Природа не поможет

Болтливое бездействие чиновников, подкрепленное безответственностью, порождает проблемы, особенно болезненные в условиях нынешнего кризиса

Крупная авария на электроподстанции 330 кВ «Южная» в Петербурге, которая оставила в разгар новогодних праздников без света жителей Фрунзенского района и вызвала перебои с электроснабжением в других районах, – наглядное подтверждение тезиса о том, что в России экономический кризис будет усилен системными недоработками как власти, так и бизнеса, допущенными в предшествующий период расслабляющего благополучия.

Характерна реакция на аварию ведомств, втянутых в разбирательство. В их официальных сообщениях больше всего бросается в глаза желание спихнуть с себя ответственность за случившееся. Филиал компании «Магистральные электрические сети Северо-Запада» (МЭС), в чьем ведении находится подстанция «Южная», объявил аварию «нештатной ситуацией», то есть происшествием, которое невозможно было предвидеть. «Нештатная ситуация вызвана близостью расположения энергообъекта к Кольцевой автодороге (КАД), где в связи с январскими заморозками интенсивно распыляются антиобледенительные реагенты. В результате под воздействием агрессивной среды произошло загрязнение изоляции на подстанции 330 кВ „Южная“. Это, в свою очередь, вызвало повреждение электротехнического оборудования и отключение автотрансформаторов», – говорится в пресс-релизе МЭС.

Дирекция по строительству транспортного обхода, которая обслуживает КАД, по-видимому, восприняла эти разъяснения как попытку свалить ответственность на нее. И тут же выступила с опровержением. Однако состоявшееся 12 января специальное выездное совещание Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству приняло решение о прекращении применения реагентов и ограничении скорости движения на участке КАД, примыкающем к подстанции. Видимо, ситуация настолько очевидна, что комиссии уже все ясно.

Правда, ответственность за происшедшее никто, похоже, не понесет. Хотя и граждане, и компании (главным образом торговые) понесли серьезный ущерб. «Я не рассчитывал на возмещение убытков», – заявил вице-губернатор Александр Полукеев, отвечая на вопрос о том, кто будет возмещать убытки гражданам, у которых из-за перебоев с электроэнергией сгорела бытовая техника. По его словам, которые приводит «Фонтанка», для того чтобы возместить убытки, надо найти виновного, а в техногенных авариях виновата природа. «С природы ничего не взыскать. Это непреодолимые силы», – сказал Полукеев.

Легко, конечно, все сваливать на безответную природу, однако представляется, что аварии можно было избежать, если бы все заинтересованные лица ответственно относились к своим обязанностям. Когда проект КАД проходил согласования, руководители МЭС поставили свои подписи без условий на применение антиобледенительных реагентов вблизи от изоляторов «Южной». Возможно, им и в голову не пришло, что реагенты создают риски. Только сейчас, после аварии, МЭС направила пробы реагента и экземпляры поврежденного оборудования в независимую лабораторию и Научно-исследовательский институт постоянного тока для проведения экспертизы. Скорее всего, реагент как активное химическое вещество, оседая на изоляторах электросети, действительно повышает их электропроводность, что и приводит к «пробою». Впрочем, возможно, энергетики это подозревали – недаром начатая в прошлом году реконструкция «Южной» предусматривает сделать подстанцию преимущественно закрытой, чтобы большая часть оборудования была надежно защищена от загрязнения. Правда, «закрытие» намечено лишь на конец 2010 года. Возникает законный вопрос: почему эти, видимо, правильные меры не были приняты раньше? Может, профессионализма не хватило?

Есть вопросы и к дорожникам. Почему применение антиобледенительных реагентов (как, впрочем, и соли) до сих пор жестко не регламентировано, если не запрещено вовсе? Ведь специалисты давно говорят, что даже те реагенты, которые, как считается, не наносят вреда экологии, зачастую не снижают аварийность на дорогах. Лобовые стекла автомашин покрываются пленкой, не счищаемой дворниками, что снижает видимость и увеличивает вероятность аварий. А пленка, возникающая поверх льда на проезжей части, резко увеличивает скольжение.

В Норвегии, Швеции и Финляндии после многолетних неудачных попыток найти приемлемые реагенты их массовое использование было запрещено. А в редких разрешенных случаях (на взлетно-посадочных полосах аэропортов и др.) сильно ограничено применение. У нас же, например, на злополучном участке КАД вблизи подстанции «Южная» реагенты иногда применяют в таком количестве, что автомобильные дворники едва справляются с очисткой лобового стекла, да и то лишь при обильном поливе его омывающей жидкостью.

О проблемах реагентов (и соли) петербургские чиновники говорят уже много лет, но воз и ныне там. Опыт Скандинавских стран (где применяют гранитную крошку, запрещают езду без шипованной резины, добавляют в асфальт компонент, который предотвращает образование льда и облегчает чистку дорог и др.) использовать не хотят. А при возникновении чрезвычайных ситуаций норовят свалить вину на природу. Между тем именно болтливое бездействие чиновников, подкрепленное безответственностью, как раз и создает проблемы. Пока такой стиль госуправления сохраняется, нам еще не раз придется расплачиваться за его издержки. В условиях нынешнего кризиса последствия будут особенно болезненны.

Впрочем, в данном случае есть способ привлечь-таки чиновников к ответственности. Как сообщает РИА «Новости», заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь недавно официально заявил: «Используемые в Москве и Санкт-Петербурге реагенты уничтожают дорожное покрытие и лакокрасочное покрытие автомобилей». Если за этими словами стоят результаты квалифицированной экспертизы, то владельцы автомобилей могут подать в суд на дорожную службу. Составлять коллективные иски могут, например, общественные организации автомобилистов. С учетом числа автомобилей в столицах суммы исковых претензий будут огромными. И если автомобилисты привлекут хороших адвокатов, то никакие ссылки на природу чиновникам не помогут.