«Лента» продалась не тем, кому была обещана

14 сентября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Основатель сети «Лента» Олег Жеребцов нашел более выгодного покупателя на принадлежащие ему 35,4% компании и разорвал опционное соглашение с фондом Marshall Capital Partners. Новыми совладельцами одного из крупнейших ритейлеров страны стали американский фонд TPG Capital и «ВТБ Капитал». По неофициальным данным, это обойдется им суммарно в 110-115 млн долларов, а доля Жеребцова будет распределена между TPG Capital и «ВТБ Капитал» в пропорциях 70 и 30% соответственно. Одобрение других крупнейших акционеров «Ленты» – Европейского банка реконструкции и развития (11,1%) и Августа Мейера (36%) – уже получено. TPG Capital выступал в качестве одного из основных претендентов на долю Жеребцова еще с начала конфликта акционеров, а банк «ВТБ Северо-Запад» – один из кредиторов сети (как и «ВТБ Капитал», банк – одно из подразделений Группы ВТБ, на 85% принадлежащей государству).

Неустойка за расторжение опционного договора с Marshall Capital Partners, по некоторой информации, составляет около 5 млн долларов. Однако даже с учетом этого Олег Жеребцов выиграл от смены покупателя 10-15 млн долларов – Marshall должен был заплатить за его долю «Ленты» 95 млн долларов (опцион был заключен на три месяца). Кроме того, TPG Capital выдал Жеребцову беспроцентный займ примерно на 10 млн долларов для выплат Marshall и погашения процентов по кредитам в МДМ-банке и Royal Bank of Scotland (в 2007 году бизнесмен занял у них 60 млн долларов под залог своей доли в «Ленте»). Поэтому даже с учетом того, что в докризисное время доля Жеребцова оценивалась в 350-500 млн долларов, сделку можно считать относительно удачной.

Не исключено, что Олег Жеребцов еще проявится в сфере продуктового ритейла, оставаясь владельцем сети «Норма», которая, в отличие от «Ленты», покупателя так и не нашла. Тем более что сделка с TPG Capital и «ВТБ Капитал» позволит ему разобраться с финансовыми проблемами проекта. В любом случае дальнейшая судьба «Ленты» теперь будет решаться без него: ее новые и старые акционеры, не испытывающие трудностей с ликвидностью, в течение нескольких лет могут выполнить стратегическую задачу компании – продажу одному из международных ритейлеров.