с каждой неделей ситуация становится все более сложной. Это хорошо видно и по индексу деловой активности. Мы постоянно ведем мониторинг, общаемся с руководителями предприятий разных отраслей, понимаем, как видятся им перспективы 2009 года, насколько сокращается объем заказов. Тревожный симптом – в декабре безработица в Петербурге увеличивалась на 600 человек в неделю. Ничего подобного не было много лет, напротив, безработица постоянно снижалась. В ноябре замедлился рост поступлений в бюджет по налогу на прибыль, а также по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В декабре объем платежей по налогу на прибыль упал до 60% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, по НДФЛ рост поступлений также остановился – мы лишь сравнялись с уровнем предыдущего года. И ситуация, на наш взгляд, будет ухудшаться.

Поэтому мы исходим из того, что по НДФЛ вряд ли удастся собрать более 90% от объема 2007 года. По налогу на прибыль мы выберем наиболее жесткий, пессимистичный вариант. Уровень поступлений в бюджет от предприятий различных отраслей будет существенно отличаться. Например, от нефтегазовой отрасли мы ожидаем всего 10% налоговых отчислений от уровня 2007 года. На 50-процентные показатели будем ориентироваться в финансовом секторе. Промышленность даст в бюджет, скорее всего, 30% налоговых платежей к уровню 2007 года. В целом мы планируем сокращение бюджета примерно на 100 млрд рублей. Думаю, это реалистичный прогноз. Мы придерживаемся консервативной политики. Наша задача – обеспечить стабильность городских финансов. Жизнь стала сложнее, жестче, и мы не должны смотреть на нее сквозь призму розовых очков.

– Несколько последних лет бюджет Петербурга исполнялся с профицитом, и у города должен был появиться своего рода стабфонд – порядка 30 млрд рублей. Какова будет его судьба?

– Хотя формально понятий «стабфонд» или «резервный фонд» не существовало, мы из года в год переходили с весьма большими остатками на счетах благодаря превышению доходов над расходами и экономии, что было своеобразным финансовым запасом. Переходящий остаток сохраняется и на 2009 год – он составит около 25-30 млрд рублей. На покрытие дефицита, который заложен в качестве технического инструмента в уже принятом законе о бюджете, пойдет 20 млрд рублей. Остальные средства пойдут на поддержание нашей текущей ликвидности.

– Приоритеты предстоящего секвестра определены?

– Сокращения коснутся в разной степени всех статей расходов. Защищенными останутся только расходы, связанные со здравоохранением и социальной политикой. Около 50 млрд рублей составит сокращение адресной инвестиционной программы. Она уменьшится более чем вдвое, при том что осенью ее уже пришлось сократить на 15 млрд рублей.

Приоритетом для нас будет сохранение финансирования уже начатых объектов, введение которых вызвано необходимостью развития города и движения вперед. Поэтому, к примеру, будем достраивать стадион на Крестовском острове, но отложим создание Орловского тоннеля и Надземного экспресса, где наши расходы исчерпываются разработкой проектов. Еще 50 млрд рублей даст сокращение расходов по ведомственной структуре бюджета. Придется отказаться от ряда программ по ремонту жилищного фонда, реставрации фасадов, благоустройству, закупкам оборудования для госучреждений. Планируем на 10% за счет вакансий уменьшить издержки на фонд оплаты труда в бюджетной сфере, что коснется, естественно, и структур исполнительной власти. Если говорить о Смольном, то мы планируем отказаться, в частности, от закупок новых автомобилей.

В антикризисных диалогах

– Когда в начале осени стало очевидно, что кризис не может не затронуть и экономику Петербурга, удалось ли принять какие-то меры, смягчающие его влияние?

– Первые шаги были сделаны довольно быстро. С точки зрения бюджета мы еще в ходе обсуждения законопроекта сократили его параметры на 25 млрд рублей, в значительной степени – исходя из снижения цен на нефть. Был изменен порядок оплаты госконтрактов, особенно по объектам капитального строительства. И мы сразу получили некоторую экономию, сумев учесть изменение цен на ряд строительных материалов, комплектующих и т.д.

Создан оперативный штаб, который я возглавил по поручению губернатора. Помимо представителей администрации города в него входят, в частности, начальник ГУ ЦБ, руководитель налоговой службы, председатель Федерации профсоюзов. Мы еженедельно обсуждаем текущую ситуацию, учитывая самую свежую информацию о положении дел в городской экономике, тенденциях на рынке.

– В чем будет выражаться системная поддержка ключевых для Петербурга отраслей экономики?

– Нужно честно сказать, что возможности отдельного региона весьма ограниченны. Главную роль все-таки играет экономическая политика на уровне федерации, политика монетарных властей, причем здесь имеется много вопросов. Разумеется, на сегодня ключевая проблема – снижение ликвидности российской банковской системы и ограничение возможностей по фондированию предприятий. Поэтому мы активно взаимодействуем с банками и предметно работаем с предприятиями, у которых возникают какие-либо проблемы. В первую очередь это крупные компании, активно использовавшие возможности финансового рынка – выпускавшие облигации, привлекавшие международные займы – и столкнувшиеся теперь с проблемами рефинансирования. Налажено взаимодействие с основными банками, получившими средства федерального бюджета и Центробанка, – Сбербанком, ВЭБ и ВТБ. Многие предприятия вели агрессивную политику заимствований, и с учетом повышенных требований банков по обеспечению кредитов требуются серьезные шаги со стороны акционеров: чтобы сохранить бизнес, приходится и собственное имущество закладывать, и личные поручительства давать.

– Каким предприятиям вы в первую очередь пытаетесь помогать?

– Мы ведем речь и о ритейле, который важен для обеспечения петербуржцев продуктами питания, и о ряде промпредприятий. Список не очень большой, все компании на слуху, но не хотелось бы их называть…

Если говорить о других мерах, то, естественно, мы приняли для себя политику, обнародованную и федеральным правительством: по возможности закупать товары, услуги, продукты российского, а в нашем случае – петербургского производства. Мы провели ряд встреч главных распорядителей средств городского бюджета с производителями различных видов товаров. Жестко требуем закупки продуктов питания петербургских производителей (за исключением разве что специфических товаров, таких как оливковое масло). Мы активно взаимодействуем с федеральным центром по оборонным заказам, чтобы петербургские предприятия имели возможность продолжить работу по долгосрочным контрактам. Это очень важная для города сфера. Планируем по-прежнему активно работать с международными партнерами для продолжения привлечения инвестиций и создания возможностей петербургским предприятиям по расширению рынков сбыта.

 pic_text1

Обсуждаем возможность снижения тарифов, учитывая решения об изменении темпов роста цен на газ. Надеемся, что будут внесены соответствующие коррективы в федеральное законодательство и у нас появится возможность менять тарифы не раз в год, как сейчас, а несколько раз. Определенные потери удастся минимизировать, но, к сожалению, очень большой экономии не будет: темпы роста цен на газ остаются высокими.

По рыночным правилам

– Планируется ли, как в 1990-е годы, задействовать для поддержки предприятий инструмент бюджетных поручительств и гарантий?

– Нет. Мы – исполнительная власть и бюджет города – отвечаем исключительно за те функции, которые возложены на государство. Думаю, мы будем оставаться в рамках общерыночной ситуации и в отношении к городским предприятиям, прежде всего – энергетической и транспортной инфраструктуры (хотя Бюджетный кодекс РФ позволяет предоставлять им гарантии). За последние годы они улучшили финансовое состояние и могут кредитоваться без получения дополнительной господдержки.

– Предполагаются ли специальные антикризисные меры поддержки малого бизнеса? В частности, звучат призывы увеличить с двух до четырех-пяти лет рассрочку платежей при выкупе арендаторами объектов недвижимости (до 500 кв. м), установить ставки ниже рыночных…

– Мы боимся, что под эгидой малого бизнеса привлекательные объекты недвижимости скупят люди, у которых есть большие денежные ресурсы. Будем идти медленно, чтобы не навредить ни интересам малого бизнеса, ни бюджету. Пока мы выбрали консервативную модель. Посмотрим, как она будет реализована, какие будут возникать проблемы, и при необходимости будем вносить коррективы.

На наш взгляд, главная проблема связана с тем, что коммерческие площади не подпадают под действие закона об ипотеке и для их приобретения малому предпринимателю практически невозможно получить кредит в банке. Банку нужен залог для выдачи кредита, а право собственности в виде документа из Федеральной регистрационной службы появляется у предпринимателя только после оплаты сделки. Поэтому, чтобы не возникало подобного разрыва, мы вышли в Госдуму с предложениями изменить федеральное законодательство, установив такую же процедуру, как и при покупке жилья.

– Почему, на ваш взгляд, завершилась неудачей попытка администрации поддержать строительный бизнес, закупая квартиры по 47,3 тыс. рублей за 1 кв. м? На первом конкурсе лишь одна компания пожелала продать жилье. Цена «квадрата» оказалась ниже себестоимости или многие строительные компании еще хорошо себя чувствуют?

– Для жилья эконом-класса это, конечно, адекватная цена: мы же не собираемся покупать какую-то элитную недвижимость! Наша позиция проста. С учетом имеющихся возможностей и сокращения бюджета на 100 млрд рублей мы откатываемся в лучшем случае на уровень 2007 года. Разумеется, покупать жилье по ценам 2008-го мы не будем. В конце января состоится еще один аукцион, с той же ценой, и строители смогут решить, необходимо ли им поддержать таким образом свою ликвидность. Но если мы не купим нужное количество квартир по заявленной цене, то просто построим их за счет средств бюджета, и при нынешнем снижении себестоимости строительства это будет еще дешевле.

Последние годы оказались очень удачными для отрасли: была и прекрасная маржа, и проведение IPO, и т.п. Но ведь год на год не приходится. И если бюджет города «падает» на 130 млрд рублей, то почему остальные налогоплательщики должны и дальше обеспечивать благополучие акционеров строительной отрасли? Предлагается нормальный рыночный выбор: либо текущая ликвидность, либо попытки в дальнейшем продать жилье на рынке. Мы тоже действуем как рыночный субъект.

– Вы готовы выделять дополнительные средства на социальную защиту увольняемых, в частности на их переподготовку?

– Безработица будет иметь в Петербурге структурный характер. Мы и раньше понимали, что у нас дефицит рабочих специальностей. И сейчас сохраняется 70 тыс. вакансий, но в основной массе это водители, грузчики, токари. Сокращают в первую очередь управленцев, людей из офисов, которые, однако, не всегда готовы изменить свою жизнь. Людям же рабочих специальностей при сокращениях будет легче найти работу: только вакансий водителей в Петербурге 3 тыс.! Надеемся, что хотя бы кризис отрезвит будущих выпускников школ и они внимательнее посмотрят прежде всего на выбор инженерных специальностей, которые в огромном дефиците. И наконец начнем меньше готовить юристов, экономистов, маркетологов…

На сегодня выделено достаточно денег, чтобы Комитет по занятости вел необходимую работу. Если потребуется, добавим. Кроме того, в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли подготовили дополнительную программу, ориентированную в первую очередь на интересы промышленности. Заключены договоры с рядом лицеев, колледжей на подготовку 1-1,5 тыс. рабочих.

Осознанные коррективы

– Как кризис отразился на реализации ранее заявленных крупных промышленных проектов?

– У нас два масштабных металлургических проекта – группы «Северсталь» («Силовые машины») и Магнитогорского металлургического комбината (строительство завода по выпуску комплектующих для автомобилей). Оба инвестора уведомили нас, что, не отказываясь от проектов, вынуждены скорректировать их сроки в связи с пересмотром стратегии своих групп. Они реально смотрят на мир, и мы с пониманием относимся к их решениям. Из предприятий радиоэлектроники – Foxconn продолжает строительство завода в Колпино, собираясь открыть его весной. Но сингапурская компания Flextronics пока отказалась от своих планов. Понятно, что медленнее будет формироваться автомобильный кластер. Завод General Motors будет работать по три дня в неделю, Toyota пока таких планов не обнародовала. Строится завод Nissan, и мы ожидаем, что в 2009 году он заработает.

– Город и в дальнейшем будет строить инженерно-энергетическую инфраструктуру для предприятий автопрома?

– В 2009 году должны завершиться работы на территории, где возводятся заводы Nissan и Hyundai, по строительству подстанции, водоводов, канализации, дорог. И город выполнит свои обязательства, хотя на это потребуется несколько миллиардов рублей. Мы все-таки надеемся, что наша стратегия по формированию автомобильного кластера по мере загрузки новых предприятий будет давать результаты.

– Затормозится ли инженерная подготовка территории второй очереди особой экономической зоны «Новоорловская»?

– Возможно, придется уменьшить расходы на выполнение обязательств по строительству водовода и подстанции. Для нас сейчас приоритетна первая территория – «Нойдорф», где уже идет строительство, и важно запустить эту часть ОЭЗ.

– Продолжит ли город, не дожидаясь выбора концессионера, строительство южного участка Западного скоростного диаметра?

– Пока мы планируем выделить порядка 1 млрд рублей. Ведется работа и с Инвестиционным фондом РФ, который еще никак не поучаствовал в финансировании проекта. ЗСД будем стараться строить. Быстрее или медленнее – жизнь покажет.

– На каких условиях город получил «в дар» права на завершение строительства Юго-Западной ТЭЦ, хотя корпорацией «Синтез» в проект инвестировано около 5 млрд рублей?

– Согласно принятому правительством Санкт-Петербурга постановлению, все 100% акций ОАО «Юго-Западная ТЭЦ» городу передаются бесплатно. Займы, которые предоставляли учредители компании (это не 5 млрд, а порядка 3 млрд рублей, включая накопленные проценты), будут реструктурированы и выплачены после запуска станции в 2010-2011 годах. Учредители «Синтеза» станут для города просто кредиторами, а мы будем организовывать дальнейшее финансирование проекта.

В нынешних условиях частному инвестору практически не привлечь долгосрочное финансирование в таком объеме под новый проект. Но это по силам такому крупному субъекту, как Санкт-Петербург. Мы выпустим целевую программу, гарантировав банкам-кредиторам, что ежегодно в закон о бюджете будет включаться строка: если выручки ТЭЦ оказывается недостаточно для обеспечения возврата тела кредитов и процентов, то используются средства бюджета. Эта модель была успешно обкатана на проекте строительства Юго-Западных очистных сооружений.

– Что помешало инвестору завершить проект, начатый за три года до кризиса? Ошибочными оказались расчеты коммерческой привлекательности частных вложений в энергетику?

– Как мы и говорили, окупаемость проекта в течение восьми-девяти лет вполне возможна. Но, думаю, компания не была в достаточной степени активна. С другой стороны, это проектное финансирование, и банки, жестко относящиеся к таким проектам, требовали дополнительных гарантий со стороны акционеров. У акционеров же был целый ряд других проектов в области энергетики. В частности, они купили на аукционе у РАО «ЕЭС России» контрольный пакет другой генерирующей компании. В общем, все это не позволило организовать вовремя финансирование, а затем начались текущие проблемы – из-за кризиса.

– Планы переезда структур администрации в «Невскую ратушу» сохраняются? Ранее заявлялось, что там для нужд Смольного будет выкупаться около 100 тыс. кв. м офисов.

– О чем говорить, если пока нет ни планов, ни «Ратуши»? И, думаю, наше правительство на старом месте доработает. «Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд…»

Санкт-Петербург