Выше государственных стандартов

Николай Кропачев: «Наша задача – войти в список 100 лучших университетов мира»

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев в интервью корреспонденту «Эксперта С-З» озвучил амбициозные планы СПбГУ по резкому перемещению вверх в рейтинге университетов мира и рассказал о преимуществах, которые получит вуз после принятия закона об особом статусе двух университетов.

Устав претерпит изменения

– Насколько необходимы университету собственные стандарты образования? Есть ли наработки в этом вопросе?

– Собственные стандарты нам, безусловно, необходимы: у нас уже есть опыт создания стандартов более высокого уровня, чем общегосударственные, и есть возможность, которую надо обязательно реализовывать: разрабатывать и внедрять новые собственные стандарты: отвечающие требованиям времени, с одной стороны, и высокого уровня нашего вуза с другой. Кстати, при обсуждении закона о двух университетах, один из членов Совета федерации так и предлагал - прописать в законе, что СПбГУ и МГУ должны работать выше государственных стандартов.

Формирование собственных стандартов – это работа по интеграции в учебную программу дополнительных дисциплин, корректировка соотношений часов, программ, целей и задач, дополнительные требования к образовательному процессу. Мы – университет, многопрофильный вуз, мы учим студентов системе знаний, фундаментальным наукам, и только на эти “шпалы” глубочайших фундаментальных знаний можно укладываются “рельсы” дополнительных навыков и компетенций, расширяющих кругозор, эрудицию и способствующие универсальности и даже уникальности специалиста.

Для внедрения наших стандартов нужно не только «перекроить» программу: необходимо усиливать стандарты за счет новых преподавателей, приглашения «узких» высококлассных специалистов для конкретной работы, нужно оптимизировать оборудование, отвечающее мировому уровню, обеспечить научной литературой и многое другое. Например, Фонд Научной библиотеки СПбГУ составляет почти 7 млн. экземпляров изданий и документов, а в год Университет закупает на 25 млн. рублей информационные базы, которыми пользуются наши ученые, аспиранты, студенты: что позволило впервые в научных кругах заявить о том, что в этом году СПбГУ стал одним из признанных лидеров среди российских университетов по объему подписки и продуктивности использования электронных ресурсов и т.д.

– Новый статус предполагает, что СПбГУ примет новый устав. Насколько серьезные изменения устав должен и может претерпеть?

– Сейчас говорить о том, какой будет устав, рано: еще не принят федеральный закон о двух университетах. Но если иметь в виду законопроект, который принят в первом чтении, то устав может претерпеть существенные изменения. В частности, законопроект предусматривает возможность отдельной строки бюджета и появление в составе университета юридических лиц - значит должна измениться сама структура университета и, как следствие, может измениться и система управления.

– Многие обращают внимание на то, что согласно законопроекту ректор будет назначаться президентом страны, а устав – утверждаться правительством. Может ли это повлиять на управление университетом, на сам устав?

– На структуре управления вуза факт назначения ректора президентом никак не скажется, равно как и на Уставе, за исключением того, что в уставе само это обстоятельство будет отражено. Да, с изменением статуса ректора, он становится более «адресно» ответственным, у него исчезает возможность «прятаться» за многотысячный коллектив, избравший его. Но в отношении важнейших процессов, для которых создан Университет: «учить» и «изучать», то есть образовательный и научный процессы – назначение ректора, безусловно, ничего не меняет, все основные решения, как принимались коллегиально, так и будут в дальнейшем.

По аналогии с Болоньей

– К 2010 году Россия должна окончательно встроиться в Болонский процесс. Насколько успешно идет встраивание в европейскую систему СПбГУ? Особый статус сильно облегчает данную задачу для университета?

– В отличие от многих вузов, в СПбГУ бакалаврские и магистерские программы введены уже давно, на некоторых факультетах – почти десять лет назад, поэтому для нас присоединение к Болонскому процессу не является проблемой. Наши студенты уже давно имеют возможность ездить в западные вузы. К настоящему времени заключено более двухсот соглашений об обмене студентами с ведущими вузами мира.

Совсем недавно New York Times опубликовала новый рейтинг вузов мира. Петербургский университет в этом рейтинге занял 168-ю строчку, а год назад мы были на 228-м месте. То есть мы продвинулись на 60 позиций вверх. И, кстати, почти сравнялись с Московским госуниверситетом – теперь нас от него отделяет всего 13 баллов. А раньше было 45 баллов. Это рывок, который говорит о том, что мы уже активно работаем в этом направлении. Конечно, хотелось бы гордиться не 168-м местом. Наша ближайшая задача – войти в сотню лучших.

Нам сегодня важно, чтобы аналогичный болонскому процесс шел и внутри России. У нас много хороших вузов и хороших программ. Должно появиться своеобразное свободное движение студентов внутри страны. Оно бы позволило студенту, поступившему в один вуз, пользоваться государственными образовательными услугами и в других вузах. И соглашение, которое мы заключили летом с МГУ, имеет как раз такую направленность. Сейчас идет заключение дополнительных соглашений, которые дадут учащимся возможность свободного перемещения между Московским и Петербургским университетами. На мой взгляд, мы готовы к более широкому процессу.

– Возможность создавать собственные юридические лица – как она будет использована университетом?

– В ближайшее время мы планируем строительство собственной клиники. Эта клиника не только будет заниматься лечением, но и станет базой для различных междисциплинарных исследований. Мы хотим развивать свое издательство, и оно скоро станет отдельным юридическим лицом. Я привожу примеры, которые не связаны с реализацией объектов интеллектуальной собственности. Но не исключаю, что уже в следующем году мы начнем создавать совместные предприятия с частным капиталом, как раз связанные с реализацией объектов интеллектуальной собственности.    

Санкт-Петербург