Поиск компромисса

Было бы странно, если бы антикризисная программа, вынесенная правительством России на всеобщее обсуждение, единодушно воспринималась как панацея

Сама попытка собрать воедино столь разнородные меры, сформировав в итоге программный документ, уже заслуживает одобрения. Одновременная публикация перечня мер на 2009 год и шагов, предпринятых в 2008-м (это очень наглядно сделано в «Российской газете»), заметно упрощают анализ. Меры минувшего года невольно производят впечатление определенных адресных ограничителей: словно отрасли выстроились в очередь за государственной помощью и правительство пыталось погасить возникающие то тут то там кризисные очаги. Возможно, это оправданно, если присутствует надежда на быструю смену неблагоприятной конъюнктуры и государство использует накопленные ресурсы, чтобы сгладить негативные тенденции.

Меры, заложенные в программу на 2009 год, воспринимаются как компромисс между желанием модернизировать экономику и решить текущие проблемы. Как сделать и то и другое одновременно – вопрос. С одной стороны, определяются значимые для страны предприятия и им оказывается адресная поддержка, с другой – нет четкого критерия этой поддержки, ориентированного на модернизацию экономики. Поэтому такие меры могут привести к латанию дыр и сдерживанию процесса высвобождения работников, иными словами – госзаказ может загрузить мощности предприятий, но не факт, что продукция будет более конкурентоспособной и качественной, чем у зарубежных производителей.

Среди основных мероприятий правительства и Банка России по оздоровлению экономики обращают на себя внимание те, что направлены на усиление социальной защиты населения. Правда, из дополнительного объема финансирования в 463,8 млрд рублей, заложенного по этому разделу, большая часть (73%) должна быть направлена в Пенсионный фонд для покрытия дефицита (страховая часть трудовой пенсии с 1 апреля дополнительно индексируется на 17,5% против 15,6%, с 1 августа – на 8,5%), на выплату базовой части трудовой пенсии и на повышение ежемесячных денежных выплат. Софинансирование региональных программ, направленных на борьбу с безработицей, должно обойтись госбюджету в 43,7 млрд рублей, на увеличение пособий по безработице – в 33,9 млрд.

Промышленности, согласно антикризисной программе правительства, поможет налоговое стимулирование и поддержка отдельных отраслей экономики. Большую проблему для бюджета может породить снижение налога на прибыль с 24 до 20%. Предположительно это приведет к сокращению доходов федерального бюджета на 330,9 млрд рублей, хотя в условиях кризиса большая часть потерь налоговых доходов может быть вызвана не понижением ставок, а убыточностью самих предприятий, в связи с чем и 20% несоизмеримо большее благо, чем ноль.

Среди поддерживаемых отраслей заметно выделяются автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспортный комплекс и ЖКХ. При этом в качестве основного инструмента поддержки сельхозпроизводителей правительство видит субсидирование процентных ставок по кредитам. Поддержка автомобилестроения включает в себя не только разрекламированное субсидирование процентов по автокредитам для населения, но и закупку автомобилей для федеральных и муниципальных нужд, кредитные линии лизинговым компаниям на осуществление операций с автомобильной техникой российского производства, субсидирование расходов ОАО «РЖД» по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. И собственно субсидирование части процентных ставок по кредитам на технологическое перевооружение отечественным автопроизводителям. Сельскохозяйственное машиностроение планируется поддерживать через предоставление Россельхозбанку и компании «Росагролизинг» средств для реализации проектов по лизингу техники отечественного производства. В сфере транспорта большая часть поддержки придется на ОАО «РЖД» для компенсации в связи со снижением темпов индексации тарифов.

Меры по поддержке жилищного строительства скорее относятся не к нему, а к покупателям жилья и банкам, выдавшим ипотечные кредиты. Ведь увеличение имущественного налогового вычета и возможность использовать на погашение и обслуживание кредитов материнский капитал – своего рода палочка-выручалочка для тех, кто испытывает сложности с выплатой ипотечного кредита. Самим же строительным компаниям предлагается в качестве поддержки «разработка комплекса антикризисных мер в строительной отрасли и осуществление постоянного мониторинга». Правда, как конкретно это им может помочь, остается вопросом: дополнительное финансирование по данной статье не предусмотрено.

Снижение административного давления на бизнес составляет целый раздел программы. Как это сделать в условиях, когда налоговые поступления падают? Вектор выбран разумный – предотвратить массовые проверки компаний для увеличения сбора налогов, способные парализовать работу предприятий. Но как обеспечить малому бизнесу доступ к дешевым финансовым ресурсам, к сожалению, в программе не расписано. Без денег, причем дешевых, заниматься бизнесом проблематично: он превращается в куплю-продажу и начинает сам заниматься процессом первоначального накопления капитала.

Раздел «Повышение устойчивости национальной финансовой системы» идет в конце перечня основных мероприятий, однако объемы выделяемых для этого средств нельзя назвать скромными. Это единственный раздел, по которому сумма государственной поддержки превышает 1 трлн рублей. И от того, как быстро дойдут эти средства до промышленности и малого бизнеса, во многом зависит эффективность предложенной на суд общества программы.

Очевидно, что программа должна быть дополнена региональными мерами поддержки, а регионам стоит «поднапрячь» в этом направлении свои муниципалитеты. И чем ближе сами меры будут к «земле», тем быстрее толк от них сможет почувствовать конкретный гражданин. Но, в отличие от федеральной программы, которая может позволить себе определенный элемент декларативности и недосказанности, региональные программы должны быть максимально конкретными, что существенно усложняет их разработку.