Кировский завод попал в историю

Сделав в свое время ставку на сохранение собственности и управление объединением как промышленной недвижимостью, руководство Кировского завода предопределило и наиболее реальную на сегодня антикризисную стратегию предприятия

Вокруг Кировского завода разгорается большой скандал. 30 апреля администрация завода объявила о массовом сокращении – в июне будут уволены около 1 тыс. рабочих самого прибыльного все последние годы актива – ЗАО «Металлургический завод „Петросталь“» («дочка» Кировского завода). Работники, находящиеся под угрозой увольнения, 1 мая вышли на демонстрацию.

Событие тут же получило политическую окраску. Депутат Государственной думы Евгений Самойлов на официальном сайте «Единой России» заявил, что увольнения рабочих Кировского завода в Петербурге недопустимы. По его словам, «уже несколько лет дела на заводе идут плохо из-за откровенных просчетов и злоупотреблений руководства. Сейчас Кировский завод мог бы получить помощь, но тогда неизбежно откроются все махинации последних лет по выводу и распродаже активов, а менеджмент, похоже, этого боится».

После заявления Самойлова спикер Госдумы Борис Грызлов направил письмо премьер-министру Владимиру Путину. «Учитывая экономическую и социальную значимость данного предприятия, прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать указание рассмотреть предложение о включении ОАО «Кировский завод» в перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, и об иных возможностях его поддержки со стороны государства», – говорится в письме Грызлова. Ожидается, что вопрос о включении Кировского завода в перечень системообразующих предприятий будет рассмотрен после майских праздников.

В отличие от депутатов Госдумы, власти Петербурга считают увольнения на Кировском заводе одной из мер, без которых предприятию не выжить. Как сообщил председатель Комитета экономического развития Сергей Бодрунов, город ведет переговоры о перераспределении увольняемых людей на другие предприятия или их переобучении. Вместе с руководством завода ведется поиск инвестора для переоснащения производства.

Однако представляется, что инвестиции уже не помогут спасти бывший флагман петербургского машиностроения. Кировский завод растерял свои конкурентные преимущества в результате того, что в рыночных условиях его менеджмент сделал ставку на сохранение собственности и управление богатым советским наследством – промышленной недвижимостью. Этот выбор и предопределил дальнейшее развитие предприятия, так как у девелоперского бизнеса своя логика и свои цели.

Конечно, Кировский завод – не первое и не последнее петербургское предприятие, которое не смогло найти себя в новых рыночных условиях и начало развиваться как девелоперский проект. Ведь неспроста на месте петербургских НИИ появились бизнес-центры, многих заводов уже нет, а остальные все больше напоминают технопарки или готовятся к переселению на новое место, с тем чтобы выгодно продать дефицитную и дорогую городскую землю.

Нельзя сказать, что на Кировском заводе не искали выхода. Однако легкие девелоперские заработки показались менеджменту более привлекательными, чем риски разработки и выведения на рынок новых машин. В результате был потерян практически весь инженерный корпус, а вместо танков, турбин и тракторов арендаторы в цехах Кировского завода стали делать сосиски, сигареты и мебель.

Когда после трагической гибели Петра Семененко новое руководство решило взяться за развитие производства, пришлось ориентироваться уже лишь на зарубежные разработки и простую сборку. К сожалению, большинство этих проектов к началу кризиса оказались незавершенными. Проект по сборке тракторов «К-3000АТМ» в сотрудничестве с германской компанией ATM из-за разногласий был вынужден перебраться в Тамбов, а производство экскаваторов в Воронеже, в которое Кировский завод вложил более 400 млн рублей, с 1 июля 2008 года не работает.

В условиях кризиса проблемы завода усугубляются тем, что в 2007 году он разместил облигационный займ на три года для рефинансирования кредитов, взятых на реализацию инвестиционной программы холдинга до 2011 года в объеме 4,2 млрд рублей (включая 1,63 млрд на создание литейного производства в Горелово, около 700 млн – на модернизацию петербургского тракторного завода, 638 млн – на развитие портовой зоны, включая строительство контейнерного терминала и бункеровочной базы).

Не способствует преодолению трудностей и конфликт среди акционеров. По информации члена совета директоров Кировского завода Сергея Скатерщикова, совет на заседании 14 мая даст оценку деятельности менеджмента и вынесет рекомендации годовому собранию акционеров, включая вопрос о продлении контракта с генеральным директором. Аналитики дают негативную оценку итогов работы менеджеров завода. «Георгий Семененко возглавляет компанию почти четыре года, но за это время ни один из заявленных проектов не реализован», – объясняет аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. А в Арбитражном суде Москвы разбирается дело по искам миноритарных акционеров к ОАО «Кировский завод», ООО «ИндексАтлас» (IndexAtlas Ltd) и ООО «Синтез», которые участвовали в незаконных, по мнению истцов, сделках, причинивших ущерб миноритарным акционерам на 33 млрд рублей.

Если завод из-за сокращений потеряет и костяк рабочих, его шансы на достижение естественного для девелоперского проекта результата – окончательного превращения в технопарк – еще более возрастут. В таком варианте, похоже, уже заинтересованы и петербургские власти. Они придумали способ сэкономить на строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) за счет его прокладки по территории Кировского завода, избежав сооружения дорогостоящих эстакад. «Мы с генеральным директором Кировского завода Георгием Семененко подписали соглашение о том, что завод предоставит территорию под строительство ЗСД», – заявила губернатор Валентина Матвиенко. В ближайшее время Смольный планирует уточнить детали сделки и определить стоимость выкупа у завода земли.

Для Кировского завода эта сделка может оказаться очень своевременной. Он, конечно, потеряет возможности для развития некоторых направлений своего бизнеса, так как лишится части своей прибрежной территории. Однако чисто девелоперский проект от этого только выиграет, так как выход на ЗСД повысит привлекательность коммерческой недвижимости.