Новости недели

16 февраля 2009, 00:00
  Северо-Запад

ТГК-1 через суд требует передачи ей в собственность плотины Кулгу, расположенной в Нарве на российско-эстонской границе. От плотины зависит уровень воды в Нарвском водохранилище, на которое завязана работа нарвских ТЭЦ.

Самой ТГК-1 принадлежит половина Кулгу, которая используется компанией для производства электроэнергии на Нарвской ГЭС. Вторая половина плотины постановлением эстонского правительства от 2006 года сдана в аренду российской компании «Нарвские электростанции».

Генерирующая компания утверждает, что Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 году между Россией и Эстонией, обязывает последнюю предоставлять России преимущественное право на использование нарвских водопадов для выработки электроэнергии. Как отмечают в ТГК-1, в экстремальной ситуации на плотине, принадлежащей двум субъектам, оба они могут отказаться от ответственности за безопасность объекта. Кроме того, любые работы по ремонту и обслуживанию Кулгу сейчас приходится согласовывать с российской и эстонской сторонами. Эстония положения Тартуского договора не признает и передавать плотину не хочет.

По мнению экспертов, у российской генерирующей компании нет шансов получить права на Кулгу.

С 1 марта ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК, учредители – ОАО «РЖД» и правительство Петербурга) отменяет пассажирские перевозки по семи направлениям в Ленобласти. С маршрутов снимут около 90% дизельных поездов на внутренних перевозках Выборгского района. Компания объясняет эти планы убыточностью перевозок: в будни каждый вагон, рассчитанный на 60 пассажиров, везет не более 15. Себестоимость поездки в дизельном составе выше, чем в электричке, тариф (14 рублей за одну зону) не покрывает всех расходов. Ежемесячные убытки СЗППК по этим направлениям составляют 2-2,6 млн рублей.

Железнодорожники согласны отменить свое решение, если Ленобласть будет дотировать перевозки. Однако председатель Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Леонид Теребнев считает, что компания сама виновата в убыточности: не следит за сохранностью вагонов, в ее доходах не учитываются поступления от рекламной и иной деятельности в поездах, не имеющей отношения к перевозкам, и т.д. Кроме того, раз ЛО не является виновником выпадения доходов, то по закону не имеет права дотировать перевозки.

Областные власти обещают организовать в пострадавшем районе автобусное сообщение. Для этого потребуется 300-400 автобусов большой вместимости. Один из новых для ЛО перевозчиков – «Питеравто» (из-за ряда конфликтов со Смольным в 2008 году машины этой компании сняли с нескольких маршрутов) – уже приобрел несколько автобусов для работы в области. Возможно, он будет обслуживать и Выборгский район. Ленобласть также подала заявку в Минрегионразвития на приобретение 100 российских автобусов по льготным ценам.

Впрочем, по мнению участников рынка, закупить в ближайшие несколько месяцев необходимое количество техники нереально. Стоимость одной отечественной машины – примерно 2 млн рублей. Учитывая, что пассажиропоток на проблемных направлениях крайне мал, окупить вложения проблематично.

В начале марта в Калининграде будет закрыт завод «Техпроминвест» – дочернее предприятие литовского концерна Snaige, который производит холодильники. Работу продолжит только сервисный центр. Как сообщили в компании, предполагается, что предприятие возобновит производство холодильников через полгода.

Завод в Калининграде открыли в 2004 году, в его строительство литовский концерн вложил около 14 млн долларов, мощность предприятия – около 350 тыс. холодильников в год. Продукция продавалась на Украине и в России. Здесь также собирают холодильники под маркой Electrolux. В прошлом году шведский концерн перенес основной объем производства на завод турецкой компании Vestel, в результате «Техпроминвест» потерял примерно треть объема заказов.

На головном предприятии Snaige в Литве производство также сокращается. Поэтому только в первом квартале 2009 года планируется уволить около 300 работников концерна. Ссылаясь на кризис, руководство компании намерено на 15-20% поднять цены на продукцию.

Во Всеволожском и Гатчинском районах Ленобласти к 2015 году должны появиться два новых индустриальных парка. Один из них вблизи поселка Разметелево построит компания «Олтон плюс». Здесь разместятся предприятия по производству окон и дверей, ворот, корпусной и мягкой мебели, деревянных домов и т.д., а также логистический комплекс оптово-розничной торговли. Парк займет площадь 111 га, общая площадь зданий составит 370 тыс. кв. м. Стоимость проекта превышает 380 млн долларов.

Другая компания – «Индустриальный парк „Мариенбург“» – получила 35 га в Пудостьском сельском поселении. Застройщик намерен реализовать проект в концепции built to suit (под конкретных заказчиков). Объем инвестиций – около 100 млн долларов.