Фрахт не в фаворе

7 сентября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Датский танкерный оператор компания A.P. Moeller-Maersk A/S, один из крупнейших морских перевозчиков, объявила о рекордном падении фрахта вследствие резкого снижения объемов перевозок сырья. По итогам второго квартала 2009 года танкерное подразделение Maersk потеряло 155 млн долларов по сравнению с прибылью около 200 млн за аналогичный период 2008-го. По итогам первого полугодия убытки составили 700 млн против 2 млрд долларов прибыли в прошлом году.

Несмотря на возобновившийся рост цен на нефть, тарифы на танкерные перевозки упали до рекордно низкого уровня: CEO Maersk Нильс Андерсен считает, что причина не в ценах, а в снизившемся объеме добычи: «Цены на нефть находятся на приемлемом уровне, однако добыча ограничена квотами Организации стран – экспортеров нефти. Мы перевозим меньше, следовательно, тарифы сильно упали».

ОПЕК, на долю которой приходится примерно 40% мировой добычи нефти, сократила объемы на 13% по сравнению с 2008 годом, при том что мировой танкерный флот за то же время увеличился на 8%. Комбинация этих факторов и стала причиной столь резкого спада. Значение Baltic Dirty Tanker Index – индекса, отражающего общую ситуацию с ценами на фрахт танкеров, – во втором квартале упало до самого низкого уровня за последние восемь лет. И без того тяжелое положение владельцев танкеров усугубляется серьезным ростом цен на топливо – они взлетели в два с лишним раза. По нынешним ставкам супертанкер в день зарабатывает 6 тыс. 374 доллара, при том что зарплата команды, стоимость страховки, амортизационные расходы и другие необходимые выплаты в день «съедают» более 12 тыс. долларов. По данным лондонской Drewry Shipping Consultants, крупнейшему мировому оператору супертанкеров Frontline Ltd требуется ежедневно более 32 тыс. долларов на текущие расходы, связанные с эксплуатацией одного такого судна. Эксперты информационного агентства Bloomberg предсказывают, что нестабильная ситуация со ставками фрахта сохранится как минимум до конца года.

Maersk констатирует упадок и в сфере контейнерных перевозок: впервые с 1970 года – начала «эры контейнеризации» мировой торговли – объем рынка, по прогнозам игроков, снизится более чем на 10%. По данным Maersk, за первое полугодие 2009-го объемы перевозок снизились на 7%. Из-за столь резкого падения Maersk был вынужден закрыть верфь в Линдё, где изготавливали одни из крупнейших в мире контейнерные суда. Компания уже опубликовала план постепенного сокращения штата, который сейчас составляет примерно 3 тыс. человек, а также полного закрытия производства к 2012 году, когда верфь выполнит последний из 15 имеющихся сейчас заказов. Если учитывать контейнеровозы, которые находятся на стадии производства, общий объем такого флота в мире в этом году вырастет на 8%, что еще более усугубит ситуацию на рынке.