Очумелая ручка

Антон Мишин: «В инновационной сфере кризис сказался разве что на стартапах. На сформированные компании с понятными перспективами он фактически не повлиял»

На выставке инновационных проектов, проходившей в рамках Международного молодежного экономического форума в Санкт-Петербурге, на фоне других выделялась презентация петербургской компании «Информационные технологии», привлекая внимание участников и гостей мероприятия. Помимо основной информации о проекте на стенде компании красовались плакаты с детскими играми и книги по мотивам русских сказок с оригинальными иллюстрациями. Автор проекта и генеральный директор «Информационных технологий» Антон Мишин то нажимал на кнопочки, спрятанные под рисунками, то водил по книжке предметом, похожим на большую ручку в стиле продукции Apple, отчего рисунки хрюкали или пищали в соответствии с изображенными на них животными.

По-научному эта говорящая ручка (или волшебная палочка) представляет собой устройство оптического распознавания объектов с системой предварительного кодирования для оптимизации поиска информации в системах обучения. Оно позволяет считывать и идентифицировать невидимые глазу метки с печатных страниц, листов и плакатов, воспроизводить соответствующий метке звук и осуществлять ряд логических задач в интерактивном режиме. В дополнение к прибору производятся специальные флеш-карты, которые позволяют менять записанную звуковую информацию. В частности, на них можно закачать информацию через специальный сайт. Говорящая ручка выпускается в комплекте с литературой, используемой главным образом в учебных целях. Основная идея – создание книги, которая читает сама себя. По расчетам авторов изобретения, нанесение специальных меток на методические материалы поднимет цену издания всего на 5%.

Примечательно в этом контексте, что презентацию «Информационных технологий» выгодно отличали не только яркая полиграфия и наглядное представление продукта, но и проработанность проекта, позволяющая представить его потенциальным инвесторам с четкой стратегией реализации и просчетом сроков окупаемости.

Почитай себе сам

– Для чего ребенку и его родителям книга, читающая сама себя? Разве такие изобретения не отучают от общения?

– Не секрет, что сегодня родителям зачастую приходится работать допоздна. Порой у них банально нет времени на то, чтобы посидеть с ребенком и почитать ему книгу. Если же мама дает ребенку говорящую книгу, он, даже не умея читать, может самостоятельно обучаться чтению в режиме интерактивного общения с книгой.

Плюс нашей технологии еще и в том, что она уводит ребенка от компьютера. В последнее время обыденной стала следующая ситуация: если у родителей не хватает времени для общения с детьми, они просто включают компьютер и оставляют ребенка с ним на весь день. Компьютер портит зрение и отучает от чтения. А мы, напротив, приучаем ребенка к книжному формату, чтобы он с детства привыкал держать книгу в руках, воспринимать ее как полезный источник информации, а впоследствии – и читать ее самостоятельно. Говорящие книги содержат элементы интерактивного общения и представляют собой прямую альтернативу компьютерам.

Наконец, всем известно, что в процессе игры обучение происходит эффективнее. Говорящая книга в игровой форме учит детей русской и английской азбуке, чтению и счету, развивает мышление и воображение. И она не делает их ленивыми, ведь над книгой трудятся 12 методистов, которые придумывают различные задания.

– В каких еще ситуациях уместно использование данной технологии?

– Наша продукция подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детском саду и начальной школе. Можно делать пособия по изучению иностранных языков для студентов, которым важно слышать правильное произношение слов, а также говорящие учебники, комиксы, плакаты, журналы. Кроме того, с ее использованием можно разрабатывать говорящие меню, выставочные презентации, музейные путеводители, туристические карты, пособия для людей с ослабленным зрением. Основные области применения – учебно-методическая и рекламная продукция (плакаты, буклеты, презентации и даже визитки). Все это исключает необходимость использования дополнительных человеческих ресурсов, что сегодня весьма актуально.

– Какие рынки сбыта вы видите для своей продукции?

– Рынков сбыта множество. Это и детская, и учебно-методическая, и рекламная продукция, и продукция для инвалидов по зрению. Реализовывать ее можно через соответствующие каналы: для потребительских товаров это магазины игрушек и книжные магазины, для социальных проектов – детские сады, школы, высшие учебные заведения и другие социальные организации, для рекламной продукции – рынки B2B.

– Вы уже общались с представителями сбытового звена?

– Конечно, сейчас именно этим и занимаемся. У нас уже есть партнеры в Выборге, Москве, Иркутске, а также в Финляндии и даже Китае. И мы не стоим на месте.

Шанс быть первыми

– На какой стадии находится проект?

– Компания существует пять лет, команда давно набрана. Мы ведем несколько инновационных проектов, среди которых говорящие ручки и книги – один из наиболее зрелых. Этот проект находится в стадии расширения производства. Абсолютно все уже готово: в проект вложены собственные средства, для развития привлечены средства инвестора, а также средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Проект отпочковался в самостоятельную структуру и имеет несколько технологических направлений. Проведены маркетинговые исследования, есть расчеты и прогнозы развития рынка.

Нам принадлежит ряд изобретений, патентов, полезных моделей. Изготовлены опытные образцы разрабатываемых в рамках проекта электронных устройств. На базе опытных образцов создана линейка развивающих игр и ряд ее модификаций. К изданию подготовлена серия из десяти сказок. Ведутся переговоры с партнерами из Китая и Финляндии: там не только дешевле производство, но и меньше рисков, проблем с сертификацией, лицензированием и др. Продолжаются согласование и предпечатная подготовка, начата работа по созданию промышленных образцов. Мы планируем выпускать в месяц 20 тыс. книг под собственной торговой маркой «Жили-Были».

Идет работа над созданием новых версий и модификаций разработанных устройств, а также принципиально новых изделий как внутри данного проекта, так и в других. В рамках проекта создается детский интернет-портал, где будет представлена наша продукция, а также говорящие флеш-игры и сказки, героем которых сможет стать сам ребенок, разместив свое фото.

– Какая поддержка вам сегодня необходима?

– Необходима определенная сумма инвестиций для массового выброса продукции на рынок – порядка 52 млн рублей. И мы убеждены, что на данной стадии развития при запрашиваемых нами инвестициях проект выйдет на окупаемость в минимальные сроки. Необходимый объем инвестиций включает в себя полный цикл расширения производства, в том числе проведение разработок для снижения себестоимости, оборудование производства и расширение рынков сбыта. В течение трех-пяти лет мы рассчитываем на полный возврат инвестиций, а также на прибыль, в два-три раза превышающую первоначальные затраты. Начало окупаемости проекта – после 18 месяцев. При этом есть шансы стать первыми на данном рынке и даже выйти на международный рынок и получать достаточно высокую прибыль.

Колобок vs черепашки ниндзя

– Как вы оцениваете конкурентное поле? Есть ли у вашей продукции аналоги?

– Наша продукция основана на двух технологиях – кнопочной технологии и оптическом распознавании меток. По второй технологии аналогов на сегодня нет – это совершенно новое направление. Аналоги продукции на кнопочной основе есть (например, китайские говорящие открытки), но они на порядок уступают нашей продукции. Мы предлагаем множество новых функций, которые сами придумали и разработали. Это режим интерактивного кубика, двухсторонние настольные игры, множественность режимов игры и сложные задачи с загадками и режимом экзамена.

Одно из преимуществ – широкая линейка. Существуют плакаты на кнопочной основе с очень простой графикой и звуком, примитивной логикой. Наша линейка представляет около 50 наименований разнообразных азбук и сказок, которые разрабатывались методистами с инновационным подходом к развитию воображения у детей. В частности, мы уделяем внимание развитию левого полушария мозга, используя идею распознавания образов по аналогии с обучением иероглифам.

Наша продукция отличается от аналогов и качеством проработки. Качественная графика обеспечивается за счет того, что для нас рисуют профессиональные художники (в противоположность компаниям, использующим клипарт) из разных стран. Художников в команду отбирали целенаправленно, накапливая материал в течение четырех лет. Звук также не пишется одним человеком на домашнем компьютере. В профессиональной студии Дома композиторов привлеченные студенты Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и актеры петербургских театров на контрактной основе создают аудиоспектакли по мотивам русских народных сказок. Составляется библиотека шумовых эффектов и фоновых звуков природы, голосов птиц и животных. Авторская музыка записывается с использованием акустических инструментов. А поскольку те же чипы заказываем в Китае, наши цены вполне конкурентоспособны.

Также следует отметить тематику. Современные детские игры зачастую не выражают никакой идеи, а в качестве героев выступают примитивные персонажи американских комиксов вроде черепашек ниндзя. Мы же позиционируемся как российский продукт и продвигаем идею воспитания детей в традициях русской культуры. Мы возрождаем русский фольклор на основе современных технологий, преследуя таким образом не только коммерческие, но и социальные цели.

– Каковы предпосылки этих конкурентных преимуществ?

– В сфере программных разработок все определяется способностями команды и умением выстроить коллективную работу. Мы давно в теме, искренне ею интересуемся. Нашу команду объединяют семейные связи – мы давно сработались. У каждого есть свои сильные стороны: кто-то заточен в большей степени на генерацию идей, другой – на креатив, третий – на административные вопросы и связи с общественностью. В течение пяти лет мы обрастали командой профессионалов различных отраслей – от художников до программистов.

Проекты из-за пазухи

– В чем специфика программы продвижения инновационного продукта?

– Продукт сам себя рекламирует. А стратегия продвижения заключается в использовании как стандартных медиа (пресса, интернет), так и личных связей для взаимодействия с каналами сбыта. Мы активно участвуем в разного рода инновационных выставках и конкурсах. Для нас такие мероприятия – это и PR, и поиск партнеров, и возможность учиться проведению презентаций.

– Что препятствует вашему развитию в сфере малого бизнеса?

– Мы хорошо знакомы с реалиями, которые нас окружают. И потому не жалуемся, а стараемся преодолевать трудности, искать наиболее выгодные пути развития, в том числе – используя опыт наших партнеров из других стран. Единственное, чего хотелось бы, – расширения объемов бюджетного инвестирования госпрограмм по поддержке малых инновационных предприятий в научно-технической сфере по примеру наших ближайших соседей. В Европе, конечно, бюджеты на порядок выше: если у нас речь может идти о сумме около миллиона рублей, то в Финляндии – о миллионе евро. Если бы у нас были такие деньги, мы бы смогли развиваться гораздо стремительнее.

– Какие планы вы заявляете на перспективу?

– С этим продуктом мы планируем прежде всего выйти на российский рынок и попытаться вырваться на рынок международный. Пока аналогичных проектов на европейских рынках нет, и мы должны успеть занять свое место. По-прежнему занимаемся и параллельными инновационными проектами, которые находятся на разных стадиях развития. Самый амбициозный проект – пожалуй, строительство парка виртуальных развлечений с использованием различных гаджетов на основе нанотехнологий (стереоочки, игры в киберпространстве, шапки-невидимки). Вкладываем средства в научно-технические исследования и разработки, продолжаем искать свои ниши и разрабатывать новые проекты, которых у нас за пазухой немало.

– На ваших планах сказывается экономический кризис?

– В инновационной сфере кризис сказался разве что на стартапах – пока инвесторы снизили активность в финансировании таких проектов. На сформированные компании с понятными перспективами он фактически не повлиял. Проанализировав свои расходы, мы смогли избавиться от ненужных специалистов.

А пока продолжаем работать над проектами, где уже сами выступаем в качестве бизнес-ангелов. Собираемся открывать предприятие в Финляндии. Стоит помнить и о том, что наши проекты, как и любые инновации, повышающие эффективность деятельности, могут быть использованы в качестве антикризисных инструментов.   

Санкт-Петербург