Холодный расчет

Алексей Абросимов: «Оптимизация расходов – процесс постоянный»

Крупные производственные компании, активно развивавшиеся последние годы за счет банковских кредитов и привлечения других заемных средств, сегодня оказались в наиболее уязвимом положении. В этом смысле историю группы компаний «Талосто», основанной в Петербурге, можно назвать классическим примером.

Три года назад для наращивания доли на бурно растущем российском рынке заморозки компания, начинавшая с дистрибуции финского мороженого, а сегодня производящая более 250 тонн продукции в день, разработала инвестиционную программу. Ее основой стало привлечение заемного капитала в виде краткосрочных кредитов с возможностью их рефинансирования в дальнейшем, а также выпуск облигационного займа на 1 млрд рублей. Вырученные средства инвестированы в покупку производственных площадок в Ленинградской области и Подмосковье, в строительство завода в городе Шахты Ростовской области и модернизацию существующих производств. Однако осенью 2008 года, когда компания оказалась перед необходимостью погасить несколько валютных кредитов, произошло значительное свертывание рынка капитала. Банки отказывались пролонгировать кредиты и произвести рефинансирование стало практически невозможно. В конечном итоге в марте 2009 года ГК «Талосто» вплотную столкнулась с угрозой невыполнения обязательств по выплате облигационного займа.

О том, как удалось избежать дефолта, полностью погасить займ, а также об антикризисных мерах, принятых в компании на этот год, рассказывает генеральный директор и владелец 50% акций «Талосто» Алексей Абросимов.

В погоне за длинным кредитом

– По каким причинам не удалось пролонгировать кредит в банке BSGV, который несколько лет обслуживал счета «Талосто»?

– Сложно комментировать политику зарубежных банков на нашем рынке. У них могут быть точно такие же проблемы, обязательства по облигационным займам. Не исключено, что акционеры иностранных банков сейчас будут требовать вывода ликвидности из России, так что кредитоваться у «иностранцев» будет все труднее.

– На каких условиях вы получили кредит от Сбербанка?

– Сотрудничать с Северо-Западным Сбербанком мы начали еще в январе прошлого года, когда взяли первый краткосрочный кредит на пополнение оборотных средств. Долгосрочный кредит 950 млн рублей на пять лет предоставлен ЗАО «Талосто» в марте 2009 года на нормальных для сегодняшнего дня рыночных условиях. Заявку мы подали в декабре 2008 года, а в начале января она уже прошла кредитный комитет. В результате мы рефинансировали кредитные обязательства, изменив их характер с краткосрочного на долгосрочный, хеджировали валютные риски и своевременно погасили облигационный займ. На данный момент долговая нагрузка «Талосто» составляет 2 млрд рублей. В течение этого года мы планируем ее снизить на 15-20%.

– Сколько кредитных средств у вас осталось после погашения облигационного займа и реструктуризации кредитного портфеля? На что они пойдут?

– Осталось порядка 100 млн рублей. Эти деньги пойдут на оборотные средства и подготовку к сезону мороженого: мы уже сейчас формируем товарные запасы. Так что к лету компания готова и остается лишь надеяться, что оно будет жарким.

Борьба за место на полке

– Видите ли вы в условиях падения рынков возможности роста для компании или сейчас главное – сохранить устойчивость бизнеса?

– По сравнению с 2008-м на этот год запланировано увеличение оборотов на 1 млрд рублей – до 5 млрд. По мороженому ожидается рост продаж за счет расширения ассортимента и увеличения доступности продукции для дистрибуторов в летний сезон на юге, где у нас работает не только завод, но и крупный складской центр. На рынке заморозки планируем увеличить свою долю до 12% за счет более плотной работы с торговыми сетями: по итогам 2008 года 40% роста продаж в структуре сбыта «Талосто» пришлось именно на сетевую розницу.

– Проблема неплатежей со стороны сетей сегодня решена?

– В общем, да. Мы им вовремя поставляем продукцию, они нам вовремя поставляют деньги. Средняя отсрочка по оплате соответствует договорам и составляет 35 дней. Но в сетях стало сложнее удержаться: ритейл проводит политику сокращения числа поставщиков для уменьшения собственных издержек – меньше выкладки, персонала, обработки счетов.

– Какие меры вы будете принимать для оптимизации расходов?

– Оптимизация расходов – постоянный процесс. Решаем вопрос уменьшения численности персонала (за прошлый год штат компании сократился на 300 человек) при увеличении эффективности производства – за счет модернизации, автоматизации процессов, перехода на высокоскоростное оборудование, высвобождения и более эффективного использования площадей. В конце прошлого года в Петербурге завершился проект консолидации производства замороженных полуфабрикатов под одной крышей. Освободившуюся площадку сдаем в аренду.

– Сколько удастся сэкономить за счет всех антикризисных мер?

– Совокупная ежегодная экономия составит порядка 200-300 млн рублей.

1

– Как в этом году будут меняться ассортиментный портфель и ценовая политика «Талосто»?

– Из-за кризиса потребление переходит в эконом- и масс-маркет, над этими линейками и работаем. По основному ассортименту на ряд групп эконом-продуктов – пельмени, вареники, мороженое – будут проведены мероприятия по удержанию цен. В дальнейшем мы планируем проводить сдержанную ценовую политику, в том числе за счет поиска отечественных поставщиков, чтобы снизить зависимость от курса валют – на сегодня одного из основных факторов роста цен.

По замороженным полуфабрикатам и тесту будем более активно сотрудничать с сетями, которые постоянно проводят тендеры на поставку товаров под частной торговой маркой (ЧТМ). Мы выиграли несколько таких конкурсов – в условиях кризиса этот сегмент будет расти. Также планируем развивать новое и необычное для нас направление кошерной продукции. В марте по заказу Департамента кашрута мы произвели 4 тонны замороженного теста «Талосто» со знаком «кошерный продукт». По сути, мы открыли новую группу кошерных продуктов питания в России – заморозку – и надеемся ее развивать, расширяя линейку продуктов.

– За счет чего производители добиваются существенно более низкой цены при производстве товаров под ЧТМ по сравнению с вашей продукцией?

– Сравнивать продукты «Талосто» и частные марки неверно: это изначально разные товары. Торговые сети, проводя тендеры по ЧТМ, основным условием ставят итоговую цену продукта на полке (чаще всего ниже цен прямых производителей) и задают определенные параметры качества. Исходя из этой задачи мы подбираем сырье, материалы, которые обеспечат низкую себестоимость продукта. Кроме того, сети часто жертвуют частью своей прибыли, снижая наценки на ЧТМ, поэтому цена также может быть ниже. Производя свой продукт, мы учитываем фактор итоговой цены для потребителя, но все-таки ориентируемся на его вкус, сохраняя высокое качество. 

Санкт-Петербург