Глубинное решение

16 марта 2009, 00:00
  Северо-Запад

Министерство промышленности и торговли РФ считает приоритетным проект создания верфи в Выборге, несмотря на то что фаворитом считалась петербургская «Северная верфь»

Из представленных к рассмотрению проектов создания судостроительных предприятий в России наиболее проработанным считается предложение Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) в Ленобласти. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко во время совещания по развитию гражданского судостроения, прошедшего в Петербурге под руководством премьер-министра Владимира Путина. До сих пор приоритетным считался проект Объединенной промышленной корпорации (ОПК), предполагающий создание новых мощностей на территории «Северной верфи» (СВ) в Санкт-Петербурге.

Эксперты объясняют смену настроений чиновников желанием подыграть премьер-министру, в свое время одобрившему идею строительства верфи в Выборге. Кроме того, отмечается ослабление позиций владельца ОПК Сергея Пугачева в борьбе с собственниками банка «Россия» (ВСЗ контролируют близкие к банку предприниматели) за крупные судостроительные заказы от «Газпрома», «Роснефти», «Совкомфлота». Так, «Газпром» уже разместил на ВСЗ заказ на две платформы для Штокмановского проекта стоимостью 59 млрд рублей.

История постройки современных мощностей для строительства крупнотоннажных судов началась в 2007 году. Тогда Минпромэнерго объявило конкурс на лучший проект, но его итоги официально не объявлялись. Представители СВ утверждают, что конкурс состоялся, а предложения ОПК оказались лучшими, в том числе по цене. По мнению специалистов, новый судостроительный комплекс рациональнее разместить в Петербурге. На СВ есть свободные 50 га, необходимая инженерная инфраструктура и кадровый потенциал. Кроме того, существует возможность выстроить глубокую кооперацию с близлежащими «Адмиралтейскими верфями». Единственным объективным преимуществом ВСЗ являются большие глубины, однако габариты подходного канала к СВ дают возможность строить суда дедвейтом 150-300 тыс. тонн, что требовалось по условиям конкурса Минпромэнерго.