Падение промпроизводства в Петербурге по итогам восьми месяцев текущего года составило 23,9%. Как и прогнозировали городские власти, снижение шло по L-образному сценарию, причем нижняя точка была пройдена в середине лета. В августе темпы падения начали понемногу снижаться, что позволяет рассчитывать на пусть и небольшой, но рост. Стабилизировать ситуацию помогло увеличение объема госзаказа и прекращение гонки заработных плат.
На плаву
Санкт-Петербург, во времена СССР – один из крупнейших промышленных центров страны, уже давно таковым не является. Вклад обрабатывающих отраслей в общий оборот организаций города, по данным Петростата, в 2008 году составил лишь 18,4%. Главным двигателем экономики в последнее время стала торговля – на ее долю в прошлом году приходилось более 50% всех городских доходов. Обрабатывающие производства занимают лишь второе место в суммарном обороте. Причем кризис существенных изменений в эту структуру не внес. По данным за январь-август текущего года, торговля по-прежнему в лидерах – 50% оборота, на обрабатывающие производства приходится 19%. Экономические проблемы серьезно отразились лишь на строительстве. Его вклад в городскую выручку сократился вдвое – с 8,4% по итогам прошлого года до 4% за восемь месяцев 2009-го.
Таким образом, на фоне общего состояния городской экономики промышленность выглядит как минимум стабильно. Серьезных потрясений в отрасли не произошло, большинство предприятий по-прежнему на плаву. Тем не менее избежать значительного падения объемов производства все же не удалось. «Индекс промышленного производства снизился в начале 2009-го, к марту ситуацию удалось стабилизировать на уровне 80% по отношению к прошлому году, – рассказывает председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Петербурга Сергей Бодрунов. – Летом индекс показал дополнительное инерционное снижение, достигнув к июлю значения 75,9% к аналогичному периоду предыдущего года». В целом колебания индекса промышленного производства в течение этого года в Петербурге были на уровне 20-25% по сравнению с 2008-м, но все равно выше показателей 2007-го, заключает Бодрунов.
Падение приостановилось лишь в августе. По сравнению с июльскими результатами индекс вырос на 0,2 процентного пункта, достигнув 76,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. По данным Петростата, к этому моменту в добывающих отраслях (добыча песка, щебня и т.д.) производство снизилось почти в пять раз, в обрабатывающих – на 30%. В то же время в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды наблюдается рост на 14,3%.
Объем отгружаемой продукции петербургских предприятий, выполненных работ и услуг по итогам восьми месяцев достиг 80,7% (в действующих ценах к уровню аналогичного периода прошлого года). Разрыв между этими двумя показателями (объемом производства и объемом отгрузки) Сергей Бодрунов объясняет увеличением спроса, что является одним из индикаторов оживления экономики. «Даже несмотря на снижение индексов промышленного производства в таких отраслях, как текстильное и швейное производство, изготовление кожи и обуви, а также в химическом производстве, в январе-августе 2009 года зафиксировано увеличение по отношению к аналогичному периоду прошлого года объемов отгрузки на 80, 28 и 14% соответственно», – отметил глава КЭРППиТ.
В начале года власти прогнозировали, что кризис в Петербурге будет проходить по так называемому L-образному сценарию. «Наши расчеты подтвердились. Экономика города стабилизировалась уже весной и сейчас находится на нижней точке. При этом наметилась неустойчивая тенденция к росту. Основные статистические показатели позволяют предположить, что дно кризиса пройдено в июле», – считает Сергей Бодрунов.
По сравнению со среднероссийским показателем в Петербурге падение индекса промпроизводства оказалось более внушительным. Российский индекс по итогам января-августа упал лишь на 14%, петербургский – почти на 24%. Председатель комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский склонен объяснять такое расхождение неравномерностью развития регионов: «Данные по России – это как средняя температура по больнице. В каждом регионе ситуация своя, в некоторых промышленность и до кризиса не была особо значимой отраслью, поэтому серьезного влияния глобальных экономических проблем не ощутила».
Деньги в срок
В разгар кризиса серьезную поддержку городской промышленности оказали петербургские власти. «Город ценой огромных усилий добился от Минобороны авансирования платежей по государственным контрактам», – поделился вице-президент Ассоциации промышленных предприятий Петербурга, генеральный директор завода «Звезда» Павел Плавник. Помощь оказывалась по трем направлениям, добавляет Александр Ольховский. Во-первых, власти помогали предприятиям в получении госзаказа, во-вторых, добивались своевременной его оплаты, ну и наконец размещали собственные заказы.
Недавно КЭРППиТ сообщил, что еще весной совместно с Союзом промышленников и предпринимателей и руководителями ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса провел анализ уровня выживаемости петербургской оборонки, установив, что для нормального функционирования и дальнейшего развития оборонным предприятиям необходим госзаказ в объеме около 46 млрд рублей. По состоянию на конец августа общее число заказов со стороны Минобороны превысило 780 контрактов на общую сумму около 51 млрд рублей против 36 млрд в прошлом году. Таким образом, уровень выживаемости преодолен, тем более что власти обещают до конца года разместить на городских предприятиях дополнительные заказы примерно на 10 млрд рублей.
Однако получить заказ недостаточно, важно его своевременное авансирование. Ведь если раньше предприятия, не дожидаясь вечно задерживаемых авансов, привлекали под заказы банковские кредиты, то в последнее время из-за роста ставок такой путь стал труднодоступным.
В начале года задолженность перед петербургскими предприятиями за заказы, выполненные в 2008-м, составляла почти 4 млрд рублей. «На протяжении нескольких месяцев мы проводили работу с Министерством обороны РФ, с департаментом оборонной промышленности и высоких технологий правительства и военно-промышленной комиссией при правительстве России, что позволило сократить задолженность за прошлый год до 900 млн рублей. Однако сейчас начали расти долги по оплате за выполненные работы по контрактам 2009 года, составляющие более 4 млрд рублей. Запускать эту проблему недопустимо, поэтому мы намерены продолжать работу с военным ведомством. Очередная серия консультаций пройдет в Москве и Санкт-Петербурге в ближайшие несколько недель», – пообещал недавно Сергей Бодрунов.
Часто проблема задолженности возникает не только из-за нерасторопности военного ведомства. Дело в том, что большинство петербургских предприятий – субконтракторы у материнских компаний, расположенных в других регионах. Поэтому, как правило, задолженность перед заводами образуется именно по причине задержек с перечислением средств от головных предприятий. Подтверждают этот тезис результаты исследования, проведенного среди руководителей промпредприятий летом этого года Агентством социальной информации. В ходе опроса выявлено, что главная беда отрасли – именно неплатежи со стороны заказчиков и контрагентов.
Несмотря на некоторую стабилизацию, основные проблемы отрасли, возникшие задолго до кризиса, актуальности не потеряли
Следует отметить, что помимо государства серьезным подспорьем для развития промышленности могут стать заказы крупных госкомпаний. Работа в этом направлении уже ведется. Так, в середине сентября заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков пообещал разместить крупный заказ на производство восьми судов-метановозов на «Северной верфи» и Выборгском судостроительном заводе. Исходя из рыночной стоимости одного такого судна, два завода получат заказы на сумму, превышающую 2 млрд долларов. Причем главным условием размещения данного заказа «Газпром» ставит проведение модернизации верфей. Хотя очевидно, что часть заказа (эксперты уже спорят, какая) отойдет иностранным производителям, имеющим больший опыт в строительстве специализированных судов, однако многое перепадает и российским компаниям, в том числе петербургским.
На крупный заказ может рассчитывать и одно из крупнейших петербургских предприятий – «Силовые машины». Компания практически наверняка примет участие в строительстве гидроагрегатов для пострадавшей в аварии Саяно-Шушенской ГЭС. Стоимость этого заказа тоже может быть очень внушительной – более 80 млрд рублей.
«Активизация внутреннего спроса, в том числе через механизм госзаказа, может подтолкнуть многие предприятия к модернизации», – полагает Александр Ольховский. При этом он признает, что в ситуации слаборазвитого внутреннего спроса «предприятия еще долго не смогут избавиться от зависимости от государственного заказа».
Стоп, кадры
Тем не менее в период кризиса сформировались и положительные тенденции. По словам Павла Плавника, исчезли бешеные ожидания по заработной плате. Персонал перестал слоняться с одного предприятия на другое. Таким образом, кризис несколько исправил перекосы, возникшие в 2007-2008 годах на рынке труда.
«Действительно, поток сотрудников, переходящих с одного предприятия на другое в поисках более высокой зарплаты, сократился, – соглашается консультант по подбору персонала индустриального отдела компании „АНКОР“ в Санкт-Петербурге Ирина Зюзина. – Мы связываем это с двумя факторами. Во-первых, ситуация в компаниях – потенциальных работодателях изменилась: нет большого количества вакансий, связанных с постоянным ростом производства, открыты единичные позиции при развитии компании или заменяются неэффективные сотрудники. В условиях отсутствия большого выбора вакансий работодатели стараются не переплачивать новым специалистам. Во-вторых, среди основных критериев выбора работодателя сотрудники стали значительно выше ценить стабильность, и если настоящее место работы удовлетворяет этому параметру, то они не рискуют даже ради очень заманчивых перспектив».
По прогнозам «АНКОРа», в ближайшее время предпосылок для стремительного роста заработных плат нет. Ценным специалистам зарплаты не урезали, но конкуренции нынешним работодателям нет, поэтому альтернативных предложений и, соответственно, повышения их рыночной стоимости не ожидается.
Однако такую важную проблему, как дефицит квалифицированных рабочих кадров, кризис не решил. «С одной стороны, количество вакансий для „синих воротничков“ резко снизилось, если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года, – отмечает Ирина Зюзина. – Физического недостатка в рабочих руках на рынке нет. Однако теперь при открытии даже одной или нескольких позиций такого уровня работодатели более тщательно оценивают уровень квалификации сотрудника, а в отношении действительно профессионалов дефицит остался, и эта тенденция обостряется. Дело в том, что в новых экономических условиях высвободились рабочие не самой высокой квалификации и работодатели всеми силами удерживают ценных сотрудников, в том числе „синие воротнички“. Поэтому найти среди увеличившегося потока соискателей профессионала своего дела стало еще труднее и в качественном отношении дефицит только усилился».
И все же, несмотря на некоторую стабилизацию, основные проблемы отрасли, возникшие задолго до кризиса, актуальности не потеряли. «Основной целью промышленности как была, так и осталась модернизация, – говорит Павел Плавник. – Однако экономических условий для ее проведения не создано: у нас по-прежнему слишком длинные сроки амортизации оборудования и высокие ставки кредитов. Кроме того, отсутствуют долгосрочные планы по потребности в промышленной продукции. Я не призываю возвращаться к Госплану, но в крайности скатываться тоже не нужно. Однако в России они происходят постоянно – то полная демократия, то, наоборот, стопроцентный патернализм. Пора бы уже найти некий баланс между этими двумя крайними точками».
Санкт-Петербург