Подтолкнуть локомотивы

Повестка дня
Москва, 26.10.2009
«Эксперт Северо-Запад» №41 (438)
Мурманские власти довольны итогами первого международного экономического форума: им удалось привлечь внимание правительства страны и бизнеса к главным проектам региона.

Объем инвестиций, которые будут вложены в экономику области в результате подписанных в рамках первого Мурманского международного экономического форума (ММЭФ) соглашений, явно превысит предполагавшуюся сумму 30 млрд рублей. Об этом на брифинге по итогам форума сообщил губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.

В ходе ММЭФ правительство региона подписало ряд соглашений о сотрудничестве: с компанией «Аэрофлот Норд», с ФГУП «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова“» и др. Но основной целью форума было привлечение внимания правительства страны и бизнеса к двум главным для региона проектам – к разработке Штокмановского шельфового газоконденсатного месторождения и развитию Мурманского транспортного узла. Оба продвигаются медленнее, чем планировалось.

Позитивным итогом форума стало подписание соглашений о социальных обязательствах компаний, реализующих проект разработки Штокмановского месторождения. Так, «Штокман Девелопмент АГ», совместное предприятие «Газпрома», французской Total S.A. и норвежской StatoilHydro, созданное для реализации первой фазы проекта, обязуется информировать правительство региона о ходе строительства, привлекать приоритетно местных специалистов, регистрировать «дочек» на территории области и платить налоги в региональный бюджет. В свою очередь, мурманские власти обещают содействовать созданию портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) и ОЭЗ промышленно-производственного типа в поселке Териберка, где разместятся береговая инфраструктура и завод по сжижению штокмановского газа. Компания «Газпром добыча шельф» в соответствии с подписанным договором обязуется в ближайшие пять лет софинансировать работы по реконструкции и строительству инженерных коммуникаций в поселке Лодейное, прокладке автодороги к Териберке. Кроме того, она готова вкладывать средства в строительство социально-бытовых объектов, учреждений здравоохранения, а также мини-завода по переработке морепродуктов в самом поселке.

Социальные обязательства, принятые на себя участниками Штокмановского проекта, не дают, однако, ответа на главный вопрос – о сроках начала разработки месторождения. По действующему графику первый газ с шельфа должен пойти по трубопроводам на Северо-Запад России и в Европу уже в 2013 году. Хотя официально об изменении сроков пока не заявлено, эксперты предполагают, что добыча начнется не ранее 2017 года. Летом «Газпром» скорректировал инвестиционные планы на 2009 год и, по имеющейся информации, сократил вложения в Штокман с 5,7 до 1,4 млрд рублей. «Такие масштабные проекты по добыче углеводородов корректируются инвесторами в соответствии с изменениями конъюнктуры мирового рынка», – подчеркивает генеральный директор InfraNews Алексей Безбородов. В настоящий момент на мировом рынке сложился переизбыток предложения газа, приведший к снижению добычи и цен на «голубое топливо».

  Фото: Интерпресс/Андрей Пронин
Фото: Интерпресс/Андрей Пронин

Второй локомотив мурманской экономики – проект развития Мурманского транспортного узла (МТУ), предполагающий модернизацию и строительство портовых мощностей и транспортной инфраструктуры, также отстает от первоначальных планов. Потенциальные частные инвесторы («Синтез Петролеум», «Кузбассразрезуголь») ранее предполагали начать возводить терминалы на западном берегу Кольского залива в 2009 году. Тормозом стал не только экономический кризис и ухудшение ситуации в компаниях, но и медленное решение подготовительных вопросов, находящихся в компетенции федеральных властей. Не разработаны принципы взаимодействия участников проекта развития МТУ в рамках государственно-частного партнерства. Не приняты поправки в закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», позволяющие создать ОЭЗ в Мурманском порту.

Эти ключевые проблемы были в очередной раз обсуждены в ходе ММЭФ. «С предстоящего года начнется конкретная реализация проекта», – заверил генеральный директор управляющей компании «Мурманский транспортный узел» Андрей Шаповальянц. Прогноз звучит несколько оптимистично. Границы земельных участков, на которых должны строиться терминалы и инфраструктурные объекты, будут определены только в декабре 2009 года. После этого предстоит процесс их отчуждения, причем вопросы собственности, как подчеркивает губернатор области, запутанны. Строительство новых мощностей на берегах Кольского залива, вероятно, начнется не ранее конца 2010 года. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№41 (438) 26 октября 2009
N41 (438) 26 октября
Содержание:
Стратегическая инициатива

Власти Петербурга видят будущее в инновациях и промышленном развитии, завязанном прежде всего на транспорт и логистику. Но неблагоприятные социально-экономические прогнозы могут свести на нет этот оптимизм

Реклама