Возвращение к истокам

Международный бизнес
Москва, 16.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №6 (404)
Компания SAS предпринимает жесткие антикризисные меры. Однако в условиях спада на рынке авиаперевозок ее могут поглотить компании «большой тройки» – Lufthansa, Air France-KLM или British Airways

В начале февраля компания SAS («Скандинавские авиалинии») опубликовала финансовые результаты за 2008 год. Они оказались худшими за всю историю авиакомпании: убытки превысили 500 млн евро (6,3 млрд шведских крон), при этом должны быть уволены около 3 тыс. сотрудников, а 5,6 тыс. получат других работодателей из-за продажи активов. Кроме того, будет сокращен парк самолетов и уменьшено количество маршрутов, особенно за пределы Скандинавии. «2008 год, вероятно, войдет в историю как самый трудный и непредсказуемый из тех, что пережила индустрия авиаперевозок», – заявил руководитель SAS Матс Янссон.

Убытки особенно велики на фоне неплохого 2007 года – тогда прибыль составила около 45 млн евро. Большая часть финансовых потерь связана с деятельностью дочерних компаний: одна лишь испанская Spanair принесла скандинавам более 3 млрд евро убытков. «Большая часть убытков – потери от других подразделений SAS. Сейчас мы сосредоточимся на основных направлениях, поэтому издержки будут значительно сокращены, особенно в условиях тяжелейшего года, который нам предстоит пережить», – заявил руководитель департамента информации SAS Клаус Сонберг.

Для предотвращения банкротства руководство SAS представило акционерам специальный план Core SAS, ставящий целью сократить в следующие два года расходы более чем на 240 млн евро. Компания консолидируется на внутрискандинавском направлении и избавляется от непрофильных рейсов. Национальные филиалы SAS в Норвегии, Швеции и Дании объединяются в одну, а такие «дочки», как Spanair, АirBaltic, Estonian Airways и несколько других, продаются. Кроме того, будут выставлены на продажу предприятия, оказывающие сервисные услуги, – SAS Ground Services и SAS Technical Services. Предусмотрено также уменьшение зарплат сотрудников, прежде всего – руководящего персонала. Однако одним сокращением издержек компания не ограничилась – она обратилась к акционерам с просьбой о финансовой помощи в виде дополнительной эмиссии. Норвежское правительство одобрило антикризисный план и готово оказать финансовую поддержку, однако ряд экспертов считают, что эти меры не спасут компанию от поглощения более крупным конкурентом.

Кризисная эмиссия

SAS предполагает продать своим основным владельцам пакет акций на 6,3 млрд шведских крон (более 0,5 млрд евро). Норвежское правительство оперативно откликнулось на просьбу руководства компании, поскольку намерено поддерживать отечественных производителей в рамках проводимых антикризисных программ. «Государство готово выделить компании 800 млн норвежских крон (около 90 млн евро) в качестве вклада в эмиссию», – заявила телерадиокомпании NRK министр промышленности и торговли Сильвия Брюстад. Она отметила, что представленный антикризисный план позволит SAS сохранить место на скандинавском рынке авиаперевозок. «Я отмечаю, что правительства всех Скандинавских стран, как и крупнейшие акционеры из Фонда Валленберга, положительно отнеслись к участию в эмиссии пропорционально своим долям в акционерном капитале», – отметила Брюстад.

Министр полагает, что покупка государством дополнительных акций SAS не является прямой финансовой поддержкой: «Мы – собственник этой авиакомпании. Мы считаем необходимым сохранить существующую сеть авиаперевозок в Норвегии, что и будет достигнуто таким решением. Мы также должны сохранять рабочие места в Норвегии и оберегать активы, принадлежащие государству».

Мнение Сильвии Брюстад в Норвегии разделяют далеко не все, в частности руководитель норвежской малобюджетной авиакомпании Norwegian Бьёрн Хьус был шокирован таким решением. «Это все равно что использовать мои и ваши деньги для платежей по счетам SAS», – заявил Хьус телекомпании TV2. При этом он отметил, что правительство относится к обоим национальным перевозчикам совершенно по-разному. Недавно Norwegian объявила, что из-за падающего спроса вынуждена сократить часть своих маршрутов, в частности с февраля компания прекратит полеты из Осло в Москву.

Представитель одной из оппозиционных партий Эйвинн Корсберг считает, что вместо финансовых вливаний правительство должно продать свою долю акций. «Государству следует уйти и активно поработать, чтобы продать свою долю Lufthansa или другим. Совершенно очевидно, что, поддерживая SAS, правительство значительно уменьшает цену, которую можно было бы получить от ее продажи», – настаивает Корсберг. Он полагает, кроме того, что денежная помощь ухудшает рыночную конкуренцию в стране: «На внутреннем рынке SAS находится в жестком соревновании с Norwegian. Если государство оказывает финансовую помощь лишь одному игроку, это идет во вред всем потребителям».

Что скажет Брюссель?

Точку зрения Корсберга разделяет аналитик рынка из First Securities Ханс-Эрик Якобсен: «Я полагаю, что использовать деньги налогоплательщиков для расчистки балансов SAS – ошибка. В обществе так много нерешенных проблем, что поддержка одного авиаперевозчика на их фоне выглядит просто немыслимой». В интервью изданию Verdens Gang Якобсен усомнился в способности «Скандинавских авиалиний» функционировать в качестве самостоятельной компании: «SAS уже не восстановится, а государственная поддержка сможет лишь нарушить конкурентный баланс, поскольку другие авиаперевозчики не получают подобной помощи». Профессор политэкономии Фруде Стен считает, что финансовая помощь должна быть нацелена на улучшение финансовых результатов и укрепление бизнеса. «Если это инвестиции, которые осуществляются для субсидирования рабочих мест или для сохранения сети полетов, то это ошибка. Смешивать сохранение маршрутной сети с требованием рентабельности авиаперевозок неправильно. Если государство дает деньги SAS, компания должна заработать на них прибыль. А сохранение существующих маршрутов – не что иное, как прямая субсидия», – настаивает ученый.

Дальше всех в критике господдержки SAS пошла ирландская авиакомпания Ryanair, которая обратилась в Еврокомиссию с просьбой рассмотреть законность действий скандинавских правительств. Руководство Ryanair считает, что государственная финансовая помощь препятствует конкуренции и находится в противоречии с действующими в ЕС правилами. Все Скандинавские страны, включая не входящую в ЕС Норвегию, обязаны подчиняться директивам ЕС, направленным на поддержание конкурентного рынка перевозок, считает руководитель департамента информации Ryanair Стивен Макнамара. «Правила очень просты. Норвежское правительство не имеет права делать это. Это незаконное государственное вмешательство», – заявил Макнамара в интервью норвежскому изданию Aftenposten. Макнамара убежден, что поддержка отдельных компаний со стороны государства способствует удорожанию авиабилетов. «То, что правительства используют деньги налогоплательщиков для помощи авиаперевозчикам, является трагичным для клиентов. Они фактически вынуждены платить двойную цену за авиабилеты. Даже те, кто не летает, должны платить за поддержание на плаву неэффективных компаний. Кроме того, цены на билеты SAS много выше тех, что предлагают малобюджетные авиаперевозчики. Мир желает быть обманутым!» – патетически восклицает Макнамара. Он, однако, считает, что Еврокомиссия может спустить жалобу Ryanair на тормозах, поскольку и раньше игнорировала подобные нарушения, в частности когда это касалось Air France, Alitalia и других авиалиний.

Сбросить балласт

Возвращение к скандинавским корням уже началось, и SAS принялась за распродажу активов. Доставившая столько хлопот Spanair продана за символическую цену в 1 евро, правда новым владельцам пришлось унаследовать старые долги. Несколько раньше скандинавы продали принадлежавшие им 47,2% акций крупнейшего балтийского перевозчика AirBaltic. Покупателями выступили совладельцы AirBaltic – они заплатили за пакет около 18 млн евро. «Продажа AirBaltic – часть нашей стратегии избавления от миноритарных пакетов в авиакомпаниях. Мы горды тем, что благодаря владению и управлению SAS «Балтийские авиалинии» стали самой успешной компанией в Балтии. Мы уверены, что новые владельцы смогут и далее развивать бизнес в соответствии с наработанным позитивным трендом», – заявил Матс Янссон. Новый руководитель AirBaltic Бертольд Флик не скрывал удовлетворения от сделки: «Мы очень рады, что создаем структуру владения, которая будет способствовать развитию компании, ведь Балтия – регион, где мы зарабатываем больше всего денег». Флик отметил в интервью Aftenposten, что его компания продолжит сотрудничество с SAS, особенно в перелетах из Риги в Скандинавию.

Если SAS удастся сбросить весь балласт «ненужных» активов, она избавится от 5,6 тыс. сотрудников, уменьшит свой самолетный парк на 15%, а также сократит число обслуживаемых маршрутов на целых 40%. Сегодня остаются непроданными дочерние Estonian Air, Air Greenland, Spirit, Trust и Skyways. Сейчас SAS пытается как можно скорее продать принадлежащие ей 49% акций Estonian Air. Министр экономики Эстонии Юхан Партс считает продажу разумным шагом и надеется, что «Эстонские авиалинии» достанутся долговременному инвестору. Партс заявил, что государство приобретет принадлежащий SAS пакет, чтобы сохранить работу авиакомпании до тех пор, пока ее не приобретет новый инвестор. Не исключено, что Estonian Air может заинтересовать в том числе и российских покупателей. Инвестиционный банкир Райн Лыхмус из Эстонии отметил, что цена за пакет Estonian Air будет ниже, чем за АirBaltic, поскольку латвийская компания находилась в значительно лучшем состоянии.

Глобальный передел

На фоне финансовых результатов SAS прошлогодние показатели немецкой Lufthansa оказались одними из лучших в ее истории. Даже во время кризиса она не намерена сокращать инвестиции в развитие и в ближайшие пять лет намерена расширить свой парк на более чем 50 бортов. Слухи о том, что Lufthansa желает прибрать находящуюся в кризисном положении SAS, распространяются уже больше года. Факт переговоров стороны не подтверждают, но руководители немецкой компании неоднократно подчеркивали важность присутствия на скандинавском направлении. «Скандинавия находится на третьем по важности месте после немецкого и итальянского направлений», – заявил в интервью датской газете Jyllandsposten директор международных перевозок Lufthansa Карстен Бенц.

Можно предположить, что в 2009 году состоится драматический передел европейского рынка авиаперевозок, а главными покупателями кризисных активов станут представители «большой тройки» – Air France KLM, Lufthansa и British Airways. Руководитель ирландской Ryanair Майкл О’Лири считает, что SAS достанется Lufthansa, а его норвежский конкурент Norwegian станет банкротом в течение ближайших пяти лет. Вероятно, ирландец рассчитывает на то, что только его компания будет в состоянии сражаться с гигантами. Если это так, то время дешевых перелетов после глобальных переделов рынка не закончится. «Мы всегда пробуем расширяться и инвестировать в низший ценовой сегмент. Авиакомпании, которые этого не делают, совершают глупость, поскольку в наше время нужно добиваться более дешевых соглашений с аэропортами и предлагать недорогие авиабилеты», – говорит О’Лири.

Санкт-Петербург

Справка

SAS «Скандинавские авиалинии» – крупнейшая компания с государственным участием Швеции (21,4% акций), Норвегии (14,3%) и Дании (14,3%). Оставшиеся 50% акций котируются на биржах Стокгольма, Осло и Копенгагена, крупнейший частный инвестор – шведский Фонд Валленберга. Самолетный парк насчитывает 166 машин, штат сотрудников составляет около 32 тыс. человек. Компания имеет национальные авиапредприятия во всех Cкандинавских странах, а также ряд дочерних компаний и сервисных служб. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№6 (404) 16 февраля 2009
Градостроительное регулирование
Содержание:
В режиме гармонии

В законе Петербурга о режимах зон охраны удалось достичь разумного компромисса между обязанностью сохранять историческое наследие города и потребностью обеспечить его развитие

Реклама