Уроки падения

Пятый угол
Москва, 23.11.2009
«Эксперт Северо-Запад» №45 (442)
Празднование падения Берлинской стены – хороший повод оценить степень его влияния на разные страны и выяснить лучшие рецепты, которые пригодятся в будущем

В Берлине в ноябре прошли торжества по случаю 20-летия падения Берлинской стены – события, преобразившего Европу. В результате череды «бархатных революций» и демократических перемен в большинстве стран социализма, которые вызвали сходные процессы и в СССР, что привело к его распаду, карта Европы сильно изменилась. Некоторые страны исчезли, появились новые государства, часть из которых за это время успела стать членами единой Европы, в которой больше нет границ.

Главным, так сказать, пилотным проектом для новой Европы стала бывшая ГДР, а в центре этих событий оказался, конечно, Берлин, который вновь стал столицей единой Германии. Поэтому изменения, которые произошли за 20 лет во всей стране после падения Берлинской стены, наиболее заметны именно в столице.

Сторонний наблюдатель, регулярно посещающий Берлин, наверняка не может не отметить в первую очередь изменение ритма жизни: он действительно стал, как любят говорить в Германии, «пульсирующей метрополией», темпы и стандарты жизни в которой теперь одинаковы и на западе, и на востоке города. В Берлине благодаря строительному буму, который не закончился и сегодня, отреставрированы исторические здания, построены новые городские кварталы, например вблизи Рейхстага. В рамках программы санации жилых зданий массовой застройки времен ГДР и территорий, которые занимала прежде Советская армия, также построено или капитально отремонтировано большое количество домов.

Примечательно, что объективно самым важным результатом событий 9 ноября 1989 года для Германии и, пожалуй, для всей Европы как с экономической, так и с политической точки зрения стало решение властей ГДР о немедленном введении свободного выезда для граждан ГДР в Западный Берлин и ФРГ. Это дало мощный толчок для развития туризма. Сначала внутреннего, потом и внешнего, который на сегодняшний день является самой важной отраслью немецкой экономики как с точки зрения вклада в ВВП, так и по количеству создаваемых рабочих мест: по этому показателю туризм опережает следующие за ним строительную индустрию и автопром.

Развитие туризма потребовало увеличения емкости номерного фонда гостиниц. В Восточной Германии этот процесс шел по трем направлениям: приватизация бывшего партийного и профсоюзного имущества ГДР (пансионатов, санаториев, баз отдыха и т.п.) с помощью специально созданного при Минфине ФРГ попечительского ведомства; привлечение реальных инвесторов с Запада через международные аукционы и тендеры; создание массовых дешевых туристских продуктов (например, отдых на крестьянском подворье, который впоследствии был растиражирован в других восточноевропейских странах и превратился в целое направление европейского туризма).

Параллельно стал развиваться транспорт. В первую очередь автобусный, который до сих пор составляет очень сильную конкуренцию железной дороге, особенно в отсутствие необходимости получать визы, что стало важным фактором развития туризма по мере объединения Европы. Кстати, все это время идет процесс реконструкции старых и строительства новых автомобильных дорог и их инфраструктуры как в Германии, так и в других странах Европы.

В это же время началось активное развитие паромных перевозок, получил развитие круизный туризм. Эти изменения в транспортной инфраструктуре и европейском законодательстве повлекли за собой важные преобразования и в логистике. Отмена таможенных пошлин на продукцию, произведенную в единой Европе, дала возможность производить многие ее виды в тех государствах, где рабочая сила дешевле, чем в старых странах – членах ЕС. Более низкие тарифы на хранение этой продукции в тех же странах и развитая сеть транспортно-экспедиторских компаний по всей Европе позволили уменьшить конечную цену многих видов продукции, особенно продовольственных (например, продуктов глубокой заморозки).

Международный туризм стал первым результатом падения Берлинской стены – так сказать, первым шагом по развитию мобильности людей в новой Европе. Вторым шагом стала трудовая мобильность, которая развивалась скорее вопреки желанию правительств большинства стран Европы, так как росла главным образом на базе нелегальной иммиграции. Основой нелегальной иммиграции были свободные рабочие места в различных секторах экономики, преимущественно низкооплачиваемые. Это явление охватило миллионы, а может быть, и десятки миллионов людей.

Третьим шагом, безусловно, стала массовая миграция молодежи с целью получения образования – как профессионального, так и высшего, чему способствовали соответствующие решения Европейского союза. Эти возможности открылись и для молодых людей из России, так как наша страна с 1996 года стала членом Совета Европы, а для граждан стран – членов этой организации открылся бесплатный доступ к образованию во многих странах EC.

Новые процессы в Европе привели к тому, что многие граждане старых стран – членов ЕС в условиях снижения гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения нашли особый способ поддержания здоровья. Так, многие жители Германии и некоторых других стран совершают туристские поездки в новые страны ЕС для получения медицинских и оздоровительных услуг за счет своей национальной медицинской страховки, что стало результатом изменений в соответствующих национальных законах.

Закономерный результат этих процессов – обогащение политическими идеями, что не позволяет стагнировать политической жизни в Европе. Еще одна новая данность, и уже для всех европейцев, – глобализация, которая стала особенно стремительной после падения стены. Событие, прошедшее в Берлине, – хороший повод лишний раз оценить степень его влияния на разные страны и выяснить лучшие рецепты, которые еще будут полезны и другим.    

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№45 (442) 23 ноября 2009
Медицина
Содержание:
Неестественным путем

Идея создания Национальной медицинской палаты трактуется врачами как попытка взять под госконтроль процесс становления саморегулирования в отечественном здравоохранении

Реклама