Опять за старое

Москва, 23.11.2009
«Эксперт Северо-Запад» №45 (442)
На ближайший год лизинговые компании планируют активный рост. Хотелось бы, чтобы это не вызвало повторения прошлых ошибок

Рассуждения лизингодателей о перспективах рынка почти всегда были связаны с ожиданием дна – нижней точки падения. Предполагалось, что 2009 год определит, кто из участников рынка продолжит свою деятельность, а кто оставит рынок (представители лизинговых компаний отмечали, что это понимание необходимо в первую очередь банкам, чтобы определиться, кого финансировать).

Судя по комментариям сегодняшнего дня, к лизингодателям пришло понимание, что нижняя точка активности на рынке лизинга позади. Оптимизм выражают даже самые осторожные. Основания для него – стабильно растущий спрос и возможность его удовлетворять. Как итог – компании снова могут строить планы своего развития в ближайшем году, замечает генеральный директор лизинговой компании «Балтинвест» Светлана Мыркина.

Оптимисты по необходимости

Судя по отзывам участников рынка, компании спешат воспользоваться появившейся возможностью по максимуму, запланировать заметный прирост нового бизнеса. «После спада всегда наблюдается подъем, поэтому планы на будущий год достаточно амбициозные – выйти на показатели конца 2008 года», – оптимистична Светлана Мыркина. Подобные заявления звучат из уст многих лизингодателей – 2010-й должен стать новым успешным годом развития рынка. Казалось бы, лизинговые компании только-только нащупали почву под ногами, – к чему это прожектерство?

В действительности тут не только желание активно развиваться, но и насущная необходимость. «Учитывая бурный рост и структуру заключения договоров в 2006-2007 годах, на грядущий год планируется большое закрытие лизинговых договоров. Лизингодателям это грозит прежде всего сокращением лизинговых платежей, а в совокупности с возросшей дебиторской задолженностью и дефолтами клиентов – сокращением общих доходов лизинговых компаний», – объясняет начальник отдела маркетинга группы компаний «Балтийский Лизинг» Евгений Колесов. Сам он акцентирует внимание на таком аспекте, как сокращение издержек, иллюстрируя его важность тем, что «Балтийский Лизинг» вынужден был отказаться от присутствия в регионах, где филиалы еще не успели должным образом развиться и выйти на окупаемость.

Но многие игроки (прежде всего из второго эшелона) отталкиваются от положения, что сокращаться уже некуда, надо срочно расти. «В последний месяц мы четко ощущаем заметное обострение конкурентной борьбы за новых клиентов: компании снижают размер авансового платежа, восстанавливают упрощенные схемы финансовой оценки», – говорит генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин. Остается вопрос, насколько такие шаги обоснованы.

С одной стороны, определенный резон в этом есть. За минувший год компании серьезно повысили требования как к авансу, так и к финансовому положению лизингополучателя. «Основной упор делали не на ликвидность предмета лизинга, а на устойчивое финансовое состояние клиента. При этом основные критерии, по которым одобрялось предприятие – опыт работы, адекватная долговая нагрузка, положительная рентабельность, – испытали ужесточение требований к базовым коэффициентам, характеризующим финансовую устойчивость. Например, если ранее компании заключали договоры с молодыми предприятиями, то в кризис – только с теми, кто работал от двух лет», – рассказывает директор по маркетингу компании «Интерлизинг» Александр Рябцев. Лизингодатели шли на это и потому, что в кризисный период не видели перспектив, и поэтому выбирали тех, кто точно не уйдет с рынка. Сегодня меняется экономическая конъюнктура, меняются сами риски – значит, можно изменить и условия работы с клиентами.

Но с другой стороны, кризисный год показал, что политика отбора лизингодателей в эпоху расцвета рынка во многом была неправильной. Можно вспомнить, что почти сразу после наступления кризиса явной ошибкой был назван лизинг без справок, без оценки финансового состояния лизингополучателя. Подверглись критическому переосмыслению и эксперименты с упрощенной оценкой финансового состояния клиента (не сам принцип, а критерии отбора). «Не хотелось бы, чтобы произошло банальное возвращение к схемам докризисных годов, хочется надеяться, что сделан какой-то анализ прошлых программ», – рассуждает Роман Маланин.

Точная настройка

Между тем кризисный год явно дал новую пищу для размышлений о том, как изменить систему расчета рисков лизингополучателей. Сейчас, как отмечают участники рынка, лизингодатели скорее находятся в процессе переосмысления своего опыта. «Первой финализации новых систем оценки определения рисков, наверное, следует ждать в следующем году, когда будут подведены годовые итоги развития компаний», – полагает руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен Лизинг» Андрей Донченко. Факт, что изменения затрагивают обе ключевые составляющие анализа потенциального лизингополучателя – внешнюю и внутреннюю системы оценки рисков.

Ответ на вопрос, почему лизингодатели с большим вниманием стали относиться к внешней оценке, то есть оценке рынков, где работает клиент, лежит на поверхности. В начале года явно выделились провальные отрасли (на Северо-Западе это грузоперевозки и строительство), работники которых создали максимальное количество проблем для лизинговых компаний. Многие лизингодатели просто закрыли для себя проблемные отрасли – заявки от работавших в них предприятий и не рассматривались. Но сегодня, когда спрос растет, игнорирование части клиентов невозможно, и компании задумываются над более тонкой настройкой. «У нас есть хорошие клиенты из проблемных отраслей, и их не так мало. То есть нужны некие продуманные отраслевые коэффициенты», – считает Роман Маланин. Зачастую сами клиенты становятся отправной точкой для понимания лизингодателем перспектив развития отдельных секторов экономики. Как замечает Донченко, обращения клиентов становятся максимально обоснованными, всесторонне взвешенными. «Видно, что компании имеют продуманное и довольно реалистичное видение своего будущего и своей отрасли в новых экономических условиях», – подчеркивает Андрей Донченко.

В сходном направлении эволюционирует и система внутренней оценки рисков лизингополучателей. С одной стороны, это стандартная процедура: ключевые критерии, на основании которых принимается решение о заключении договора, у всех лизингодателей примерно одинаковые (оборот компании, ее рентабельность, опыт работы на рынке и т.д.). С другой – можно по-разному расставлять акценты, выделять дополнительные критерии принятия решений. «До кризиса специалисты, которые занимались анализом потенциальных лизингополучателей, больше внимания уделяли их прошлому и настоящему, проектам, в которых они участвовали, получаемой прибыли. Сейчас подход поменялся – основное внимание уделяется будущему компании. Мы просим предоставить контракты, которые обеспечат компанию работой в будущем, или договор о намерениях», – поделилась Светлана Мыркина. Подобные устремления – оценивать компании с точки зрения перспектив их развития – прослеживаются и у других участников рынка, хотя лизингодатели отмечают, что излишнее акцентирование внимания на договорах о намерении может стать серьезным сдерживающим фактором роста компании.

Год работы с должниками, работы по реализации изъятого имущества принес понимание, что на самом деле забота о лизинговом имуществе – задача лизингодателя. «В годы роста рынка лизингодатели пренебрегали тщательной проверкой поставщиков, мониторингом состояния имущества и определением его реальной стоимости, поскольку полагали, что это риски клиента. Но теперь понятно, что отслеживать жизнь лизингового имущества – в наших интересах», – уверен генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. Отвечая на вопрос «Чему вас научил кризис?», большинство лизингодателей укажут именно на этот момент – внимание к объекту лизинга. Потому что по факту лизинговые компании отслеживают жизнь лизингового имущества, как минимум у проблемных клиентов. При этом инвентаризацию всего имущества за минувший год компании уже, как правило, провели.

Лизинговые компании констатируют увеличение спроса, но обходят вниманием тот факт, что рост их клиентской базы происходит и за счет лизингодателей, которые находятся в сложном финансовом положении и не обладают средствами для заключения новых договоров. По мнению некоторых участников рынка, эти компании уже можно вычеркнуть. Их клиенты вынуждены искать лизинговые компании, финансовое состояние которых более устойчиво. «Рынок лизинговых услуг уже в некотором роде очистился. Многих лизинговых региональных операторов, которые до сих пор существуют и якобы ведут деятельность на данном рынке, нельзя относить к полноценным игрокам. Они ведут деятельность исключительно в части дебиторской задолженности и оптимизации своих убытков, не совершая новых сделок и не ведя работу в области продаж», – утверждает один из специалистов. Многие из таких компаний работали по простому принципу: брали кредиты в банке, «накручивали» маржу и снижали риски – давали почти всем, кто обратился. Иными словами, примеров того, что недооценка рисков может приводить к фатальным для компании последствиям, на рынке не так мало.     

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№45 (442) 23 ноября 2009
Медицина
Содержание:
Неестественным путем

Идея создания Национальной медицинской палаты трактуется врачами как попытка взять под госконтроль процесс становления саморегулирования в отечественном здравоохранении

Реклама