Обзор

21 сентября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Ретроспектива 1999-2009

«Эксперт Северо-Запад» №28 (89) от 22 июля 2002 года
Только для белых
Елена Коннова

Лизинг – прекрасное средство для того, чтобы отсталое российское предприятие превратилось в успешную и современную компанию. Но чтобы получить это средство, предприятие сначала должно стать успешным и высокорентабельным

 pic_text1 Иллюстрация: Марина Красильникова
Иллюстрация: Марина Красильникова

Отечественный лизинг родился 12 лет назад в Санкт-Петербурге. В апреле 1990 года была зарегистрирована первая российская лизинговая компания «Балтийский лизинг». В первые семь лет этот бизнес мало кого интересовал: приватизация, динамичные фондовые рынки, банковская деятельность были значительно привлекательнее. Однако с 1997 года объем рынка лизинговых услуг в России стал ежегодно удваиваться. В 2001 году этот быстро развивающийся сегмент финансового рынка было уже невозможно не заметить, и с тех пор лизинговые компании стали попадать наряду с банками в число настоящих ньюсмейкеров. О лизинге стали говорить, что на этом рынке нет конкуренции, что финансовая аренда, то есть лизинг, – панацея для развития промышленности и лучший инструмент для оптимизации налогов компании. Все это так и не так. Лизинг – один из многих компонентов нормальной современной экономики. Бурный рост этого рынка действительно возможен, но только вслед за таким же динамичным ростом промышленных компаний. <…>

К 1998 году объем лизинговых сделок в общей сумме инвестиций оценивался в 1%. Оживление рынка лизинга началось в конце 1999 года, когда продукция российских предприятий целого ряда отраслей промышленности (в первую очередь – пищевой, полиграфической, деревообрабатывающей) стала конкурентоспособной и компании стали зарабатывать деньги для обновления производства. Сейчас объем лизинга в России – 4-5% от общей суммы инвестиций, но эксперты предполагают, что при поступательном развитии экономики в обозримом будущем этот показатель может составить нечто среднее между уровнем европейских стран в 30-40% и показателем стран Азии, где 80% инвестиций на модернизацию и создание производств проходит через лизинговые компании. <…>

«Эксперт Северо-Запад» №41 (150) от 3 ноября 2003 года
Золотой век продолжается
Сергей Агеев

Темпы развития лизинга на Северо-Западе в ближайшие годы будут определяться спросом со стороны малых и средних предприятий

Несмотря на скепсис отдельных специалистов (считающих, что золотые времена развития рынка лизинга, когда его крупнейшие операторы ежегодно удваивали объемы операций, если еще не закончились, то вот-вот закончатся), бурный рост этого сегмента экономики продолжается. По информации опрошенных «Экспертом С-З» представителей лизинговых компаний, в этом году общий объем сделок крупнейших операторов рынка, как и в 2002-м, вновь вырастет примерно на 60-70%. <…>

Говоря о блестящих перспективах дальнейшего развития лизинга в России, специалисты ссылаются на опыт развитых стран, где, как правило, 20-30% инвестиций в оборудование осуществляется по каналам лизинга. В России же пока, даже по оптимистичным оценкам, этот показатель не превышает 5%. И хотя по Петербургу и Ленинградской области эта цифра на сегодня оценивается в 8-9%, резерв для дальнейшего роста налицо.

О том, что у рынка лизинга есть потенциал для развития, свидетельствует и такой факт. Деньги, полученные крупнейшей лизинговой компанией Северо-Запада «Глобус-лизинг» от размещения облигаций на сумму 320 млн рублей, были вложены в дело в течение месяца. Отсюда можно сделать вывод, что спрос на услуги лизинговых компаний пока явно превышает их возможности. <…>

«Эксперт Северо-Запад» №48 (205) от 20 декабря 2004 года
Рост с перспективой
Алексей Клепиков

Прогнозы многих специалистов о том, что темпы роста рынка лизинговых услуг в нынешнем году заметно снизятся, не оправдались. Рынок по-прежнему растет стремительно: объем сделок петербургских лизинговых компаний, по предварительным данным, вырос в 2004 году на 30-50%

Сохранение высоких темпов развития лизинга происходит на фоне растущей конкуренции, однако на лизинговом рынке Петербурга, в отличие, скажем, от банковского, до точки кипения еще далеко. В частности, практически никто из опрошенных «Экспертом С-З» представителей лизинговых компаний не отметил возросшего влияния на рынок со стороны иногородних (в первую очередь – московских) конкурентов. Поэтому борьба за клиента идет в основном между старыми знакомыми – лизинговыми компаниями, зарегистрированными в Петербурге. <…>

Отсутствие на петербургском лизинговом рынке серьезных московских игроков, имеющих в качестве материнских компаний крупные банки федерального масштаба с почти неограниченным объемом кредитных ресурсов (если не считать таковыми «Глобус-лизинг» и «Альянс-лизинг», работающие в связке с Северо-Западным банком Сбербанка России), вовсе не означает, что конкурентная среда в городе невысока. Число петербургских компаний, активно продвигающих лизинговые услуги, приблизилось к 50. Обычным делом становится проведение крупными предприятиями тендеров на лизинговые закупки, укрепление лизингодателями отношений с поставщиками оборудования, готовность лизинговых компаний идти на эксклюзивные условия работы не только с промышленными гигантами, но и с предприятиями среднего уровня, снижение размера первоначального взноса, разработка нестандартных маркетинговых ходов – все это признаки растущей конкуренции.

«Эксперт Северо-Запад» №24 (229) от 27 июня 2005 года
Расти будет сложнее
Елизавета Добкина

Рынок лизинговых услуг на Северо-Западе бьет рекорды роста. Игроки отмечают ужесточение конкуренции и готовятся к серьезной борьбе за клиента

Рынок лизинговых услуг Северо-Запада РФ, как и российский лизинговый рынок в целом, продолжает уверенный рост, 2004 год можно считать в этом смысле рекордным. И хотя до насыщения рынка все еще далеко, участники единогласно отмечают возросшую конкуренцию. Пока она никому не мешает, на рынке есть место и для старых игроков, и для прихода новичков. Однако лизинговые компании уже начинают подготовку к работе в более сложных условиях – диверсифицируют источники финансирования, выделяют специализированных «дочек», активно идут в регионы, учатся работать с малым и средним бизнесом. <…>

По итогам 2004 года лизинговые компании, зарегистрированные в СЗФО, занимают 19% общероссийского рынка, в том числе петербургские компании – 12%. На сегодняшний день, по сведениям Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), на территории СЗФО действуют около 100 компаний, примерно 20 из них – филиалы московских лизинговых фирм. Они довольно активно действуют на уровне округа, и, по данным СЗЛА, им принадлежит до 30% местного рынка. Как отмечают в компании «Петроконсалт», московские фирмы чаще всего приходят в регион вслед за материнскими банками.

На рынке СЗФО работают компании из других регионов России, но пока их влияние малозаметно. Одна из тенденций 2004 года – оформление интереса к петербургскому рынку лизинговых фирм, представляющих интересы финансовых групп и банков Скандинавии и Прибалтики. Доля этих компаний по итогам года составляет около 3,2%.

 pic_text2 Иллюстрация: Володя Григ
Иллюстрация: Володя Григ

«Эксперт Северо-Запад» №43 (297) от 20 ноября 2006 года
Новые стимулы
Алексей Клепиков

Автолизинг в Петербурге продолжает расти невероятными темпами. Но лизингодателям пока относительно тесно только в сегменте легкового транспорта, где конкуренция наиболее высока

Несмотря на недавние осторожные прогнозы специалистов, рынок лизинга продолжает стремительно расти. Предварительные результаты работы петербургских лизинговых компаний в 2006 году позволяют утверждать, что темпы роста в нынешнем году сохранятся на прошлогоднем уровне – порядка 50-70%. Причем автолизинг по-прежнему опережает по темпам роста практически все остальные виды лизинга и поэтому является своего рода локомотивом отрасли.

Автолизинг – самый простой способ выхода лизинговой компании на рынок. С него начинали и нынешние лидеры рынка. Объяснение этому простое: машина является очень ликвидным обеспечением сделки и по сравнению с другими потенциальными объектами лизинга (самолеты, недвижимость, производственное оборудование и т.п.) обладает небольшой ценой. Собственно, с предоставления услуг финансовой аренды автомобилей и начинался весь российский автолизинг. В Москве и Петербурге этот сегмент развит достаточно сильно. По разным оценкам, в двух столицах на долю лизинга приходится уже от 20 до 30% приобретаемых в корпоративный автопарк машин. Крупнейшие лизинговые компании поставили обслуживание желающих обновить парк на поток, а сделки на партию в 10-15 автомобилей перестали быть эксклюзивными – под это понятие теперь подпадают контракты, где счет идет на десятки и даже сотни машин.

«Эксперт Северо-Запад» №14 (316) от 9 апреля 2007 года
Обретение индивидуальности
Алексей Леонтьев

Лизинг спецтехники переживает период активного развития, что неизбежно приведет к появлению компаний, специализирующихся на работе в этом сегменте рынка

В минувшем году практически все лизинговые компании, работающие в Северо-Западном регионе, отметили значительный рост объема сделок по лизингу строительной и дорожно-строительной техники. <…> В некоторых лизинговых компаниях при этом заметно изменилась и доля спецтехники в общем объеме заключенных лизинговых договоров. Но и там, где не испытали столь резкого увеличения количества сделок по лизингу спецтехники, прирост заключенных договоров составил порядка 50%.

Столь высокие темпы развития лизинга спецтехники обусловлены прежде всего значительным увеличением объемов строительства в регионе. Динамика развития лизинга напрямую зависит от роста инвестиций в ту или иную область экономики. Реализация крупных проектов, таких как строительство Кольцевой автодороги в Петербурге, морского порта, комплекса защитных сооружений от наводнений, требует постоянного притока строительной техники и специального оборудования и, соответственно, стимулирует активное развитие лизинга спецтехники.

«Эксперт Северо-Запад» №36 (384) от 15 сентября 2008 года
Непопулярные метры
Павел Никифоров

На рынке лизинга коммерческой недвижимости есть и спрос, и предложение, и предпосылки для бурного роста. Однако он до сих пор пребывает в эмбриональном состоянии

По мнению специалистов, в России рынок лизинга коммерческой недвижимости сегодня действительно находится еще в стадии формирования. Сделки в сфере недвижимости составляют не более 7% от общего объема всех лизинговых сделок. Существует ряд факторов, сдерживающих развитие лизинговых услуг в сфере коммерческой недвижимости, среди которых психологический – лишь один из многих. Ситуация усугубляется нарастающим мировым финансовым кризисом, кризисом ликвидности и опасениями кризиса недвижимости.

Несмотря на все страхи, выбора чаще всего просто нет – на сегодняшний день ситуация такова, что российские предприниматели практически не имеют доступа к кредитам на покупку коммерческой недвижимости. Спрос на такую услугу со стороны малого и среднего бизнеса, тем не менее, сформирован. Часто к услугам лизинга коммерческой недвижимости обращаются компании, решившие приобрести торговые площади и офисные помещения, которые они ранее арендовали.

Основной тенденцией 2007 года стало приобретение в лизинг ангаров для складов, производственных цехов, магазинов, офисных помещений, бизнес-центров, как с земельными участками, так и без них. Эта линейка в приоритете и в нынешнем году, при этом сроки лизинга недвижимости – три-семь лет. Первый взнос – 10-20%, в зависимости от качества недвижимости и финансового состояния лизингополучателя. Стоимость сделки с недвижимостью – от 1 млн рублей. 

«Эксперт Северо-Запад» №13 (42) от 16 июля 2001 года
Проще, чем угнать
Виталий Новиков

Набирающий обороты лизинг автомобилей увеличивает объем авторынка

В качестве одного из показателей, косвенно подтверждающих то, что экономика России оправилась от кризиса трехлетней давности, можно рассматривать увеличение объема заключаемых лизинговых сделок с автотранспортом. В ответ на запрос «Эксперта С-З» ведущие лизинговые компании, работающие на автомобильном рынке, отметили почти двукратный рост объемов заключаемых договоров по автотранспорту за первые пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. И, по их мнению, это далеко не предел. Объемы лизинговых операций с автотранспортом могут увеличиться на порядок даже при нынешнем уровне доходов потребителей этой услуги. Но для этого все участники сделки должны стать гибче и демократичнее.

Потенциал автомобильного лизинга очень высок, так как экономическую выгоду от заключения договора получают все его участники. В сделке по передаче автомобиля в лизинг участвуют четыре стороны: лизингодатель (лизинговая компания), лизингополучатель (компания, которая будет эксплуатировать автомобиль), банк и страховая компания (см. схему). Проблемы начинаются уже на первом шагу. <…>

Санкт-Петербург