Долив при отстое

Сокращение объемов производства под спрос с одновременным обновлением модельного ряда и сохранением персонала – такова тактика выживания петербургского автопрома

Петербургская автомобильная промышленность не избежала спада, однако в сравнении с автозаводами, выпускающими автомобили отечественных марок, местные компании не требуют адресной государственной поддержки и не повышают социальную напряженность за счет сокращений. Они не заморозили планы по обновлению модельного ряда и сохраняют персонал.

Здесь вам не тут

Еще в июле отечественная промышленность показала лучший за текущий год результат: спад производства замедлился до 10,8% в годовом исчислении (рекорд падения был в мае – 17,1%). Однако в августе темпы сокращения промышленного производства в России вновь ускорились – до 12,6%.

Основной вклад в августовский спад внесло автомобилестроение. Этот вывод основывается на том, что в Приволжском федеральном округе, где сосредоточены основные предприятия российского автопрома, снижение производства (18,7%) превысило средний показатель по стране. В Самарской и Ульяновской областях эта цифра составила 31,6 и 28,5% соответственно. Из-за остановки конвейеров выпуск легковых машин упал на 84,9% к августу 2008 года и на 68,6% – к июлю 2009-го.

В сложившейся ситуации производители отечественных марок начали сокращение персонала. Агентство «Автостат» со ссылкой на данные компании «АСМ-Холдинг» сообщает, что численность сотрудников российских предприятий автопрома в июне 2009-го по сравнению с прошлым годом снизилась почти на 20%. По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, к концу года заводы могут уволить еще 15-20% рабочих.

Избыточность персонала в российском автопроме – давно известный факт. Это связано с устаревшими технологиями и низкой культурой производства. Однако падение продаж и производства бросает вызов и сборочным заводам зарубежных производителей, свободным от пережитков советского прошлого.

Кризис не удержать

Для Северо-Западного федерального округа автопром пока не столь значим, как для Поволжья. Но в Санкт-Петербурге и Ленинградской области его роль уже заметна. А такое сравнительно небольшое по российским меркам предприятие, как сборочный завод Ford во Всеволожске, последние годы по валовой выручке входил в тройку предприятий – лидеров всего Северо-Запада.

Однако в этом году завод Ford работает с перерывами, снизил объем производства за первое полугодие на 65,5% (до 25,6 тыс. автомобилей). Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков надеется, что завод еще заработает в полную силу. На заседании областного парламента Сердюков заявил, что Ford, работающий во Всеволожске, может стать одним из локомотивов, который вывезет Ленобласть из кризиса.

Но и возобновление работы конвейера на заводе во Всеволожске, остановленного 31 августа, в условиях спада продаж не обещает бурного роста. Из-за снижения плановых объемов выпуска автомобилей компания перешла на работу в две смены вместо трех. Все сотрудники, занятые в третьей смене, переведены на соответствующие должности в первую и вторую смены. А с 6 октября 2009 года по 5 февраля 2010-го будет введен режим неполной (четырехдневной) рабочей недели. В этих условиях даже увеличение цен на продукцию на 40% вряд ли позволит компании сохранить прошлогодние обороты и место лидера в рейтинге.

Осенью, после сезона отпусков, на автопроизводствах Санкт-Петербурга ожидается некоторое оживление

Снизили производство и другие сборочные заводы Северо-Запада. «Дженерал Моторз Авто» – на 21,3% (4,4 тыс. машин), «Автотор» – на 57,2% (37,4 тыс.). Лишь «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» смогла увеличить производство на 44,6% (3,1 тыс. автомобилей).

На петербургских сборочных заводах за восемь месяцев 2009 года изготовлено всего 8,1 тыс. автомобилей, что на 70% ниже аналогичного показателя прошлого года. При этом если в июне выпущено 800 автомобилей, в июле – 700, то в августе – всего 400. Сокращение производства осуществляется планово, с учетом прогнозов по объемам продаж. Кроме того, с 1 июля по 31 августа был остановлен конвейер завода «Дженерал Моторз Авто», с 3 по 16 августа на петербургских предприятиях японских автоконцернов Toyota и Nissan проходил традиционный коллективный отпуск.

Не лучше обстоят дела и на калининградском «Автоторе». В текущем году руководство завода рассчитывает выпустить не более 70 тыс. автомобилей, что на 38 тыс. меньше, чем в 2008-м. Чтобы уложиться в этот план, предприятие перешло на сокращенную четырехдневную рабочую неделю. На «Автоторе» надеются, что в период кризиса ему помогут госзаказы. «Определенные надежды мы связываем с правительственным тендером на закупку 40 автомобилей BMW 5-Series для московских чиновников. Но для завода в целом они погоду не сделают, так как в прошлом году выпущено 1,5 тыс. машин этой немецкой марки», – заявил генеральный директор «Автотора» Валерий Горбунов.

Надежды есть

Осенью, после сезона отпусков, на автопроизводствах Петербурга ожидается некоторое оживление. Как утверждает первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Фивейский, автопроизводство в Санкт-Петербурге будет расти. По его словам, это будет связано в первую очередь с началом выпуска новой модели автомобиля Chevrolet Cruze, которая не импортируется в Россию, а ее базовая комплектация вошла в федеральную программу поддержки автокредитования.

Обновление модельного ряда не прекратил завод Ford, который перешел на производство модели Моndeo 2010-го модельного года. В пресс-службе компании отмечают, что цена на Ford Mondeo при этом не изменится до конца нынешнего года. Mondeo – вторая по популярности модель Ford на российском рынке после Focus. Так, по итогам семи месяцев 2009 года продажи Ford Mondeo, включая импортные машины, превысила 4,6 тыс. штук, заняв 8,5% в объеме продаж автомобилей этой марки.

Для петербургских предприятий характерна еще одна особенность – стремление сохранить персонал. При сокращении объемов производства уменьшается загрузка, а не численный состав работников, в обучение которых компании вложили немалые средства. Возможность такого маневра у заводов по сборке иномарок есть, так как зарплаты там выше, чем в среднем по промышленности. А производителям это дает основания рассчитывать на быстрый рост при преодолении кризиса, когда конъюнктура российского авторынка улучшится.

Определенный оптимизм внушает и поведение потребителей. По результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», в первой половине 2009 года подавляющее число продаж новых автомобилей в Санкт-Петербурге пришлось на иномарки – их доля достигла 93,8% (44,5 тыс. машин). Лидерами рынка в городе стали марки Ford и Nissan. За полгода петербуржцы купили 4,3 тыс. новых автомобилей Ford и 4,2 тыс. – Nissan. Высокий результат японской марке обеспечили внедорожники Qashqai и X-Trail. Сборка последнего на петербургском заводе начнется уже осенью этого года.

Некоторые опасения за ближайшее будущее петербургского автопрома связаны с тем, что в условиях сокращения производства предприятия могут попытаться минимизировать свои потери за счет повышения цен.

Не зарваться

С 28 сентября вступил в силу новый прайс-лист на автомобили Ford, сообщил директор департамента продаж «Аларм-моторс» Михаил Шевельков. В нем самая дешевая комплектация модели Ford Focus (трехдверный хэтчбэк с двигателем 1,4 л) стоит 476,2 тыс. рублей. Когда этим автомобилям добавят в качестве обязательной комплектации ABS, подушку безопасности переднего пассажира и центральный замок с двойным запиранием, их цена возрастет до 497,1 тыс. рублей.

Ранее минимальная стоимость Ford Focus, заявленная на официальном сайте производителя, составляла 345 тыс. рублей. Как объясняет Шевельков, это был маркетинговый ход, сделанный для того, чтобы машина попала в программу государственного субсидирования автокредитов. Но с 15 июля российское правительство повысило минимальную цену автомобилей, участвующих в программе, с 350 до 600 тыс. рублей, и необходимость удерживать низкие цены отпала.

Справедливости ради отметим, что Ford – не единственный, кто повысил минимальные цены вслед за правительственным распоряжением. Skoda Fabia стоит теперь 379 тыс., Kia Spectra – 359 тыс., а Chevrolet-Niva – 412 тыс. рублей (ранее они стоили менее 350 тыс. рублей). Однако автопроизводителям не стоит забывать, что за деньгами российского потребителя выстроились в очередь не только они. И чрезмерное повышение цен в условиях кризиса может привести к оттоку клиентов.   

Санкт-Петербург