Фермерская доля

5 октября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Если закупочные цены на молоко не будут изменены и правительство не протянет руку помощи производителям молока, более 3 тыс. коров придется забить, считают в Центральном союзе земледельцев Эстонии. В сентябре эстонские производители молока провели несколько акций протеста, заявив, что резкое падение цен на молоко в торговых сетях сделало фермерский бизнес нерентабельным. Ранее перерабатывающие предприятия произвели крупные инвестиции в молочное производство, а теперь оказались не в состоянии расплачиваться с банками за кредиты.

Так, фирма Rimi Eesti Food, владеющая двумя крупнейшими в стране сетями супермаркетов Rimi и Saastumarket, в середине сентября снизила стоимость литра молока с 4,9 до 3,9 кроны (0,25 евро). Объем продаж молочных изделий в торговых сетях с момента падения цен резко вырос – с 25 до 35%. При этом закупочная цена на литр сырого молока упала с 4,8 кроны в 2008 году до 3,1 в нынешнем.

Производители и переработчики молока считают, что молочный сектор эстонской промышленности может погибнуть. Руководитель одного из крупнейших предприятий по переработке молока Maag Piimatoostus Ааво Мельдер публично осудил на днях молчаливую позицию государства, вмешательство которого, по его мнению, сегодня просто необходимо.

Волна фермерского возмущения заставила продавцов пересмотреть ценовую политику. Директор по маркетингу и коммуникациям сетей Rimi и Sааstumarket Эвелин Мягиоя заявила, что магазины Rimi восстановили прежние цены. В Sааstumarket цена 3,9 кроны за литр молока останется до конца сентября, но это не демпинговый шаг, а лишь часть кампании скидок, поскольку рекламный слоган этой сети – «Лидер низких цен».

Как сообщила корреспонденту «Эксперта С-З» руководитель отдела внешних связей Министерства сельского хозяйства Эстонии Яника Салев, производство молока в республике значительно превышает потребности внутреннего рынка. Так, в 2008 году уровень самообеспечения этим продуктом составил 166%. Лучшим выходом из сложившейся ситуации было бы увеличение экспорта, однако мировая конъюнктура делает это нереальным.

Частично решить проблему может кампания «Эстонское молоко», проводимая по инициативе Эстонского объединения производителей молочной продукции (EPIKO), Центрального союза хуторян Эстонии (EPK) и АО Tere AS. Цель кампании – поддержать молочные хозяйства острова Хийумаа. Хуторяне этого региона Эстонии, одного из самых удаленных, оказались в бедственном положении: для них закупочная цена на литр молока упала за год более чем в два раза и составляет менее 2 крон (0,12 евро). Сегодня покупатели, приобретая молоко в специальной упаковке с национальной символикой и маркировкой Eesti piim («Эстонское молоко»), точно знают, что по крайней мере 1 крона из потраченного ими на литр молока идет в фонд поддержки хийумааских фермеров. Розничная цена при этом несколько выше, чем на молоко других марок. Однако, по замыслу инициаторов проекта, житель Эстонии согласится платить чуть больше, если уверен, что его деньги пойдут не оптовикам, а непосредственно в карман местных производителей. Об итогах кампании говорить пока рано, хотя, по данным эстонского Института конъюнктуры, проводящего регулярный мониторинг рынка, молоко со спецмаркировкой пользуется хорошим спросом у потребителя.   

Вячеслав Иванов