Диверсификация Поморья

Вклад лесопромышленного комплекса в консолидированный бюджет Архангельской области постепенно сокращается, в политике региональных властей появились новые приоритеты – машиностроение и транспорт

На протяжении нескольких десятилетий Архангельскую область вполне справедливо называли всесоюзной лесопилкой и валютным цехом страны. Здесь располагались крупнейшие в Европе лесопильные и целлюлозно-бумажные комбинаты, дававшие до трети производства лесобумажных товаров СССР, а зарубежные покупатели беломорской доски щедро расплачивались за нее инвалютными рублями, пополняя государственную казну похлеще нефтедолларов.

В настоящее время экономика области более диверсифицирована. По итогам 2008 года валовый региональный продукт Поморья составил 246 млрд рублей, или 0,7% ВВП России. Наибольший вклад в формирование ВРП вносят обрабатывающие производства (лесопромышленный комплекс и машиностроение), энергетика, а также транспорт, связь, торговля и строительство. При этом, пожалуй, впервые вклад торговли (17,3%) в формирование ВРП превысил доходность лесопромышленного комплекса (17,1%).

Законы тяготения

Экономика Архангельской области тяготеет к нескольким крупным промышленным узлам. В лесопромышленном комплексе это Коряжма, Новодвинск, Онега и Архангельск, в машиностроении – прежде всего Северодвинск.

Коряжма и Новодвинск – классические моногорода. В них расположены два крупнейших в Европе целлюлозно-бумажных комбината – филиал Группы «Илим» (ранее – Котласский ЦБК) и Архангельский ЦБК. Больше десяти лет назад вокруг этих предприятий началось формирование лесопромышленных холдингов – «ИлимСеверЛеса» и «Титана», завязавших на себя десятки крупных леспромхозов. Моногородом можно назвать и Онегу, зависящую от работы Онежского лесопильно-деревообрабатывающего комбината. В начале 2000-х годов вокруг Онежского ЛДК также сложился холдинг лесопромышленных компаний, ориентированных на поставку сырья на комбинат.

Безусловный центр лесопромышленного производства региона – Архангельск. В былые годы здесь работало более десяти лесозаводов и ЛДК, построенных на Северной Двине, и Соломбальский ЦБК, а сегодня – лишь несколько лесопильных предприятий. Два года назад соломбальские ЛДК и ЦБК организовали новый региональный лесопромышленный холдинг «Соломбалалес», объединивший переработчиков, леспромхозы и транспортные компании.

Особенность архангельского ЛПК – его полуфабрикатная ориентация: зачастую перерабатывающие предприятия не выпускают готовую продукцию, а отправляют на экспорт полуфабрикаты – целлюлозу и нестроганые пиломатериалы. Общий объем отгруженных товаров по итогам 2008 года составил 42 млрд рублей, 80% продукции идет на экспорт. Поэтому большинство инвестиционных проектов в ЛПК, особенно на крупных предприятиях, связаны с модернизацией действующего устаревшего оборудования.

В этом году в Архангельске запущен самый современный в регионе лесопильный комбинат «ХарвиСеверЛес» – этот инвестиционный проект год назад получил статус приоритетного на федеральном уровне. Пока лесозавод выпускает необработанные пиломатериалы, однако в перспективе – организация строгания, домостроительное производство, выпуск биотоплива. Общий объем инвестиций составит 1,2 млрд рублей. Кроме того, строится мощный лесоперерабатывающий комплекс в Устьянском районе – на базе Устьянского лесопромышленного комплекса (объем инвестиций – 800 млн рублей).

Будни машиностроения

Северодвинск – крупный машиностроительный центр Архангельской области. Основа машиностроения региона – предприятия оборонно-промышленного комплекса (Северный центр судостроения и судоремонта). Загрузка их производственных мощностей составляет 50-70% – достаточно высокий для области уровень. Основная составляющая работы предприятий – выполнение гособоронзаказа.

Два машиностроительных предприятия – центр судоремонта «Звездочка» и ПО «Севмаш» – включены в список системообразующих организаций как имеющие стратегическое значение. Они формируют около 90% выручки машиностроительного сектора региона. Сегодня на «Севмаше» освоен выпуск наплавных энергоблоков для приливных электростанций, нефтегазодобывающих платформ, идет строительство гражданских судов, развивается военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами по строительству и ремонту дизель-электрических подводных лодок и кораблей. Еще один серьезный проект – модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для нужд индийских ВВС.

Гораздо хуже дела обстоят на предприятиях гражданского машиностроения. Здесь сокращение производства обусловлено резким падением спроса на все виды техники начиная с октября 2008 года. Так, почти в пять раз снизились объемы производства на Соломбальском машиностроительном заводе (гидроманипуляторы и портальные автолесовозы), Северодвинский завод дорожных машин полностью остановил работу и находится в процедуре банкротства. Уменьшаются объемы производства и на предприятиях гражданского судостроения.

Стратегия есть

В прошлом году компания Strategy Partners завершила разработку стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года.

Будущее машиностроительной отрасли эксперты связывают не столько с увеличением гособоронзаказа, сколько с реализацией стратегических гражданских проектов. В частности, предприятия региона имеют значительный потенциал роста, связанный со строительством нефтегазодобывающих платформ для освоения шельфовых месторождений, прежде всего – Штокмановского: до 2030 года потребуется свыше 50 платформ. Развитие судостроения в Архангельской области в целом согласуется с федеральной концепцией развития отрасли.

Основной потенциал области связан с развитием промышленного машиностроения (станкостроения, подъемно-транспортных механизмов, лесозаготовительной техники и т.д.). При реализации всех задуманных мероприятий выручка машиностроительного сектора к 2030 году возрастет в 40 раз – до 58 млрд рублей.

Лесопромышленному комплексу предстоит развиваться по пути более эффективного использования лесных ресурсов. По мнению экспертов, основные направления развития ЛПК связаны прежде всего с повышением доступности лесных ресурсов и выпуском лесобумажной продукции с высокой добавочной стоимостью. Сегодня на территории области идет активное замещение хвойных лесов лиственными, что сказывается на экономике отрасли. При этом в регионе вряд ли появятся новые монстры лесопиления и целлюлозно-бумажной промышленности, зато организация небольших лесопилок, мебельных и домостроительных комбинатов, предприятий по выпуску древесного биотоплива – дело скорого будущего. Большая часть их продукции будет ориентирована на внутриобластной спрос, особенно это касается биотоплива (в свете планируемого перехода котельных на новые виды топлива), да и основные рынки сбыта лесобумажной продукции находятся в радиусе 1,5 тыс. км, а значит, архангельская лесная промышленность будет вполне конкурентоспособна.

Значительный потенциал транспортной отрасли Архангельской области обусловлен выгодным географическим положением региона. Архангельск – один из наиболее оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией. Дальнейшее развитие транспортного сектора области связано прежде всего с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельска и железнодорожной магистрали «Белкомур».    

Архангельск