Из ГОСТа в бренд

25 мая 2009, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

В Вологодской области впервые проведена не имеющая правовых прецедентов процедура передачи прав на использование товарного обозначения региону, а не конкретной компании. По решению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) с января 2010 года наименование «Вологодское масло» могут использовать только молокоперерабатывающие предприятия области. Соответственно, «Вологодское масло», изготовленное за пределами Вологодчины, будет считаться контрафактом.

Предыстория конфликта такова. В 1998 году, дабы не вводить потребителя в заблуждение, Роспатент (ныне – Федеральная служба РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) зарегистрировал наименование места происхождения товара (НМПТ) «Вологодское масло». Эксклюзивное право на использование НМПТ предоставлено трем предприятиям области – Вологодскому молочному комбинату, Учебно-опытному молочному заводу при Академии им. Н.В. Верещагина и Шекснинскому маслозаводу.

Между тем еще с советских времен существовал ГОСТ, в котором «Вологодское масло» рассматривалось как вид (то есть для идентификации коровьего масла в качестве «Вологодского» достаточно выдержать нормативно-технические требования по первичному сырью и требованиям пастеризации), что позволяло производить его кому угодно. Согласно ГОСТу, характерные свойства «Вологодского масла» определяются технологией производства и не связаны с особенностями одноименной территории.

Более того, в самом законе о товарных знаках прописана норма, которая устанавливает, что в качестве НМПТ не признается обозначение, представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это и позволило невологодским производителям (прежде всего – холдингу «Вимм-Билль-Данн» в лице входящего в его структуру Лианозовского молочного завода) оспаривать в течение длительного времени решение Роспатента.

Разрешить данную коллизию в 2005 году Роспатент поручил экспертам угличского Всероссийского НИИ масло- и сыроделия. Включение наименования «Вологодское» в реестр НМПТ ранее вообще не подкреплялось какими-либо научными данными. Теперь же доказательство уникальности (а значит, исключение наименования из ГОСТа) было возможно лишь при проведении исследований, доказывающих особые свойства «Вологодского масла», изготавливаемого на территории области.

В 2008 году ученые завершили специальные исследования, позволившие установить характерные признаки продукта, производимого вологодскими мастерами, и создали методику его индивидуализации. На основании научной доказательной базы правительство области обратилось в Ростехрегулирование с просьбой рассмотреть мнение ученых и вывести спорное обозначение из ГОСТа. И вот итог десятилетней работы достигнут. «Для производителей Вологодской области и региона в целом это знаковое событие, – считает председатель производственного кооператива „Вологодский молочный комбинат“ Владимир Мизгирев. – Мы рассчитываем на то, что со временем „Вологодское масло“ вновь станет визитной карточкой области и России, которую контрафакт теперь уже не запятнает. А на мировом рынке наше масло будет способствовать улучшению имиджа российской продукции в целом».