Условия неопределенности

Телекоммуникационный рынок оказался в клещах: с одной стороны, уменьшилось потребление услуг абонентами, с другой – выросли капитальные затраты и кредиты за счет девальвации рубля

Если в конце 2008 года участники телекоммуникационного рынка Северо-Запада поголовно говорили о том, что кризис практически незаметен, то финансовые результаты года, которые традиционно подводятся ближе к весне следующего, а тем более итоги работы в первом квартале 2009-го показали, что ситуация далеко не такая радужная, как хотелось бы.

Скальпель для финансов

«Безусловно, кризис отразился на телекоммуникационной отрасли, в первую очередь – на тех компаниях, которые развивали свои ресурсы за счет привлечения дополнительных инвестиций и кредитования, что в создавшихся условиях стало неприемлемым, – говорит коммерческий директор компании „ТКТ“ Елена Паснюк. – Таким образом, крупным игрокам пришлось лишь сократить часть инвестиционных неприоритетных программ, запланированных к реализации, так как они могут развивать бизнес и за счет абонентской платы, а вот для мелких игроков кризис ощутимее, так как их развитие более зависимо от инвестиционных программ».

Так, по данным аналитического агентства RusTele.com, операторы связи, работающие в Петербурге, за первый квартал текущего года недополучили 188 млн долларов по сравнению с первым кварталом 2008-го, заработав 676,65 млн долларов. Падение, таким образом, составило 22%. В рублевом эквиваленте ситуация, конечно, не выглядит так удручающе – потери составили всего лишь 3%.

В Северо-Западном федеральном округе РФ, по данным RusTele.com, от кризиса меньше всего пострадал телекоммуникационный рынок Мурманской области: здесь доходы операторов связи в долларовом эквиваленте снизились лишь на 8%. В агентстве отмечают, что и до кризиса операторы области демонстрировали более высокие темпы развития, чем в большинстве других регионов СЗФО. Наиболее пострадавшими оказались Санкт-Петербург и Вологодская область: в долларовом исчислении потери в этих регионах составили 21,7 и 21,5% соответственно.

Без исключения

«Одним из основных негативных факторов, оказывающих влияние на развитие рынка телекоммуникаций, остается девальвация рубля, – отмечают в RusTele.com. – Крупнейшие телекомы, получая доходы в рублях, несут значительные валютные расходы. Это касается не только долговых обязательств, номинированных в долларах и евро: львиная доля телекоммуникационного оборудования закупается за валюту. Однако и потребительский спрос на услуги связи снижается, о чем свидетельствует уменьшение объема рынка в рублевом исчислении. Это падение является следствием сокращения доходов населения. В свою очередь, уменьшение доходов – результат промышленного кризиса (роста безработицы и значительного падения реальной зарплаты)».

«Нет никакого сомнения, что кризис затронул все отрасли без исключения, ведь все друг от друга зависят, все в той или иной степени являются клиентами друг друга – поставщиками и пользователями материалов, оборудования, других товаров и услуг. Телекоммуникаций это касается в той же мере. Любые проблемы клиентов, в каких бы отраслях они ни работали, в конечном итоге отражаются на нас – операторах связи – в виде как уменьшения потребления услуг, так и увеличения дебиторской задолженности и появления большего количества „безнадежных“ долгов, – отмечает директор Санкт-Петербургского филиала ЗАО „ВЕСТ КОЛЛ ЛТД“ Виктория Тихонова. – Надо сказать, что в телекоммуникационной отрасли все напряжены из-за проблем с кредитованием и отсутствия возможностей использования лизинговых схем – ведь у многих операторов связи работа с поставщиками строилась, в частности, с использованием этих механизмов. А такого рода проблемы тормозят развитие сетей. Кроме того, падение рубля сильно увеличивает себестоимость некоторых услуг связи, например международных тарифов, да и оборудование для сети становится существенно дороже, поскольку в большинстве своем это импорт, то есть себестоимость сетей связи тоже растет».

«Основными тенденциями на российском рынке широкополосного проводного доступа в интернет можно считать практически полное замораживание провайдерами развития и постройки широкополосных сетей, а также повышение тарифов для некоторых групп корпоративных пользователей, – считает ведущий консультант департамента фиксированной связи и ШД компании J’son & Partners Сonsulting Григорий Бецков. – Значит, в этот период операторы будут пытаться удержать существующих абонентов и по возможности подключать пользователей на уже покрытой сетью территории».

В пресс-службе МТС рассказали о сегодняшней стратегии компании: «В условиях неопределенности на рынке мы, как и любая компания, пересматриваем операционные затраты и временно вводим ограничения на административно-хозяйственные и другие расходы, не связанные с основной и инвестиционной деятельностью МТС. Что касается коммерческих расходов, то мы еще раз оцениваем эффективность каждого канала продаж и маркетинговых коммуникаций. Итогом такого анализа служит эффективное перераспределение бюджетных средств».

В связи с этим ряд участников рынка замедлили развитие собственных сетей: под нож пошли капитальные вложения, в частности под угрозой оказалось развитие сетей третьего поколения в регионах у сотовых операторов, модернизация сетей у фиксированных операторов и т.д. Сокращения коснулись и затрат на персонал. «Естественно, мы вынуждены сократить расходы в части арендных платежей, фонда заработной платы, – говорит генеральный директор „Ниеншанц-Хоум“ Дмитрий Новиков. – Штат сократили еще в сентябре, следующим шагом будет сокращение заработной платы сотрудников для сохранения коллектива специалистов. Все эти меры неизбежны в условиях кризиса для многих компаний, в том числе и для нас».

Абонентская угроза

Все участники рынка отмечают желание абонентов оптимизировать свои расходы как на сотовую и фиксированную связь, так и на доступ в интернет.

«Мировой финансовый кризис, безусловно, отразится на рынке телекоммуникационных услуг, как и на любом другом. Например, рынок местной связи, демонстрирующий темпы роста порядка 11-13% в год, в кризисный период может вырасти только на 2-3% в целом. По итогам 2009 года доход от услуг местной связи населению может оказаться ниже результата прошлого года, то есть рост рынка местной связи будет происходить только за счет корпоративного сегмента, – характеризует ситуацию в России в целом Станислав Стариков из компании J&P Сonsulting. – ARPU от услуг местной связи для населения постепенно уменьшается, так как с введением трех тарифных планов на местную связь (безлимитного, комбинированного и повременного) большинство абонентов в России переходят с безлимитного на повременной и комбинированный тарифные планы, тем самым сокращая свои расходы на услуги традиционной телефонии. Повышение же тарифов на услуги местной связи с 1 марта 2009 года по решению Федеральной службы по тарифам ускорит отток абонентов с безлимитного тарифа на повременной и комбинированный. Наиболее заметно сокращение расходов на местную связь в регионах и малых городах, где абоненты зачастую просто отказываются от стационарного телефона в пользу сотовой связи».

Сотовый рынок также переживает не лучшие времена: темпы прироста абонентской базы в начале года снизились и в целом по России, и в Петербурге, причем по отношению как к аналогичному периоду прошлых лет, так и к предыдущим месяцам. Так, по данным AC&M Consulting, в Северной столице прирост в феврале и марте 2009 года оказался одним из самых низких за последнее время. По России месяцами-аутсайдерами оказались январь и февраль. Правда, апрельские показатели прироста абонентской базы уже оптимистичнее.

Кроме того, наблюдается некоторое снижение объемов потребления голосового трафика абонентами сотовых операторов. В компании «Скай Линк», например, отмечают довольно резкое снижение MOU в Петербурге: если в третьем квартале 2008 года этот показатель равнялся 561 минуте, то в четвертом снизился до 493 минут, а в первом квартале текущего года составил всего 393 минуты. Схожая ситуация наблюдается и у других операторов региона.

В противовес этому операторы отмечают всплеск потребления интернет-трафика. Северо-Западный регион в этом отношении – один из самых перспективных: с одной стороны, сети 3G здесь запущены раньше, чем в других регионах, и, соответственно, пользователи уже успели «распробовать» мобильный ШПД, а с другой – довольно высоко проникновение 3G-терминалов. «По первому кварталу мы видим, что в меньшей степени кризис сказался на сегменте услуг 3G – подключения к ним стабильно растут, несмотря на достаточно проблемную ситуацию в сотовом ритейле. По данным на март, порядка 80% новых абонентов „Скай Линк“ Северо-Западного региона подключаются на интернет-тарифы, – рассказывает заместитель генерального директора, коммерческий директор „Скай Линк Северо-Запад“ (ЗАО „Дельта Телеком“) Максим Черняк. – Результаты первого квартала показывают, что спрос на мобильный интернет не только не упал, но и продолжает расти высокими темпами. Показатель MBOU в марте 2009 года составил 250 Мбайт (в марте 2008-го – 190 Мбайт). По нашим прогнозам, рост трафика составит не менее 30% в год».

Трафик растет

Способствуют росту сегмента мобильного интернет-доступа и фактически демпинговые по сравнению с большинством регионов РФ цены на трафик. В компании «МегаФон Северо-Запад», например, так оценивают количество оборудования в регионе. «Сейчас в нашей сети более 800 тыс. таких телефонов и более 150 тыс. модемов, – поделилась заместитель директора, коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО „МегаФон“ Елена Налобина. – Это 12-15% нашей абонентской базы. Таким образом, если сравнивать с предыдущим годом, то объем интернет-трафика по СЗФО увеличился в пять раз. При этом максимальный объем, разумеется, потребляет Петербург, но положительная динамика наблюдается во всех регионах».

Вопрос оптимизации остро стоит и перед пользователями проводного доступа в интернет. «По нашему мнению, абоненты, безусловно, будут стараться сокращать расходы на широкополосный проводной доступ, – считает Григорий Бецков. – Это будет выражено как в переходе части пользователей на более дешевые безлимитные тарифы, так и в отказе от дополнительных услуг – видео по запросу, покупка программного обеспечения у провайдеров и т.п. Однако маловероятно, что пользователи будут полностью отказываться от широкополосного проводного доступа, поскольку в период кризиса интернет по причине своей относительно малой стоимости будет частично заменять традиционные развлечения – театры, кино и т.п.».

«Безусловно, кризис отразился на отрасли интернет-услуг, причем в большей степени на отрасли домашнего интернета для физических лиц: произошло резкое падение ARPU и уменьшение спроса на эти услуги, – констатирует Дмитрий Новиков. – Стоит также учитывать, что кризис ударил по нашей отрасли именно в тот момент, когда рынок домашнего интернета был близок к точке насыщения – практически не осталось пользователей, которые подключаются к услугам интернета впервые. Конечно, кризис отразился и на абонентах, поэтому пользователи стремятся экономить, в том числе и на интернет-услугах. В связи с этим операторы сталкиваются с увеличенными ежемесячными оттоками пользователей, которые переходят от одного оператора к другому, реагируя на акции и демпинговые предложения ряда операторов».

Пакетные предложения

«Можно отметить снижение объемов потребления, однако спрос на телекоммуникационные услуги по-прежнему остается на высоком уровне, – прокомментировали в пресс-службе компании „ПетерСтар“. – Абоненты по-прежнему отдают предпочтение пакетным предложениям как наиболее гибкому инструменту оптимизации затрат на услуги связи. Можно сказать, что петербургский рынок телекоммуникационных услуг наиболее чувствителен к изменениям экономической ситуации, так как характеризуется наиболее высоким уровнем конкуренции среди регионов СЗФО».

Одним из трендов, активизация которых обусловлена в том числе и экономическим кризисом, является запуск различных пакетных предложений – как собственными силами, так и в партнерстве с другими игроками рынка. Так, «Билайн» предлагает скидки корпоративным клиентам при использовании сотовой и фиксированной связи. «Мы придерживаемся в работе принципов либерализации, например корпоративные абоненты получают скидку 20% на мобильную связь, если пользуются нашей фиксированной, и наоборот», – рассказали в пресс-службе оператора. Что касается партнерских проектов, то, пожалуй, самым ожидаемым стало сотрудничество МТС и СЗТ, которые запустили совместную скидочную акцию для корпоративных клиентов.

Аналитики отмечают, что на телекоммуникационном рынке в ближайшее время сохранится тенденция к оптимизации затрат операторами, хотя степень «прижимистости» компаний будет зависеть от изменений курсов доллара и евро. Однако в краткосрочной перспективе можно ожидать некоторого снижения стоимости услуг для абонентов, что обусловлено ростом конкуренции за каждого клиента во всех сегментах рынка. 

Санкт-Петербург