Внесезонное предложение

Большинство отраслеобразующих компаний Северо-Запада перешли в режим жесткой экономии, однако базовые аудиторские услуги по-прежнему будут пользоваться спросом

Сжатие финансовых рынков и продолжающийся промышленный спад не могут не отразиться на такой инфраструктурной сфере, как аудиторские услуги. Тем не менее оценивать проблемы рынка исходя исключительно из объемов денежных средств, затрачиваемых российскими предприятиями на услуги аудиторов, неверно.

Необходимый минимум

Уже понятно, что спрос на аудит изменился. Ключевые компании Северо-Запада заметно снизили расходы на консультации и проверки, что не позволяет аудиторам планировать проекты, превышающие минимальные потребности клиента. Иными словами, в ближайшее время будут востребованы лишь самые необходимые, базовые услуги, такие как общий аудит, восстановление отчетности, экспертная оценка проектов, юридические услуги и финансовый анализ. Стратегию и тактику работы в регионе придется пересматривать всем без исключения аудиторским компаниям. Сегодня корректировке в сторону уменьшения подлежат главным образом плановые показатели загрузки за пределами сезона – с апреля по ноябрь 2009 года.

По предварительным расчетам, в этом году кризис может привести к сокращению реального объема аудиторских услуг на 30-40%. Сейчас сложно прогнозировать, сколько компаний уже готовятся к ликвидации или уходу с рынка Северо-Запада. Однако опыт 1998 года, когда общероссийский рынок потерял порядка 10-15% игроков и это не привело к краху аудиторского бизнеса, вселяет уверенность, что отрасль успешно переживет и нынешний спад. Тем не менее аудиторским компаниям уже пришлось пойти на существенный пересмотр финансовой и маркетинговой политики. Причем речь идет не о понижении стоимости услуг аудиторов, вызванного уменьшением спроса. Скорее, аудиторские компании будут стремиться минимизировать расходы за счет пересмотра сроков исполнения заказов и выстраивания более эффективной внутренней финансовой стратегии.

Конец имиджевых игр

Многое зависит от специализации аудиторской компании. В любой экономике существуют такие отрасли, направления инвестиций и стратегии, которые оказываются проигрышными во время кризиса. Очевидно, уменьшение объемов рынка окажется неравномерным: какие-то отрасли аудита будут терять клиентов быстрее. Так, можно ожидать сокращения рынка банковского аудита в связи с отсутствием у многих банковских структур средств на него. И главное, сейчас нет острой необходимости проводить дорогостоящий международный аудит без определенной краткосрочной цели. Многие клиенты и ранее не испытывали практической потребности в проведении аудита по МСФО, однако наличие заключения от международной аудиторской компании во многом было имиджевым решением и элементом престижа.

Однако есть и обратное движение: ценность многих аудиторских услуг, напротив, будет возрастать. Меньше всего кризис коснется спроса на общий аудит, услуг по реструктуризации бизнеса, налогового консультирования, привлечения инвестиций. Можно прогнозировать рост интереса и к ряду консалтинговых услуг. Причем со стороны как российского бизнеса, так и западных компаний, решивших развивать бизнес в России. Кроме того, в новых условиях возможности экстенсивного развития бизнеса почти исчерпаны, а для интенсивного продвижения необходим грамотный и достаточно недешевый консалтинг.

Эффект ухода

Всех интересует, какие изменения произойдут с мировыми и, как следствие, российскими ценами на аудит. По данным совместного исследования, проведенного британской компанией BDO Stoy Hayward и Лондонской школой экономики, существует прямая связь между концентрацией рынка и размером аудиторского вознаграждения. При уходе с рынка хотя бы одной из крупнейших аудиторских групп размер вознаграждения совершает резкий скачок вверх. Так, этот механизм был приведен в действие в 2002 году после скандального падения американской Arthur Andersen (АА), с уходом которой «большая пятерка» превратилась в нынешнюю «большую четверку». Тогда средние показатели выплат публичных компаний аудиторам возросли на 2,4% (это чистый эффект ухода АА, все прочие эффекты были изолированы). Рост аудиторских вознаграждений продолжался и на протяжении последующих лет.

Напротив, обратный эффект имеет снижение рыночной концентрации. Так, уменьшение любым из представителей «большой четверки» на 10% доли владения рынком привело бы к снижению выплат аудиторам на 7% в год. «Применительно к аудиторским услугам очевидны как издержки сохранения высокой рыночной концентрации, так и негативные последствия ухода одного из крупнейших игроков. Необходимо предпринять определенные шаги, однако рынок явно не готов к ним, что не может не вызывать беспокойства у инвесторов, представителей бухгалтерской профессии, органов финансового регулирования и всех публичных компаний», – считает управляющий партнер BDO Stoy Hayward LLP Джереми Ньюман.

Санкт-Петербург