Вынужденные коррективы

Кризис внес изменения в темпы реализации стратегических инвестиционных проектов сырьевого региона

Если инвестиционные проекты Мурманской области ранжировать по объему капитальных вложений, то первая пятерка такова: освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения (1,2 трлн рублей), развитие Мурманского транспортного узла (150 млрд рублей), строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождений платиноидов Федорова Тундра (20 млрд рублей), горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд Олений Ручей (18 млрд рублей) и горно-обогатительного комбината на базе месторождения хромитов Сопчеозерское (3 млрд рублей).

Каждый из этих проектов важен не только потому, что обеспечит новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления. Основные надежды связаны с диверсификацией моновариантной экономики Мурманской области, основным кормильцем которой традиционно является горнодобывающий комплекс, а треть всех налоговых доходов обеспечивают предприятия, производящие никель и медь. Освоение новых видов минерально-сырьевых ресурсов, новых видов хозяйственной деятельности сделают регион менее чувствительным к передрягам на мировых рынках, придадут его экономике необходимую устойчивость. Предполагалось, что все пять проектов будут реализованы в 2012-2013 годах. Однако кризис внес свои коррективы.

Под спудом долгов

Приостановлен проект канадской золотодобывающей компании Barrik Gold Corp, собиравшейся построить в области горно-обогатительный комбинат производительностью 12 млн тонн руды в год на одном из крупнейших в мире месторождений платины Федорова Тундра. Канадцы рассчитывали, что к концу 2008 года выполнят банковское ТЭО, а в 2009-м приступят к строительству. В администрации области говорят, что на месторождении ведутся проектные работы. Barrik не комментирует, на какой срок остановлен проект, но ситуация не внушает оптимизма даже в среднесрочной перспективе: цены на платиноиды в значительной степени формируются спросом автомобильной промышленности, а ее объемы просели почти на 40%.

Почти троекратный обвал цен на никель и медь в 2008 году наверняка увеличит сроки создания производства феррохрома и огнеупоров на базе месторождения хромитов Сопчеозерское. Это давний проект Кольской горно-металлургической компании (Сопчеозерское разрабатывается ею с 1998 года), ориентировочная стоимость предприятия, рассчитанного на добычу и переработку 500 тыс. тонн руды в год, – около 3 млрд рублей. При этом холдинг вынужден значительно сократить объем инвестиций: генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский сообщил, что 3 млрд рублей компания выделит в будущем году на все свои новостройки на Кольском полуострове. А это помимо Сопчеозерского реконструкция металлургического передела в городе Заполярном, строительство транспортного терминала в порту Мурманск (плюс модернизация инфраструктуры) и другие проекты.

Не исключено, что заполярные объекты никелевого концерна не получат и обещанного. На минувшей неделе агентство Reuters сообщило со ссылкой на источник в банковских кругах, что «Норильский никель» ведет переговоры по различным вариантам рефинансирования: ко второй половине текущего года крупнейший в мире производитель никеля накопил долгов на сумму свыше 4 млрд евро, и практически половина этой суммы (48%) – краткосрочные обязательства.

Бенефициар сказал: «Поехали!»

Из всей троицы инвестиционных проектов, которые планировалось реализовать в горнопромышленной сфере, стартовал только один – строительство обогатительного комбината по переработке апатит-нефелиновых руд месторождения Олений Ручей. Возведение объектов инфраструктуры и административно-бытового назначения для этого комбината уже началось, ведет его Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК), учрежденная минерально-химическим холдингом «Акрон» именно для собственной рудной базы фосфорного сырья.

Планируемая производительность будущего предприятия составляет 1,9 млн тонн апатитового концентрата в год и 1,8 млн тонн – нефелинового. Выиграв в конкурсе на разработку месторождения, компания пообещала ввести в строй первую очередь уже в 2012 году – на год раньше, чем ей позволяет соглашение. Но в конце 2008-го у основного акционера начались проблемы, вызванные ростом долговых обязательств, и объем финансирования проекта сократился.

В начале этого года появилась информация о том, что «Акрон» готов отдать часть своих активов, в том числе и лицензию на разработку месторождения Олений Ручей, в уставный капитал новой, совместной с государством компании, лишь бы обеспечить проект необходимыми денежными средствами. Но уже в первом квартале конъюнктура на рынке минеральных удобрений улучшилась, плюс к этому правительство России приняло стратегически важное для отрасли решение об отмене экспортных пошлин на азотные и сложные минеральные удобрения.

В результате «Акрону» удалось сохранить хорошие финансовые показатели, в частности по итогам первой половины 2009 года уровень рентабельности по EBITDA составил 33%. Осенние переговоры со Сбербанком России о привлечении кредитных средств оказались успешными, месяц назад для Северо-Западной фосфорной компании открыта кредитная линия в объеме 9,5 млрд рублей на строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатит-нефелиновых руд Олений Ручей.

Связанные одной цепью

Разработка крупнейшего в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения, безусловно, важна для всей страны, но для региона освоение арктической кладовой сулит обустройство колоссальной инфраструктуры – капитальные вложения в местные объекты оцениваются в 17 млрд долларов.

До начала кризиса «Газпром» называл следующие сроки реализации мегапроекта: начало поставок газа по газопроводу – 2013 год, сжиженного природного газа (СПГ) – 2014-й. Таковыми они остаются и в настоящее время, по крайней мере оператор проекта «Штокман Девелопмент АГ» достаточно жестко одергивает функционеров «Газпрома», позволяющих себе усомниться в реалистичности утвержденного графика. Тем не менее с каждым днем задержка проекта выглядит все более вероятной.

В сентябре концерн сообщил о сокращении инвестиционной программы текущего года. Объем финансирования капитальных вложений по сравнению с цифрой, утвержденной в декабре 2008-го, уменьшился на треть. «Газпром» уверяет, что, безусловно, выполнит свои инвестиционные программы, однако не секрет, что его выручка сегодня растет только за счет роста цен на газ.

Спрос на газ упал и, по прогнозам аналитиков, полностью восстановится лишь в 2013-2015 годах. Затишье и неопределенность царят также на рынке СПГ в США, куда планируется поставлять от 80 до 90% штокмановского СПГ. Все это вынуждает руководство концерна делать осторожные прогнозы о возможной пробуксовке проекта. По мнению заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Медведева, разрыв между планом и фактом может составить около года.

Более основательный срок назвал на минувшей неделе Жан-Жак Москони, директор по стратегии компании Total (ей принадлежит 25% «Штокман Девелопмент АГ»). По его мнению, реализация проекта задержится минимум на два года. Объявленный «Газпромом» график Москони назвал невозможным по причине нерешенности многих технических вопросов (см. «Штокман в тумане», «Эксперт С-З» №46 от 30 ноября 2009 года).

Но самые большие надежды области связаны, безусловно, со  стратегическим планом по развитию Мурманского транспортного узла. В докризисные времена эксперты предрекали, что к 2020 году грузооборот увеличится с нынешних 25 до 84 млн тонн в год. Основную лепту в этот четырехкратный рост должны были внести, разумеется, углеводородные месторождения арктического шельфа, объем экспорта углеводородов оценивался в 33 млн тонн в год. В регионе рассчитывали увеличить грузооборот до 100 млн тонн в год за счет значительного расширения и модернизации портовой инфраструктуры, реконструкции подъездных железнодорожных путей и строительства разного рода терминалов.

Мурманский транспортный узел вошел в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», однако сомнительно, что в условиях задержки Штокмана центр сочтет целесообразным инвестировать заложенные в федеральном бюджете 60 млрд рублей в его инфраструктурные объекты (причальные и гидротехнические сооружения, навигационное оборудование и т.д.). Следовательно, коррективы в сроках реализации и этого стратегического проекта неизбежны.    

Санкт-Петербург