Время пришло

6 июля 2009, 00:00
  Северо-Запад

На Петербургском международном военно-морском салоне презентовано несколько кораблей, заложенных еще в начале 1990-х годов

Главком ВМФ России Владимир Высоцкий подтвердил, что страна намерена увеличить объемы строительства боевых кораблей. Уже в краткосрочной перспективе на стапелях кораблестроительных заводов, в том числе и на Северо-Западе, будут заложено несколько судов.

Впрочем, наряду с этой позитивной новостью появились сразу две пессимистические. Во-первых, решено уменьшить ассигнования, отпускаемые на ремонт старых судов (сэкономленные средства направят как раз на постройку новых кораблей). А значит, количество заказов на судоремонтных предприятиях СЗФО резко пойдет на убыль. Кроме того, Высоцкий заявил, что флот не исключает возможности закупки кораблей за рубежом.

Дело не в том, что кораблестроительные заводы завалены заказами и физически не могут обеспечить текущие потребности боевого флота. Заказчика явно волнуют сроки строительства кораблей. При среднем временном интервале три-шесть лет от закладки судна до спуска его на воду российские корабелы регулярно срывали сроки постройки. К примеру, флагман ВМФ атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» строился более десяти лет, сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» был достроен только в 2008 году, при том что заложили его в 1990-м.

Старение основных производственных фондов, нехватка кадров, распад существовавшей в СССР промышленной кооперации стали уже общим местом в проблемах отечественных корабелов. Даже если проблемы с финансированием будут решены, модернизация заводов займет несколько лет. А средний возраст действующих кораблей ВМФ близок к критическому. Поэтому ряд проектов по закладке новых боевых судов может действительно уплыть к зарубежным кораблестроителям.