Всеволожский завод ЗАО «Форд Мотор Компани» уже несколько лет входит в тройку лидеров рейтинга 250 крупнейших компаний Северо-Запада. По итогам 2008 года предприятие заняло второе место. Президент Ford в России Найджел Брэкенбери в интервью корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал о текущей ситуации в производстве, продажах автомобилей и перспективах российского авторынка.
– Удовлетворены ли вы итогами 2008 года? Как сказался на результатах работы завода кризис, разразившийся в России осенью прошлого года?
– 2008 год лучше рассматривать по частям. До августа российский рынок находился на пути к тому, чтобы стать лидером среди автомобильных рынков Европы. Однако в следующие четыре месяца ситуация изменилась в связи со спадом в мировой экономике. Особенно остро этот спад сказался на России. Естественным образом кризис повлиял и на нашу компанию. В России упала покупательная способность, а это немедленно отразилось на продажах автомобилей. Мы были вынуждены сократить объем выпуска продукции.
– Был ли у компании антикризисный план и что вы предприняли для снижения негативного влияния кризиса?
– Кризис сказался на российском автомобильном рынке острее, чем на европейском. В подобной ситуации необходимо иметь несколько антикризисных программ, которые можно было бы оперативно применять в ужесточающихся условиях рынка. Основные направления, которых мы придерживались как в Европе, так и в России, – это снижение издержек и правильная ценовая политика. Что касается дилеров, кризис по России распределился неоднородно. Рынки Петербурга и Москвы пострадали меньше других, количество наших дилеров на Северо-Западе не сокращается.
– Сборочный завод Ford во Всеволожске – пионер среди российских сборочных предприятий зарубежных автопроизводителей. Помог ли этот опыт противостоять столь глубокому спаду спроса на автомобили на российском рынке?
– Ford была первой иностранной компанией, которая открыла собственный завод в России. Мы реализуем нашу собственную стратегию, и другие автопроизводители никак не влияют на наши планы. Существенным и важным моментом для компании и ее дилеров во время преодоления кризиса явилось то, что Ford на протяжении многих лет – один из самых продаваемых брендов в России, а Ford Focus уже семь лет остается самой продаваемой иномаркой на рынке. Мы не имеем данных о лояльности российских потребителей к конкурирующим брендам. Однако эксперты говорят, что доля Focus в своем сегменте постоянно увеличивается. Несмотря на вынужденное повышение цен и рост количества конкурентов, популярность этой машины по-прежнему высока.
– Как повлиял кризис на коллектив завода и взаимоотношения рабочих с администрацией? Какова вероятность трудового конфликта?
– Администрация завода и трудовой коллектив постоянно ведут диалог. Компания постоянно информировала служащих об изменениях на рынке и возможных переменах в организации рабочего процесса. В связи с падением более чем в два раза российского автомобильного рынка мы были вынуждены значительно сократить объемы выпускаемой на заводе во Всеволожске продукции и перейти на новый график работы.
– Как влияет кризис на темпы реализации таких элементов программы промышленной сборки, как локализация производства автокомпонентов?
– В настоящее время доля локализованных автокомпонентов в автомобилях Ford Focus всеволожского производства достигает 30%. Что касается седана Ford Mondeo, изготовление которого началось во Всеволожске в марте 2009 года, то на сегодняшний день эта модель локализована приблизительно на 10%. Мы продолжаем активную работу с российскими поставщиками автокомпонентов.
– Каков ваш прогноз динамики российского авторынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
– Российская экономика тесно связана с экспортом природных ресурсов. Так как глобально экономическая ситуация стабилизируется, спрос на природные ресурсы в ближайшее время восстановится. К 2012-2013 годам мы прогнозируем, что российский автомобильный рынок достигнет докризисного уровня.