От кризиса не уплывешь

18 мая 2009, 00:00
  Северо-Запад

Один из лидеров мирового рынка морских контейнерных перевозок датская компания A.P. Moeller-Maersk A/S впервые за полвека заявит об убытках. Причина – снижение стоимости фрахта вследствие падения объемов торговли.

По итогам первого квартала 2009 года Maersk сообщила о суммарных убытках в 2,13 млрд датских крон (около 390 млн долларов) во всех областях деятельности компании, включая непрофильные, что значительно превысило сумму в 821 млн крон, которую прогнозировали отраслевые аналитики. Аналогичный период прошлого года корпорация завершила с результатом 5,22 млрд крон (около 950 млн долларов) прибыли. Продажи за год упали на 12%. Компания заявила, что во втором квартале также ожидает негативных результатов и, по-видимому, не сможет избежать убытков по итогам года.

Основная причина столь значительных потерь – глобальный экономический спад, снижение объемов торговли и, следовательно, перевозок, а также ужесточившаяся конкуренция различных маршрутов. По прогнозам Всемирной торговой организации, ситуация продолжит ухудшаться: по мере усугубления рецессии мировая торговля снизится в этом году на 9% – это наиболее значительный спад со времен второй мировой войны. Начальник финансового департамента Maersk Пер Мёллер отметил, что «впервые со времен войны» компания, которой в этом году исполняется 105 лет, сообщает о возможных убытках по итогам года.

Убытки непосредственно в контейнерных перевозках составили 559 млн долларов (за аналогичный период прошлого года – 80 млн долларов прибыли). Объемы перевозок упали за квартал на 14%, усугубив общее снижение ставок фрахта примерно на 24%. На сегодняшний день Maersk владеет 450 судами общей вместимостью 1,9 млн контейнеров.

Нефтегазовый бизнес Maersk (Maersk Oil – занимается разведкой и разработкой нефтегазовых месторождений в Северном и Норвежском морях, Мексиканском заливе, Катаре, Омане, Казахстане, Анголе, Бразилии), который последние три года приносил больше всего прибыли, также показал рекордно негативные результаты – доходы упали до 36 млн долларов (минус 39% по итогам первого квартала 2008 года).

Крупнейший мировой перевозчик контейнерных грузов собирается бороться с последствиями рецессии путем повышения эффективности собственных операций – Maersk анонсировала программу сокращения издержек на 1 млрд долларов. Кроме того, еще в марте было заявлено о планах увеличения фрахтовых тарифов, поскольку нынешний уровень цен «не обеспечивает потребностей компании».