Ретроспектива промышленности 1999-2009

20 июля 2009, 00:00
  Северо-Запад

Северо-Запад – 100

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило рейтинг крупнейших промышленных компаний Северо-Западного региона. Без преувеличения можно сказать, что Северо-Запад (наше приложение распространяется в Санкт-Петербурге, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в республиках Карелия и Коми) имеет наибольший среди российских регионов промышленный потенциал. Суммарный объем реализации 100 крупнейших региональных компаний составляет более 9% от общей реализации 200 российских компаний. А если из рассмотрения исключить трансрегиональные корпорации, не имеющие точной прописки, то доля Северо-Запада вообще превысит 20%.

Ижора сосредоточивается

«Эксперт Северо-Запад» №8 (15) от 15 мая 2000 года

Одному из крупнейших производственных предприятий Северо-Запада есть куда расти. Главное, чтобы были кадры

Ижорские заводы – не только бывший флагман советского тяжелого машиностроения, но и градообразующее предприятие. И хотя Колпино, где расположены Ижорские заводы, находится всего в 40 минутах езды на электричке от Санкт-Петербурга, благополучие города во многом зависит от экономической ситуации на предприятии.

Монстру тяжелой индустрии было весьма сложно вписаться в реалии постсоветской России. Причем не только из-за потерянных ориентиров развития, но и по чисто конъюнктурным причинам. Основной специализацией заводов является производство оборудования первого контура АЭС, а строительство атомных электростанций сейчас практически остановилось. <...> Только сейчас начали происходить положительные сдвиги, и у наших атомщиков появились первые заказы для Ирана (АЭС «Бушер») и Китая (АЭС «Ляньюнбган»). Главное, что, несмотря на все сложности, Ижорские заводы смогли сохранить свой технологический и производственный потенциал. А войдя в состав объединенных Уральских машиностроительных заводов, получили шанс стать составной частью крупнейшей в России машиностроительной корпорации. <...>

Сергей Агеев

В круге первом

«Эксперт Северо-Запад» №36 (145) от 29 сентября 2003 года

Рост экономики для многих предприятий отодвинул работу по оптимизации издержек на второй план. Но рано или поздно эта проблема встанет перед каждой компанией

Основу конкурентоспособности большинства отечественных товаров задает низкая цена, которая, в свою очередь, является следствием низкой себестоимости производства, определяемого рядом специфических национальных преимуществ (дешевыми энергоносителями, сырьем и рабочей силой). Стоимость электроэнергии в России в три-четыре раза ниже, чем в США и Европе. Зарплата российского рабочего на порядок ниже, чем зарплата рабочего в развитых странах. И даже если учесть, что производительность труда в России в несколько раз ниже, а удельная энергоемкость – в два-три раза выше, чем в экономиках развитых стран, выигрыш в затратах все равно получается солидный.

<...> Важнейшим элементом поддержания конкурентоспособности становится борьба за снижение издержек. Увы, общей философией российского менеджмента это направление работы пока не стало, ведь с точки зрения развития наши компании находятся пока в неком переходном состоянии. Однако наиболее дальновидные представители отечественного бизнеса уделяют этой компоненте повышения эффективности своих предприятий все больше внимания.<...>

Сергей Агеев

В дальний поход

«Эксперт Северо-Запад» №41 (198) от 1 ноября 2004 года

Судостроительные предприятия Петербурга совместно с городскими властями пытаются решить проблему кадрового голода. Проект удастся лишь в том случае, если бизнес сможет посмотреть на поставленную задачу стратегически

Правительство Санкт-Петербурга одобрило программу подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности города. Программа позиционируется как пилотная – по планам разработчиков из Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, она предваряет проект комплексного реформирования городской системы профессионального образования.

О том, что система профобразования нуждается в срочной модернизации, мы писали не раз. Кризис этой системы породил главную проблему петербургского рынка труда – дефицит квалифицированных рабочих. По данным департамента Федеральной службы занятости по Санкт-Петербургу, сейчас около 80% всех вакансий приходится именно на рабочие специальности. Для судостроения такая картина типична в той же степени, что и для других отраслей крупной промышленности. На примере судпрома будет видно, способны ли государство и бизнес на совместное решение кадровой проблемы.

Петр Биргер

Гениальное – сложно

«Эксперт Северо-Запад» №42 (247) от 7 ноября 2005 года 

Внедрение сложных технологий производства и маркетинга – непременное условие для роста бизнеса отечественных игроков рынка упаковки

Российский рынок упаковки интересен с двух точек зрения. Во-первых, упаковка теперь является частью товара, ее коммуникативная функция становится все более важной. Во-вторых, упаковочная отрасль – пример производства, входящего в стадию трансформации, необходимой для эффективного освоения рынка. Непростая трансформация затронула в первую очередь самые крупные секторы рынка – гибкой (полимерной) и картонной упаковки, на которых работают полиграфические компании.

По данным опросов Центра системных бизнес-технологий SATIO, проведенных в России в 2003 году, на тот момент 28% потребителей при выборе товара ориентировались на информацию на упаковке и лишь 14% – на рекламу, увиденную по телевидению. Однако здесь, видимо, нет отечественной специфики: во всем мире наблюдается схожее потребительское поведение. Спецификой России является продолжающееся расширение рыночной доли магазинов самообслуживания. А в магазинах такого формата качественная и яркая упаковка играет значительно более важную роль, чем при торговле через прилавок. В целом можно констатировать: в России складываются благоприятные условия для развития бизнеса упаковочных компаний.

Екатерина Алябьева

Бой с тенью

«Эксперт Северо-Запад» №41 (295) от 6 ноября 2006 года

Каков характер и реальные возможности нынешней петербургской промышленности в целом, сейчас не знает никто. Как и ее перспективы

Прошло 15 лет с момента, когда промышленность Петербурга начала радикально изменяться. Ориентированная почти исключительно (на 90%, по разным оценкам) на военный заказ, а в гражданской части – на советский Госплан, после перехода страны к рынку она не могла сохраниться в прежнем виде. Тем не менее и общество, и власти рассчитывали, что, пройдя период рыночной адаптации, промышленность воспрянет и сможет более или менее быстро вписаться в мировую экономику. Однако эти расчеты не оправдались. <...> Предоставленная в постсоветские времена самой себе (власти ею фактически не занимались), промышленность трансформировалась по собственным законам, зачастую загадочным для непосвященных. Поскольку никто за этим процессом внимательно не следил (ни власти, ни ученые, ни пресса), то сейчас оказалось, что ни у кого нет более или менее внятного представления о том, во что же она превратилась. Известно только, что она жива и даже растет в последнее время, принося ощутимые доходы бюджетам и внося приличный вклад в ВРП. Но фиаско с размещением заказов для локализации продемонстрировало, что представления властей о современном состоянии и возможностях современной петербургской индустрии реальности не соответствуют.<...>

Владимир Грязневич, Виктор Цукер

Кадровый дефолт

«Эксперт Северо-Запад» №47 (349) от 17 декабря 2007 года

В экономическом регионе Петербурга и Ленобласти, похоже, начинается полномасштабный кадровый кризис. Он наверняка сократит объемы приходящих в регион инвестиций, но вынудит бизнес и власти последовать декларируемому курсу на развитие высокотехнологичных производств

Проблема дефицита кадров в промышленности Северо-Запада (главным образом в Петербурге и Ленобласти), обострившаяся в последние годы, вышла на качественно новый уровень. Если до сих пор кадровый дефицит приводил лишь к неадекватному (с точки зрения производительности труда) росту зарплат, что негативно отражалось на конкурентоспособности предприятий, то сейчас нехватка рабочих рук стала главным препятствием для реализации промышленных инвестпроектов. Дело дошло до того, что, выступая недавно на конференции «Управление рисками и страхование инвестиционно-строительных проектов», вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, курирующий экономический блок областной администрации, заявил о невозможности из-за дефицита кадров реализовать целый ряд крупных проектов в области, даже уже начатых. «Значительная часть заявленных проектов либо не будет реализована вообще, либо их реализация закончится только первой очередью, и развития в тех объемах, о которых говорится сегодня, не будет», – полагает человек, который по должности отвечает (в рамках компетенции администрации Ленобласти) за реализацию инвестпроектов.

Владимир Грязневич

Только без слез

«Эксперт Северо-Запад» №42 (390) от 26 октября 2008 года

Предприятия машиностроения, судостроительной промышленности, ВПК – далеко не самые жизнеспособные в российской индустрии. Однако финансовый кризис не нанесет им серьезного урона

Очередь из представителей российских отраслей экономики, желающих получить помощь правительства в преодолении финансового кризиса, растет с каждым днем. В основном просят прямые субсидии из федерального бюджета. С мольбами уже успели обратиться нефтяники, строители, банкиры, операторы розничной торговли. Одним из последних две недели назад это сделало некоммерческое партнерство «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики», попросив субсидированных кредитов примерно на 50 млрд долларов.

Отметим, что среди просителей нет ни одной компании, представляющей такие отрасли индустрии, как машиностроение (за исключением производителей автомобилей), судостроение, а также военно-промышленный комплекс. Это тем более удивительно, что «молчуны» – далеко не самые успешные в российской экономике. Спрос на их продукцию начал устойчиво расти не так давно, и для того чтобы его удовлетворить хотя бы частично, заводы несколько лет назад начали инвестировать в развитие производственных мощностей. К сожалению, большинство не успели «проскочить» наиболее затратный этап инвестиционных программ: кризис застал фирмы в середине созидательного процесса. В самый неподходящий момент. <…>

Виктор Цукер

Долой гражданские иллюзии!

«Эксперт Северо-Запад» №12 (410) от 30 марта 2009 года

Долой гражданские иллюзии! Объединенная судостроительная корпорация создана, но работать эффективно она не сможет. Полномочия входящих в нее верфей не определены, а стимулы к возрождению судпрома не созданы

В апреле завершается создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в которую вошли разрозненные государственные активы судостроительной промышленности России. Это касается всей цепочки выпуска продукции – от фундаментальных исследований и проектирования до строительства судов. Как заявлял в середине марта президент корпорации Владимир Пахомов, фактически завершено формирование региональных центров ОСК (Западного, Северного и Дальневосточного) и до 1 апреля их акции, а также ценные бумаги проектно-конструкторских бюро, интегрируемых непосредственно в корпорацию, будут переданы ей в собственность.

Впрочем, рассчитывать, что холдинг будет эффективно работать, не приходится. Пока предпосылок к этому нет. <...>     

Виктор Цукер