Управление падением

Российский авторынок адаптировался к бурному росту несколько лет. К динамичному (на 50% за полгода) спаду адаптироваться легче, так как ничего не надо строить, но делать все надо бы быстрее

В июне авторынок России впервые с начала года замедлил падение, что позволяет говорить если не о достижении дна спада, то хотя бы о восстановлении управляемости. Усилия производителей, дилеров и помощь государства помогли клиентам преодолеть кризисные настроения и позволили рынку нащупать точку опоры.

В сложных условиях большинство участников процесса искали и, судя по всему, нашли наиболее адекватные ситуации стратегии поведения. Импортеры сократили импорт, российские заводы скорректировали производственные планы под текущий спрос, дилеры трансформировали портфели брендов и сократили издержки до пределов разумной достаточности. В результате апокалиптические прогнозы, звучавшие в начале года, не оправдались.

Однако ситуация с дальнейшим развитием кризиса достаточно туманна, поэтому сегодня мало кто берется давать новые долгосрочные прогнозы. Да в этом и нет особой нужды, поскольку все участники процесса настроены на реализацию адаптивного сценария поведения, что позволит им подстроиться под любую реальную ситуацию.

Рынок застыл

В июне 2009-го продажи автомобилей в России по сравнению с прошлым годом продолжили снижаться. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый летний месяц в России продано 118,6 тыс. машин, что на 56% меньше, чем в июне 2008-го. Однако характерно, что если с января темпы падения продаж по сравнению с 2008 годом лишь увеличивались, то в июне они слегка замедлились, так как в мае эта цифра составила 58%. Это позволило дилерам говорить о том, что рынок достиг дна и в дальнейшем будет стагнировать.

Косвенным подтверждением того, что рынок стабилизируется, может служить некоторый прирост продаж ряда марок в июне по отношению к маю. По данным АЕБ, из 25 брендов-лидеров прирост по объемам июньских продаж к маю показали 15, включая российские Lada, Hyundai, Daewoo, Opel, Mazda, Peugeot, Suzuki, Fiat.

По итогам полугодия российский рынок потерял в объемах 49%. При этом продажи автомобилей Lada снизились на 44%, то есть немного меньше, чем в среднем по рынку. Падение хуже среднерыночного по итогам полугодия показали Opel (59%), Toyota (57%), Honda (57%), Lexus (56%), Land Rover (53%), Subaru (53%), Chevrolet (52%) и Ford (50%). Среди иномарок массовых брендов лучшие показатели оказались у Citroёn, чьи продажи по сравнению с прошлогодними даже выросли на 39%.

Премиальные бренды в меньшей степени ощутили кризис, чем прочие марки. Так, за первое полугодие 2009 года количество автомобилей, реализованных маркой BMW в России, сократилось всего на 12% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а снижение продаж Audi составило 15%. Хуже всех пришлось Mercedes-Benz – его продажи упали на 40%.

Из собираемых в России иномарок по итогам полугодия в плюсе (4%) по сравнению с прошлым годом оказался только Volkswagen, который сумел продать в январе-июне 21,5 тыс. машин. И хотя в июне падение продаж Volkswagen составило 35%, относительный прирост за полугодие концерн объясняет наличием сборочного предприятия в Калуге, что позволило установить более низкую, чем у конкурентов, цену на продукцию.

Как отмечают эксперты, лучшие показатели у тех производителей, которые имеют производственные мощности на территории России. У них не было необходимости существенно повышать цены из-за введенных правительством с января текущего года повышенных таможенных пошлин и девальвации рубля. Неудивительно, что сразу семь компаний из десятки лидеров выпускают автомобили в РФ: Chevrolet, Ford, Toyota, Nissan, Volkswagen, KIA и Hyundai. Если сравнивать с объемом импорта машин, который за полугодие упал на 70%, сборка иномарок на заводах в России сократилась лишь на 48%.

В денежном выражении суммарную емкость российского рынка по итогам первого полугодия аналитики оценивают в 13,5 млрд долларов, что на 58,6% меньше аналогичного показателя прошлого года. Существенное снижение емкости рынка в денежном выражении обусловлено не только значительным падением объемов продаж, но и снижением средней цены автомобилей в долларовом эквиваленте на 19,2% – с 22,9 до 18,5 тыс. долларов. Эта тенденция заметна в том числе по смене лидера продаж: второй месяц со значительным отрывом лидирует Renault Logan, хотя по итогам полугодия впереди все еще Ford Focus, успевший за полгода значительно подорожать.

Тренды сломались

До кризиса на волне потребительского бума новые машины покупали без особой необходимости, следуя диктату моды, желанию повысить свой статус. Доступность автокредитования и растущие доходы способствовали распространению такого потребительского поведения на все более широкие слои населения. В результате в среднем жители России, особенно столичные, меняли автомобиль раз в три-четыре года.

Кризис безжалостно сломал эту тенденцию. У потребителя уже нет былого рвения к покупке нового автомобиля, и спрос упал почти вдвое. Виной тому резкое повышение цен на новые машины иностранного производства и сложность получения заемных средств. Банки неохотно выдают кредиты, так как у них нет уверенности в будущем финансовом благополучии заемщиков.

Эксперты отрасли прогнозируют, что из-за кризиса срок эксплуатации автомобилей одним владельцем в России увеличится в полтора-два раза – до пяти-семи лет, что соответствует пробегу 120-180 тыс. км. По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, новая иномарка среднего ценового диапазона легко проходит эти 120-180 тыс. км без серьезных вложений.

«Раньше на волне потребительского бума за новой машиной шли даже те, кто не имел в этом срочной необходимости. Срабатывал инстинкт толпы: все кругом покупают, значит, и мне надо. Сейчас все наоборот: кругом неопределенность, все перестраховываются, откладывают деньги на черный день. Вот и получается, что прежде чем совершить покупку, несколько раз подумают даже те потенциальные покупатели, которые могут себе позволить это сделать и без заемных средств», – утверждает Целиков.

Автопроизводители среагировали на кризис изменением производственных программ. Как сообщил президент и управляющий директор Ford в России Найджел Брэкенбери, концерн будет продолжать корректировать объемы производства на российском заводе во Всеволожске.

По словам Брэкенбери, мощности завода доведены до 125 тыс. машин в год в расчете на общий объем российского рынка новых авто примерно 3 млн. По итогам 2009 года Ford прогнозирует, что российский рынок новых автомобилей составит около 1,4 млн. По данным «АСМ-Холдинга», за пять месяцев 2009 года с всеволожского конвейера Ford сошло 19.977 автомобилей Focus и 1484 седана Mondeo. В целом за отчетный период производство на предприятии снизилось на 25,1%.

А Volkswagen на заводе в Калуге принял уже 500-й контейнерный поезд с комплектующими из Чехии. С июля 2009 года здесь начнут собирать Volkswagen Caddy и Volkswagen Transporter, а для доставки машинокомплектов введут два дополнительных железнодорожных маршрута из Польши и Германии.

Однако в арсенале автопроизводителей не только возможности по регулированию объемов производства, но и собственные программы стимулирования сбыта. Как отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, «расширение программ кредитования, предлагаемых покупателям новых автомобилей, станет подспорьем и производителям, и дилерам во втором полугодии текущего года, которое будет сопряжено с не меньшими трудностями»,

Не плошай

Свою часть пути по преодолению кризиса должны пройти и дилеры. В аналитическом отчете «Российский авторитейл в условиях экономического кризиса», подготовленном специалистами департамента консалтинга РБК, в этом году бизнес-модель российской дилерской компании должна трансформироваться.

Если раньше основной доход дилерам приносили продажи новых машин, то теперь ситуация должна выглядеть следующим образом: 50-55% прибыли будет приходиться на послепродажное обслуживание и продажу запчастей, 15-25% – на продажу новых автомобилей, 5-15% – на trade-in и продажу подержанных авто, 5-7% – на финансовые и страховые услуги.

Как показал опрос петербургских дилеров, в автоцентрах число продавцов сокращено на 30-50%. Однако и этого может оказаться недостаточно.

По мнению многих, в первом полугодии значительное влияние на ситуацию оказывало то обстоятельство, что автопроизводители распродавали свои складские запасы за 2008 год. Через месяц-два все автоконцерны начнут продавать более дорогие машины 2009 года, и тогда рынок вновь может скатиться к падению.

Для развития сервиса не помешало бы продление гарантии, в том числе на уже проданные автомобили. В России пока цивилизованного постгарантийного сервиса иномарок практически нет, поэтому продление гарантии привело бы в дилерский сервис новых клиентов.

В условиях спада продаж некоторые дилеры сочли за благо своевременно переориентироваться и поменять бренд. Сотрудничество со старым брендом для дилера может оказаться невыгодным по целому ряду причин. В частности, из-за слишком жестких условий по поставкам автомобилей, невозмещения дилеру затрат по гарантийным ремонтам, отсутствия единой цены сервисного нормо-часа и эффективного механизма торговли запасными частями. В некоторых петербургских автоцентрах вместо Chrysler уже продают Hyundai, вместо Fiat – Volkswagen, а вместо Peugeot – Renault.

В столь сложных условиях рынку не помешала бы сильная и многосторонняя поддержка государства. Ведь именно благодаря такой помощи в Западной Европе в июне, по данным экспертов J.D. Power Automotive Forecasting, впервые за 12 месяцев зафиксирован рост продаж на 4,1%. Спрос увеличился в Германии (более чем на 40%), во Франции (на 7%) и Италии (на 12%). В Испании и Великобритании июньские продажи новых автомобилей пока не дотягивают до уровня прошлого года, однако падение спроса по сравнению с маем в этих странах замедлилось почти вдвое, а не на 2%, как в России.

Льготу охота

Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян отмечает: результаты первого полугодия показывают, что российскому автомобильному рынку необходима сильная и многосторонняя поддержка государства. Действовавшая с апреля месяца этого года программа господдержки так и не смогла оказать значимое влияние на динамику рынка.

На днях правительство России приняло постановление, вносящее изменения в Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2009 году российскими кредитными организациями физическим лицам на приобретение автомобилей. В частности, максимальная стоимость участвующих в программе льготного кредитования автомобилей увеличена с 350 до 600 тыс. рублей, первый взнос снижен с 30 до 15%. Из федерального бюджета на субсидирование ставок по автокредитам в 2009 году планируется направить 2 млрд рублей, в 2010-м – 2 млрд, в 2011-м – 1,5 млрд, в 2012-м – 500 млн.

Однако специалисты предупреждают, что получить льготный кредит смогут далеко не все. По статистике, государственные банки (Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк), которые выдавали льготные автокредиты, нередко отказывают потенциальным покупателям – число отказов превышает 50%. По данным Министерства промышленности и торговли на начало июля 2009 года, физические лица подали в банки около 30 тыс. заявок на получение автокредитов по программе льготного кредитования.

Интересное решение приняло недавно правительство Нижегородской области, выделив 250 млн рублей на возмещение расходов по оплате процентов по кредитам на приобретение легковых, легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей, произведенных на территории области. В соответствии с постановлением, физические и юридические лица могут получить субсидии по оплате оформленного в 2009 году кредита на приобретение нового автомобиля стоимостью до 800 тыс. рублей. Постановление направлено на повышение потребительского спроса и развитие нижегородских промышленных предприятий автомобилестроительного кластера. Петербургскому автокластеру подобная программа тоже не помешала бы.

Ждем-с

У специалистов пока нет единого мнения об эффективности новых мер господдержки российского рынка. Некоторые считают, что в условиях кризиса и снижения доходов проблемой будет высокий процент отказов в кредитах. С вовлечением в программу более дорогих машин процент отказов, скорее всего, увеличится.

Другие эксперты настроены более оптимистично. «По условиям программы правительство компенсирует две трети ставки рефинансирования Центробанка, а это значит, что затраты клиентов на обслуживание кредита значительно уменьшатся, а сам кредит получить будет гораздо проще. Это очень позитивная новость для покупателей автомобилей, и на новую программу мы возлагаем большие надежды», – говорит директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков.

И хотя окончательный список льготных марок на момент сдачи номера пока не утвержден, увеличение максимальной стоимости автомобилей, попадающих под программу льготного кредитования, до 600 тыс. рублей существенно расширяет выбор потребителей. Увеличится и привлекательность кредитов, так как экономия при приобретении машины ценой около 600 тыс. рублей на кредите составляет около 50 тыс. Правда, при этом клиент должен будет заплатить банку еще 70-90 тыс. рублей за использование кредита.

Однако таких чудес, какие демонстрирует рынок Китая, при существующих мерах господдержки ждать не стоит. Китайский авторынок продолжает расти невзирая на кризис. Здесь с января по май продано 4,96 млн новых автомобилей, что на 14,3% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Таковы результаты политики китайских властей, стимулирующих внутренний автомобильный рынок беспрецедентными льготами и кредитами.

При таком развитии ситуации не удивляет и динамика развития самого китайского автопрома. Так, по сообщению информационного агентства «Синьхуа», за первые шесть месяцев 2009 года в КНР запущено в серийное производство 89 новых машин, из них 73 легковых, 9 внедорожников и 7 минивэнов, а до конца года на конвейер встанут еще около 50 автомобилей.

Российскому авторынку приходится утешаться тем, что пока удается пережить глубокий спад и сохранить инфраструктуру. Игроки рынка смогли прочувствовать ситуацию, приспособиться к ней и готовы работать в этих условиях до лучших времен. Ведь восстановление управляемости при падении требует даже более сложных навыков в управлении, чем динамичный набор высоты или крутой разворот. 

Санкт-Петербург