– Поскольку нынешний кризис – в первую очередь кризис падения спроса, то первыми пострадали сегменты целлюлозно-бумажной промышленности, связанные с конечными потребителями и розничными продажами, в частности с производством готовой упаковки, бумаги. Одновременно снизились возможности реализации продукции в сроки и по ценам, которые были актуальны до наступления кризиса. Постепенно падение спроса на конечную продукцию ощутили на себе и производители целлюлозы, картона.
Рынок существенно поменялся: если в стабильные времена мы могли диктовать условия, то в кризис произошел резкий разворот на 180 градусов в сторону потребителей и уже они стали диктовать правила игры. Рынок стал в большей степени рынком покупателя. Поэтому приходится постоянно думать о том, что мы еще можем предложить клиенту, чтобы он продолжал с нами сотрудничать.
На разных рынках ситуация значительно отличается. К примеру, на внутреннем рынке целлюлозно-бумажной продукции спрос и цены остаются на низком уровне, в то время как, например, в Китае видны признаки некоторого оживления.
Если говорить о лесной промышленности в целом, то значительнее всех пострадал, пожалуй, сектор лесозаготовки. Ситуация в этом секторе и до кризиса оставалась одной из самых сложных, а сочетание кризиса со значительным увеличением экспортных пошлин на необработанную древесину усугубило положение лесозаготовителей.
Перспективы инвестпроектов «Илима» я оцениваю положительно. Кризис – удачное время для того, чтобы заранее подготовиться к его окончанию и восстановлению спроса. Спрос вернется на докризисный уровень и увеличение объемов выпуска готовой продукции будет поддержано изменением рыночной ситуации. Наш недавний инвестиционный проект в Коряжме по строительству самого крупного в мире производства полуцеллюлозы – очень своевременный и стратегически верный.
Стратегические планы компании остаются неизменными, корректируются сроки их реализации и инструменты достижения поставленных целей. Если говорить о наших предприятиях на Северо-Западе, то мы нацелены на развитие производства высококачественной бумаги для российского рынка, а также упаковочного направления.
Некоторое время назад, когда кризис находился в активной фазе, приходилось принимать много непростых решений. Но эти решения позволили сохранить наших потребителей, найти новые рынки, новые ниши. Мы искали возможности, чтобы соответствовать изменившимся запросам наших клиентов, и находили. Остались на рынке, сохранили свои позиции, финансовую устойчивость и репутацию.