«КД авиа» никому не нужна

Калининградский перевозчик, с успехом реализовывавший проект хаба, признан банкротом

Сегодня полетов не будет, – голос пресс-секретаря компании „КД авиа“ Елены Пеньковой передавал высокую степень расстроенности. – Ни в Барселону, ни в Тель-Авив, никуда». Это было утром 2 сентября. Спустя пару часов на сайте авиакомпании, осуществляющей перевозки между российскими и европейскими городами через калининградский аэропорт «Храброво», появилось сообщение: «Авиакомпания „КД авиа“ официально извещает о том, что в связи с высокой задолженностью перед кредиторами с 1 сентября 2009 года продажа перевозок на все рейсы приостановлена». Часть пассажиров застряла в Омске, другая часть – в Дюссельдорфе, кому-то пришлось ночевать, ожидая рейса, в Калининграде. До той поры, пока другие компании (в первую очередь – «Аэрофлот») не начали перевозить пассажиров. Еще хуже, чем пассажирам, пришлось сотрудникам «КД авиа». На начало сентября 2 тыс. работников не получали зарплату несколько месяцев.

Дубль три

В конце ноября 2008 года «КД авиа» была на грани остановки операционной деятельности из-за огромных долгов (кредиторская задолженность компании составляла на тот момент около 10 млрд рублей). «Наше предприятие запрашивало 3,5 млрд рублей (господдержки. – „Эксперт С-З“), дали 55 млн, – говорил тогда исполнительный директор „КД авиа“ Леонид Ицков. – Надеемся на помощь правительства».

В тот раз проблему урегулировали – у компании появился новый акционер в лице Банка «Санкт-Петербург» – главного кредитора авиаперевозчика. Генеральным директором назначили выходца из ГТК «Россия» Геннадия Болдырева. Калининградские «Боинги» продолжали летать, а новый акционер стал жить в ожидании обещанной государственной поддержки. Параллельно был запущен процесс разделения бизнеса на аэропортовую составляющую и собственно услуги по осуществлению полетов. По признанию калининградского губернатора Георгия Бооса, «КД авиа» на тот момент являлась единственной компанией России, где эти виды бизнеса были совмещены.

В начале текущего года бизнес разделили, среди акционеров появилось правительство Калининградской области. Кроме того, в апреле «КД авиа» получила кредит в размере 500 млн рублей под гарантии региональных властей, который помог частично погасить долги по зарплате. А незадолго до этого, в марте, грянул еще один кризис: «КД авиа» уведомила Росавиацию о возможности приостановки операционной деятельности в связи со значительным ухудшением основных финансово-производственных показателей. Но и на этот раз калининградского авиаперевозчика удалось спасти. К решению проблемы подключились полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и министр транспорта Игорь Левитин. «КД авиа» пообещали господдержку в размере 4 млрд рублей – беспрецедентную, по мнению экспертов, для частной компании. Акционеры и кредиторы на время успокоились.

Не удалось

Курортный сезон прошел без особых сбоев, но в конце лета, когда государственные деньги для авиапредприятия поступили на счета областного правительства, снова начались неурядицы. По мнению Георгия Бооса, виноваты в этом были акционеры «КД авиа» – и новые, и старые. «Банк „Санкт-Петербург“ в одностороннем порядке отошел от схемы, которую мы с ним когда-то вырабатывали по дополнительной эмиссии акций на 7 млрд рублей, из которых 4 млрд размещались в госсобственности, а 3 млрд – между кредиторами, – сказал журналистам Боос. – Вместо этого они выдвинули следующее предложение: „КД авиа“ реализовывает эмиссию на 1 млрд, выпускает 1 млрд акций по номинальной стоимости 1 рубль каждая и продает нам эти акции по 4 рубля. Естественно, такая схема не могла нас устроить».

Чтобы урегулировать вопрос, снова привлекли в качестве третейского судьи полпреда Клебанова. Игра стоила свеч. «Для нас стратегически важен этот инфраструктурный проект – транспортно-логистический пассажирский хаб», – говорил Георгий Боос.

Однако в итоге договориться не удалось. Как признался в одном из интервью советник калининградского губернатора Борис Овчинников, после того как он по поручению главы области ознакомился с финансовым положением «КД авиа», было принято окончательное решение эмиссию не проводить. «Выручка „КД авиа“ за 2008 год составила 6,2 млрд рублей, при этом убытки – 3,2 млрд, – привел примеры Овчинников. – Активы компании почти свелись к нулю, она почти не имела своего имущества. Аэропортовый комплекс заложен, самолеты находятся в так называемом операционном лизинге – без права собственности. Дебиторская задолженность еще на 1 октября прошлого года составляла 5,3 млрд рублей». В такой ситуации областные власти посчитали, что вся господдержка уйдет на покрытие долгов и компанию это в любом случае не реанимирует.

Логичным завершением ситуации стало банкротство. В середине сентября у «КД авиа» будет отозвана лицензия, а в конце месяца начнется процедура банкротства и будет назначен внешний управляющий. Что касается пассажиров, которые уже приобрели билеты на рейсы «КД авиа» (плотность продаж была очень высокой – доходило до 1 тыс. билетов в день), то Росавиация настоятельно порекомендовала им купленные билеты сдавать. А долги по зарплате 2 тыс. сотрудников «КД авиа» будут частично погашаться за счет областного бюджета.

Такова финальная часть истории компании «КД авиа», которая сумела за несколько лет создать вполне востребованный у потребителей транспортный проект, но не смогла создать грамотную бизнес-модель. В результате при всей популярности калининградского хаба в сухом остатке он принес многомиллионные убытки. Впрочем, региональные власти не собираются ставить на проекте крест. Георгий Боос и его министры неоднократно заявляли, что важен сам проект, а какая компания будет его реализовывать, не имеет принципиального значения. 4 млрд господдержки, по всей видимости, будут вложены в проект нового хаба, который приступит к работе, когда закончат разбирать наследство «КД авиа».     

Калининград