Петербург накрыла cеть
Новыми технологиями передачи информации занялось даже «Ленэнерго»
«Эксперт Северо-Запад» №5 (12) от 20 марта 2000 года
Сегодня в Петербурге существует около пятидесяти интернет-провайдеров – минимальные первоначальные вложения и быстрая окупаемость проектов делают свое дело. Первым провайдером в городе принято считать компанию «Невалинк», которая в прошлом году была выкуплена у основателей американским холдингом Golden Telecom. До кризиса в рейтингах телекоммуникационных изданий фирма устойчиво занимала первые места. С 1993 года «Невалинк», опередив конкурентов, собрала небогатые в то время петербургские интернет-ресурсы на сервере www.spb.ru, который быстро стал одним из самых посещаемых в городе. Количество клиентов компании доходило до 5 тыc. Среди них аудиторская компания Arthur Andersen, пивзавод «Степан Разин», АО «Петмол», Главное управление ЦБ РФ по Ленинградской области. Сегодня количество клиентов «Невалинк», по некоторым оценкам, сократилось до 2 тыс. И все же компания занимает не менее 10% петербургского рынка.Кризис подкосил интернет-бизнес в Санкт-Петербурге: долларовые тарифы заставили многих пересмотреть свои расходы на интернет, а некоторые вообще отказались от услуг провайдеров. В результате абонентская база крупнейших компаний сократилась на 50%, а более мелкие, такие как Admiral, на время прекратили свою деятельность. Самой тяжелой проблемой осенью 1998 года стала нехватка оборотных средств: фирмы были вынуждены обращаться в банки за кредитами, усугубляя свое и без того нелегкое финансовое положение. Поэтому для «Невалинк» переход в собственность американцев был спасением, хотя пришлось многим жертвовать. В частности, теперь фирма работает под торговой маркой московского провайдера «Россия-Он-Лайн», которая установила самые низкие на сегодня в Петербурге тарифы на интернет-услуги. Средняя цена доступа составляет 0,07 доллара в час.
Ирина Хомутова
Три в одном
Петербургским абонентам предлагаются западные стандарты качества
«Эксперт Северо-Запад» №12 (41) от 2 июля 2001 года
Телефонная линия одного из коммерческих операторов Петербурга не просто является альтернативой услугам местного монополиста – Петербургской телефонной сети (ПТС). В отличие от ПТС, альтернативные операторы могут предложить всем абонентам цифровое качество связи, целый спектр дополнительных услуг цифровой АТС и качественный доступ в интернет по телефонной линии. Кроме того, и получить телефон у коммерческого оператора гораздо легче, при этом существенно меньше вероятность услышать от него любимые ПТС слова об отсутствии технической возможности провести линию. Даже если до абонента доходит лишь одна линия, альтернативные операторы способны установить аппаратуру цифрового уплотнения, позволяющую организовать по ней два или четыре телефонных номера.Леонид Коник
Ближе к телу
Для российского телекоммуникационного рынка отечественные инвестиции становятся определяющими
«Эксперт Северо-Запад» №44 (105) от 25 ноября 2002 года
Недавно министр связи и информатизации России Леонид Рейман огласил некоторые итоги работы подведомственной ему отрасли (за девять месяцев этого года). Среди прочего он отметил, что «зафиксирован существенный рост финансовых вложений» в телекоммуникационный рынок – он составил 23%. В целом это совпало с прогнозами, которые давали аналитики еще в начале года. Неожиданно большим оказался рост отечественных инвестиций – 19,7%. За последние три года столь существенный сдвиг рынка в сторону российского капитала замечен впервые и, по прогнозам, будет продолжаться.Иностранные инвестиции в российские телекоммуникации в этом году тоже серьезно выросли. Причем на порядок больше, чем отечественные, – почти на 30%. Это объясняется тем, что именно на 2002 год пришелся пик региональной экспансии (и в России, и в странах СНГ) крупнейших российских сотовых операторов (большие доли в которых имеют западные инвесторы), что и потребовало значительных капиталовложений. Но во-первых, доля иностранных инвестиций на рынке по-прежнему не превышает 10%. А во-вторых, в 2003 году этот внешний рост, по всем прогнозам, сойдет на нет. И главную роль в стратегическом инвестировании будут играть уже не западные, а отечественные игроки.
Петр Биргер
Мобильная ломка
В преддверии спада новых подключений бизнес дилеров сотовых телефонов переживает трансформацию
«Эксперт Северо-Запад» №38 (147) от 13 октября 2003 года
Рынок мобильной связи Петербурга близок к точке насыщения. По прогнозам аналитиков, уже в начале следующего года каждый второй петербуржец будет являться абонентом одного из сотовых операторов. Уровень проникновения мобильной связи 50% считается критическим – после его преодоления предполагается резкое замедление роста абонентской базы. Это означает, что и на рынке продаж мобильных телефонов и подключений к сетям операторов грядут серьезные перемены. Компании-дилеры уже не смогут зарабатывать на новых подключениях так, как они это делают сейчас. По-видимому, акценты будут смещаться в сторону продаж дополнительных услуг и стимулирования обновления моделей телефонов. Впрочем, пережить эпоху перемен смогут лишь некоторые продавцы – уже более года идет процесс выживания с рынка мелких независимых салонов связи крупными сетевыми компаниями.Новая телефонная парадигма
К решению проблемы очереди на подключение телефона власти Петербурга привлекают независимых операторов
«Эксперт Северо-Запад» №27 (184) от 19 июля 2004 года
Правительство города собирается вплотную заняться проблемой телефонизации города. Рассмотрение Программы обеспечения телекоммуникационными услугами жителей Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы правительством города планируется в августе текущего года. Одной из основных целей программы является полная ликвидация очереди на подключение телефона в Санкт-Петербурге. Как утверждают в администрации, это первая такая программа в России. Другое новшество – наравне с городским телефонным монополистом в этом процессе будет участвовать и негосударственная структура.Возникновение программы наблюдатели напрямую связывают с приходом новой власти в городе, предыдущая администрация не уделяла телефонному вопросу такого внимания. Первое заседание по этому поводу с участием правительства города и Минсвязи состоялось в начале декабря. По свидетельству очевидцев, выступавшая на нем губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в достаточно жесткой форме указала на важность данной социальной проблемы и обрисовала временные рамки ее решения – ближайшие несколько лет.
Вскоре была создана рабочая группа, которая в конце прошлого года приступила к разработке Программы обеспечения.
Вячеслав Александров
Крыша для оператора
Для петербургских телекоммуникационных компаний рынок недвижимости остается главной точкой роста
«Эксперт Северо-Запад» №39 (244) от 17 октября 2005 года
Для операторов связи (будь то поставщики интернет-услуг, телефонии или комплексные операторы) работа на рынке коммерческой недвижимости всегда была приоритетным направлением бизнеса. Особенно привлекателен для них растущий сегмент бизнес-центров. Так, согласно исследованию London Consulting & Management Company, в этом году объем петербургских офисных площадей увеличится почти на 190 тыс. кв. м. Все эти новые площади нуждаются в телекоммуникационном обеспечении. Рынок становится настолько привлекательным, что строительные холдинги даже обзаводятся собственными операторами.При этом в последние несколько лет для частных операторов связи открылась новая ниша – обслуживание жилых домов. И если долгое время это касалось исключительно объектов элитного жилья, то сейчас телекоммуникационные компании начинают активизироваться в сфере массовой жилой недвижимости.
Михаил Северов
Позвони с меня
Доступная сотовая связь стала вызовом таксофонным компаниям. Они пытаются выживать за счет дополнительных услуг и государственных программ
«Эксперт Северо-Запад» №14 (267) от 10 апреля 2006 года
Вот уже несколько лет падает трафик у таксофонных операторов: все меньше горожан используют уличные телефонные аппараты. В среднем, по оценкам рыночных игроков, только за последние три года трафик таксофонных компаний упал на 30%. Та же тенденция давно замечена и на западных рынках. Причина очевидна – высокое проникновение сотовой связи. Мобильный телефон есть практически у каждого, сотовая связь стала доступной и дешевой – таксофоны в такой ситуации ушли на второй план потребительского спроса. Участники рынка даже вспоминают историю, когда один из таксофонных операторов был готов подать в суд на сотового конкурента, который в своем ролике рекламировал мобильную связь как замену таксофонной (в качестве антуража использовались всем хорошо знакомые зеленые кабинки).При этом петербургский таксофонный рынок – один из самых развитых и конкурентных в России. На нем работают сразу три крупных оператора. Крупнейший игрок – «Санкт-Петербургские Таксофоны» (СПТ), в сеть которого входят 1,9 тыс. таксофонов по всему городу. Вторая по величине таксофонная компания Санкт-Петербурга – «Метроком», большинство ее аппаратов (около 700) расположены в метрополитене. Наконец, таксофонное направление развивает и «ПетерСтар», 200 таксофонов которой установлены главным образом в центре города – в местах, посещаемых иностранными потребителями.
В условиях сотового бума таксофонные компании ищут пути выживания. И, кажется, нашли – это снижение тарифов, развитие дополнительных услуг и продажа своей социальной значимости через участие в государственных программах.
Александр Янкевич, Виктор Логинов
Почти наркотическая зависимость
Цель любого фиксированного оператора – найти такой способ продаж, при котором абоненту максимально трудно отказаться от услуг
«Эксперт Северо-Запад» №28 (330) от 23 июля 2007 года
Рынок фиксированной связи в какой-то момент сбавил темпы развития. Два года назад это коснулось и общей динамики, и доходности, и внедрения новых услуг, и маркетинговых инноваций. Особенно очевидным падение было на фоне сотового бума: мобильные операторы запустили бесперебойный конвейер новых дополнительных сервисов и маркетинговых инициатив. Работающим на массовом рынке фиксированным операторам пришлось отступать под натиском сотовиков: проводная связь стала стремительно терять популярность, да и проводной доступ в интернет теснили прогрессивные мобильные технологии.Сейчас, впрочем, традиционные операторы снова встали на ноги. Этому в значительной степени способствовала реформа отрасли, в развитии которой до сих пор большую роль играет государство. Укрупнение компаний «Связьинвеста», ставка государственных телекомов на доходные новые услуги и реструктуризация «Ростелекома» оживили конкурентную среду, дали рынку новый толчок. Введение принципа СPP (платит звонящий) несколько повысило доходность компаний и обеспечило им дополнительное пространство для маневра.
На новом витке традиционные операторы заметно активизировали маркетинговую деятельность. Теперь фиксированными игроками взята на вооружение ключевая цель сотовых компаний – поддержка лояльности клиентов.
Борис Дятлов
Принужденные доминировать
Рынок сотовой связи, долгое время развивавшийся самостоятельно, рискует обзавестись собственным регулятором
«Эксперт Северо-Запад» №14 (362) от 4 апреля 2008 года

Принятие Государственной думой России во втором чтении законопроекта об иностранных инвестициях в стратегические отрасли обернулось неприятным сюрпризом для сотовых операторов, прежде всего для «большой тройки» – МТС, «ВымпелКома» (торговая марка «Билайн») и «МегаФона». В Думе посчитали необходимым защитить рынок сотовой связи как имеющий стратегическое значение. Для защиты ключевых предприятий этой отрасли депутаты решили ввести признак доминирования, по которому эти предприятия можно выделить. В результате появилась поправка в закон «О связи», согласно которой оператор подвижной связи, если его доля на рынке услуг в географических границах РФ превышает 25%, считается доминирующим.
Таким образом, МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» рискуют стать сразу и стратегическими, и доминирующими. Официально комментировать возможные изменения представители этих компаний отказываются – критиковать политику Мининформсвязи не принято, однако в частном порядке замечают: на то, что после третьего чтения ситуация изменится, возлагаются большие надежды.
Алексей Леонтьев
Проверка на лояльность
Сотовая связь стала услугой первой необходимости, от которой абоненты не готовы отказаться полностью. Тем важнее для многих процесс оптимизации расходов
«Эксперт Северо-Запад» №15 (413) от 20 апреля 2009 года
Аналитики компании Profi Online Research совместно с Qualitel Data Services в феврале текущего года провели в крупнейших российских городах исследования изменений в поведении и мотивации потребителей во время кризиса. Оказалось, что 42% респондентов при необходимости экономить не собираются отказываться от сотовой связи. При этом 32% выразили готовность искать, где услуги сотовой связи стоят дешевле, и только 23% заявили о возможности сокращения потребления этих услуг.Таким образом, сотовые операторы могут спать спокойно: резкого падения спроса на их услуги, скорее всего, не произойдет, как и снижения объемов потребления. 42% – конечно, не все абоненты, но это значительно более высокий показатель, чем по большинству других сервисов, за исключением, пожалуй, услуг интернет-провайдеров: даже на здоровье, красоте и содержании автомобиля намного большее количество опрошенных готовы сэкономить. «В данный момент мы не видим негативного эффекта от кризиса, – прокомментировали в пресс-службе петербургского филиала компании „ВымпелКом“. – Но нельзя не признавать сейчас факт вынужденной экономии во всех сферах жизни».
С другой стороны, абоненты психологически уже готовы оптимизировать свои расходы – сменить тариф на более дешевый или уйти к конкуренту, у которого те или иные услуги будут стоить меньше, что, разумеется, критично для любого оператора. Причем в последнем случае не станет препятствием даже необходимость смены номера, хотя ранее эта причина для многих была довольно значимой.
Так что лояльность пользователей заметно снижается и операторы вынуждены предпринимать шаги для того, чтобы удержать абонентов, причем желательно без сокращения собственных доходов. В связи с этим начало года стало своеобразным периодом соревнования операторов, причем не только друг с другом, но и с самими собой.
Алена Журавлева