Арктический опыт

Арктический опыт Бенгт Ли Хансен: «Самые большие сложности Штокмана связаны с суровыми климатическими условиями на месторождении»

Президент StatoilHydro Russia и член совета директоров Бенгт Ли Хансен считает, что сегодня главная задача для консорциума Shtokman Development AG – качественно и в срок завершить разработку ТЭО Штокмановского проекта. О проблемах разработки Штокмановского месторождения он рассказал корреспонденту «Эксперта С-З».

– Какие самые большие сложности в реализации Штокмановского проекта и какой опыт StatoilHydro является важнейшим для этого месторождения?

– Освоение Штокмановского месторождения – очень сложный, передовой проект. При его реализации придется решать целый ряд сложных задач, обусловленных следующими факторами:

  • большая удаленность от берега;
  • суровые климатические и погодные условия, включая ледовую обстановку;
  • низкое пластовое давление;
  • необходимость обеспечения охраны здоровья, техники, безопасности и защиты окружающей среды в сложных условиях.

Реализация такого передового проекта является сложной задачей во многих отношениях, но наша цель – тщательно проработать проект и создать основу для принятия положительного инвестиционного решения в первом квартале 2010 года.

StatoilHydro вносит в проект свой обширный опыт в области реализации масштабных и сложных морских проектов в суровых природно-климатических условиях, таких как Ормен Ланге и Снёвит. Освоение этих месторождений относится к самым сложным когда-либо реализованным промышленным проектам, и опыт, накопленный в ходе работы над ними, будет очень актуален для освоения Штокмановского месторождения. Это в первую очередь подводные технологии, опыт работы в условиях сурового климата, а также опыт реализации масштабных проектов на Крайнем Севере.

Следует также упомянуть, что в ходе работы над проектом Ормен Ланге был построен самый протяженный в мире подводный трубопровод. Ормен Ланге – яркий пример успешного осуществления крупномасштабного проекта в соответствии с графиком и бюджетом. Он был реализован всего лишь за 10 лет с момента открытия месторождения. Что касается месторождения Снёвит, то оно расположено в тех же широтах и на сходной морской глубине, что и Штокмановское. Этот проект дает нам уникальный опыт работы в условиях природной среды Баренцева моря, крайне чувствительной к внешним воздействиям, а также опыт строительства самого северного в мире завода по производству СПГ.

– План освоения Штокмановского месторождения выглядит очень напряженным. Реально ли завершение строительства в заявленные сроки?

– Shtokman Development AG имеет официальный график реализации проекта, согласно которому начало поставок трубопроводного газа запланировано на 2013 год, а начало поставок СПГ – на 2014-й. Основное внимание сейчас сосредоточено на проработке проекта и создании хорошей основы для принятия инвестиционного решения, намеченного на первый квартал 2010 года.

– Планирует ли StatoilHydro строительство второй очереди завода по сжижению газа на Мелькойа? Может ли при этом использоваться газ со Штокмановского месторождения?

– Вопрос о второй фазе освоения месторождения Снёвит находится в стадии рассмотрения.

Планы Shtokman Development AG по освоению Штокмановского месторождения включают поставки газа по новому трубопроводу, который будет соединен с трубопроводом Nord Stream, а также танкерные поставки СПГ на атлантический рынок. Компания не планирует поставлять газ со Штокмановского месторождения на Снёвит.

– Имела место информация о том, что StatoilHydro собирается оборудовать снабженческую базу для Штокмана или в Киркенесе, или в Хаммерфесте. Какой из двух портов больше подходит для этой цели?

– Компания StatoilHydro не вносила предложений по строительству базы снабжения для Штокмановского проекта ни в Киркенесе, ни в Хаммерфесте. Выбор места расположения базы снабжения будет сделан в должное время оператором проекта – компанией Shtokman Development AG.   

Хаммерфест – Санкт-Петербург